В диалоге с телом: Психолог-кинезиолог Наталья Ралло поделилась особенностями профессии
Профессия, которая восстанавливает здоровье через движение.

“Внучка регулярно ходит ко всяким “-ологам”: психологу, косметологу… Удивила тем, что решила отправиться на приём к такому специалисту, как кинезиолог. Какие вопросы он решает и кому полезны такие консультации?” Такое обращение мы получили от пенсионерки Аглаи Семёновны Горкиной и попросили красноярского кинезиолога Наталью Ралло ответить на популярные вопросы о своей профессии.
Дотанцевалась!
— Что такое кинезиология простыми словами?
— Дословно переводится как наука о движении. Другой вопрос — о каком движении идёт речь. Давайте возьмём простой пример: все мы получали плохие оценки в школе или проигрывали соревнования. Новость о негативном результате часто отдаётся слабостью в ногах, тяжестью в голове и другими не очень приятными ощущениями. Сильные эмоции вызывают отклик в теле — слабость или перенапряжение. Если в момент стресса человек не справился с нахлынувшими эмоциями, то в дальнейшем это может привести к психосоматике (болезнь, вызванная психологическими факторами) или происходит перенос ситуации на всю дальнейшую жизнь. Например, проиграв где-то в детстве, человек начинает избегать любых соревнований и конкурсов, закрывает себе дорогу к самореализации и раскрытию потенциала! С этим и работает кинезиология.
Когда клиент формулирует свою проблему, то я провожу мышечное тестирование и по биологической ответной реакции могу определить, какой именно фактор вызвал проблему и как эффективнее её разрешить. Именно поэтому моё направление называется психотерапевтическая кинезиология. То есть я работаю с запросами, применяя телесно ориентированный подход.
— Почему вы занялись кинезиологией?
— Когда я всерьёз заинтересовалась психологией, у меня была своя школа парных танцев, где я выполняла роль ещё и преподавателя. Такая деятельность подразумевает много неформального общения помимо занятий, тем более что все наши клиенты в танцах — взрослые люди от 17 до 50 лет и даже старше. Разнообразие было не только в поколениях, но и в проблемах, которые мы наблюдали, выслушивали и что-то пытались решить. Так или иначе педагог для взрослых, когда есть сложившийся коллектив, выступает и наставником, и частенько психологом.
Руководитель школы танцев решает много вопросов: с рекламой и наборами, мероприятиями, организацией соревнований, фестивалей и прочего. Естественно, это постоянный стресс и головная боль и в прямом, и в переносном смыслах. В какой-то момент я сама пошла к психологу, а потом стала активно искать дополнительные эффективные инструменты самопомощи. Кинезиология привлекла меня тем, что описывалась как расслабляющая, задействующая в комплексе эмоциональную, телесную и духовную стороны. Это было стопроцентное попадание в мои запросы. Тогда я сразу пошла учиться и после первого же семинара начала применять техники на своих знакомых, в том числе на учениках студии (с разрешения, конечно же). Позже я почувствовала нехватку знаний и прошла несколько курсов по психологии, в том числе защитила диплом в вузе.
— Как вам помогла кинезиология? Как изменилась жизнь с тех пор?
— Жизнь начала меняться понемногу, но сразу. Самым ярким примером было полное спокойствие на соревнованиях по танцам. Обычно я всегда очень переживала и тряслась, могла совершать глупые ошибки из-за волнения. Но в тот раз впервые настолько расслабилась, что станцевала даже вяло. Но в дальнейшем адаптировалась и снова начала показывать хорошие результаты. Оказывается, до этого я двигалась на адреналине, а можно это делать совершенно по-другому. И ко многим вещам я стала относиться проще, меньше переживать из-за отношений, смогла отпустить излишний контроль, стала отслеживать свои реакции в моменте и не переживать из-за пустяков, а также выстраивать жизнь и занятия так, чтобы оставаться в ресурсе. Кинезиология не только работает со стрессом, но и помогает изменить мышление. Начинаешь видеть вещи иначе, принимать эффективные решения во благо себе и своим близким. Я избавилась от многих страхов.
Неглупое тело
— С чем к вам можно обратиться? Какие самые частые запросы?
— Обратиться можно с проблемами в отношениях, вопросами самореализации и понимания собственных желаний, постановкой ресурсных целей, снятием стрессов и за помощью в преодолении жизненных кризисов. А ещё для работы со страхами и даже фобиями, для избавления от неприятных чувств, с вопросами самооценки, поиска энергии для жизни. Также эффективно получается работать со старыми проблемами, детскими травмами, подсознательными процессами, которые неочевидны даже для самого клиента.
— Чем всё-таки вы отличаетесь от психолога? В чём преимущества и особенности кинезиологии, если они есть?
— Здесь применяется телесная диагностика, а тело помнит всё и никогда не врёт. Можно точно определить “мишень” работы, получить доступ к телесной памяти и мгновенно проверить результаты. Под “мишенью” я понимаю как уточнение формулировки запроса клиента, так и истинную причину сложившейся ситуации. Большой плюс в том, что клиенту необязательно в деталях описывать травмирующее событие. Терапия всё равно будет проведена и очень эффективно! А ещё можно работать с довербальным периодом (время от начала зачатия ребёнка до достижения им возраста полутора лет). У меня был случай, когда клиент кардинально изменил свою жизнь после того, как мы провели всего три занятия с внутриутробным периодом. То есть тело было настолько зажато, что человек постоянно получал физические травмы на ровном месте, бился обо все углы, падал, была постоянная неуклюжесть, боли в суставах, притом что медицинские обследования — в норме. После нашей работы ушли блоки в теле и боль. На этом фоне произошла и смена профессии, переезд в другой город, наладились отношения с детьми и своей матерью. Казалось бы, где тут связь? Но есть же фраза “В здоровом теле — здоровый дух”. А я бы немного перефразировала: в свободном теле — свободный дух! Так вот, если бы я была просто психологом, то с этим клиентом, скорее всего, нам предстояла бы длительная работа, возможно, не один год, чтобы достичь таких результатов.
Драмы больше нет
— В каких вопросах эффект выше?
— Смотря что понимать под эффектом. Он ведь может быть и в осознании того, что “на самом деле я не хочу ничего менять, мне комфортно, как я живу, а желание что-то поменять возникло только из-за моей подверженности чужому мнению”. Такой результат тоже может быть, хотя изначальный запрос звучал как “я хочу перемен и успешного успеха”. Увы, в век социальных сетей, когда появляется привычка сравнивать себя с кем-то, мы во многом забываем о своей сути, а о собственных мечтах и целях вообще не имеем никакого представления. Бывают случаи, когда человек не готов встать и что-то сделать, но хочет получить ту самую пресловутую “волшебную таблетку”, чтобы оно как-то само наладилось. Тут нужна более глубокая работа, но часто такие клиенты не возвращаются, ведь после первого сеанса жизнь не стала сказкой.
Если говорить про внешний (видимый и измеримый) эффект от терапии, то он определяется не самим запросом клиента, а желанием и готовностью поменять что-то в жизни, достичь чего-то очень важного. Обычно изменения сразу чувствуются в запросах с проблемами в романтичных или трудовых отношениях, с эмоциями, самооценкой, травматичным опытом... Плюс кинезиологии в том, что можно тут же продиагностировать и поработать с такими неочевидными вещами, как готовность принимать позитивные изменения в жизни или подсознательное желание наказывать себя за улучшения. Да-да, чего только не бывает, ведь психика человека очень хитра и частенько воспринимает любые перемены как потенциальную угрозу к выживанию.
— Какие есть противопоказания к посещению психолога-кинезиолога?
— Во-первых, это острые воспалительные, инфекционные процессы и тяжёлые соматические состояния, требующие неотложной медицинской помощи, психические расстройства в острой фазе, интоксикация организма различными веществами, онкологические заболевания. Речь идёт именно об острых стадиях. Если же состояние стабилизировалось и получено разрешение от лечащего врача, то работа с кинезиологом очень даже возможна и полезна. Во-вторых, на приёме лучше сообщить о текущей беременности, перенесённых травмах и операциях.
— А были случаи, когда терапия приводила к нежелательным эффектам?
— Однажды пришла девушка на вторую сессию и говорит что-то вроде: “У меня в семье теперь стало так спокойно и хорошо, совсем не хочется ссориться, а я так не привыкла, мне нужна драма в жизни!” Ну что ж, пришлось поработать над потребностью в острых ощущениях. Что мы сделали: продиагностировали, что конкретно стоит за словом “драма” и куда лучше перенаправить эту энергию. Пока жалоб не было.
Не хочу касаний!
— А с чем точно не стоит обращаться к вам?
— Опять же — не ко мне с острыми психическими, физическими и инфекционными заболеваниями. Что касается остальных запросов, то главное, чтобы человек был готов сам вкладываться в свои улучшения, а не как в примере с волшебной таблеткой. Также я не гарантирую результат, но могу гарантировать качество своих знаний и навыков по работе с запросами, конфиденциальность и безопасность. Клиент и специалист прикладывают усилия примерно 50 на 50. Ведь речь идёт всё-таки о работе психического здоровья, где я следую за запросом клиента, помогая ему сформулировать задачу, убрать препятствия на пути к цели и создать проекцию в желаемое будущее. Если нужно — добавить ресурсов. Но жить, реализовываться и действовать в конечном итоге будет клиент.
— А если я нечувствительный человек, не ощущаю своё тело? Такое бывает?
— Да. Есть сильные логики как среди мужчин, так и среди женщин. Тогда я начинаю работу как психолог-консультант. Кстати, это может понадобиться и с гиперчувствительными людьми. Бывает, приходят подростки, которые не хотят, чтобы до них дотрагивались. Но я в любом случае обращаю внимание на язык тела, который не спрячешь. И опыт показывает, что и в таких случаях через некоторое время можно перейти к телесным техникам. Во-первых, выстраивается доверие, а во-вторых, нечувствительность и замкнутость также имеют свои причины, которые мы затрагиваем на сессиях.
— Как бы вы описали клиента, которому подойдёт психотерапевтическая кинезиология в качестве терапии?
— Думаю, это любой человек, который хочет освободиться от эмоциональных переживаний и улучшить качество своей жизни.
В тему
Метод прикладной кинезиологии разработал хиропрактик Джордж Гудхарт в 1960-х годах. За свои труды о теории и практике кинезиологии он был удостоен множества наград и в 1980 году назначен первым мануальным терапевтом олимпийской сборной США.
Доктор обратил внимание, что взгляды на проблемы человеческого организма в восточной и западной медицине имеют много общего. Объединив полученные знания, он нашёл ответ на вопросы, касающиеся дисбаланса в теле, который обычно проявляется болевыми синдромами и компенсаторными реакциями.
В настоящий момент у данного учения существует огромное количество ответвлений, но в основе каждого из них лежит мышечное тестирование. Ведь организм человека точно знает, что ему нужно, осталось только расшифровать эту информацию. Чем и занимаются кинезиологи.