Новости Красноярска

«Вот тебе кокуй, с ним и ликуй»: Ольга Лаптенок создаёт старинные русские головные уборы

«Вот тебе кокуй, с ним и ликуй»: Ольга Лаптенок создаёт старинные русские головные уборы
Фото Ольги Лаптенок

В Красноярске работает мастерица, которая освоила технику изготовления исторических русских кокошников. Ольга Лаптенок — дизайнер сувениров, а такое рукоделие она скромно называет своим хобби.

Ольга призналась, что с юных лет интересовалась стариной. В Красноярской академии музыки и театра защитила диплом по старинной органной музыке, в Красноярском госуниверситете изучала культуру древнего мира на факультете искусствоведения и культурологии.

“Если вы принадлежите к поколению, которое было молодым и активным в 1990-е и хотело красиво одеваться, то вы наверняка умеете делать что-то из ничего. В моём случае это было шитьё”, — отметила Ольга.

 

ДЕЛО МАСТЕРА БОИТСЯ

  

Увлечение появилось после просмотра фильма “Дочь рыбака”, где девушки носили самые разные венцы. Ольга загорелась идеей научиться делать такие головные уборы. Она нашла самого именитого мастера Юханна Никадимуса, который создаёт кокошники по старинным технологиям, прошла у него обучение и теперь шьёт их сама.

— Когда готов ученик, найдётся и учитель для него, — отметила Ольга. — Я увидела, что Юханн набирает курсы по старинному ремеслу “сажение по бели” (объёмная вышивка с использованием жемчуга, перламутра, самоцветных камней или бисера. — Прим. ред.), и записалась. Юханн рассказал всё, что знает о русском кокошнике и его изготовлении. Научил и золотому шитью.

Сделать первый кокошник было страшно, признаётся Ольга. Ведь это не простенькая корона ребёнку на утренник.

“Сначала я придумала кокошник для игрушки, — поясняет рукодельница. — Знаете, были такие куклы царского рода, их на рынке обнаружили коллекционеры XIX века. С ними забавлялись великие княжны и девочки из дворянских семей конца XVIII века. Все фигурки были в кокошниках. Такую куклу сделала и я. И страх пропал”.


ДОРОГО-БОГАТО


Красноярка рассказала: чтобы головной убор получился качественным, его нужно выполнить по технологиям пятивековой давности и из качественных материалов.

— Сегодня уже не найти винтажных тканей, из которых шили головные уборы мастерицы XVIII века, а вот галуны встретить можно. Это разноцветная узкая хлопчатобумажная или шёлковая лента или тесьма, в которые часто вплетали золотые, серебряные, алюминиевые или позолоченные нити. Такая тесьма — незаменимая вещь в изготовлении кокошников, — поделилась мастерица. — Мне повезло: для своего первого настоящего кокошника у меня оказалась целая коллекция французского галуна, расшитого золотом.

Чтобы создать старинный аксессуар, Ольге Лаптенок приходится изучать большой объём информации, ездить по музеям древних русских городов.

“По каждому из предметов своей коллекции могу сказать, из какого музея я взяла образец, — поясняет дизайнер. — Ни один не выдумала. Старалась, чтобы головные уборы соответствовали тем, которые находятся в госкаталоге народных изделий из различных музеев. Даже с теми же замерами”.

Один из высоких кокошников Ольга увидела в Костромской губернии, где их изготавливали до полуметра в высоту. Головной убор в форме прорезной “снежинки” носили поморы в Архангельской области. При этом все венцы расшиты натуральным жемчугом, аметистами и антикварным стеклом.

Ольга призналась, что некоторые нюансы головных уборов, например, как их закрепить на голове, приходится додумывать самостоятельно, т. к. нет ни описаний, ни рисунков. Ведь в России портреты стали писать поздно — изображения людей появились только в конце XVII — начале XVIII века. Тогда знатные люди носили русскую одежду, но затем Пётр I наложил на это запрет. Так, кокошники остались только в крестьянской среде. Тем не менее их шили и носили в XIX столетии. А в Поморье кокошники надевали даже в середине XX века.

— В Сибирь кокошники привозили с собой переселенцы из центральной части России и Русского Севера, — поделилась Ольга. — В Бирилюсском краеведческом музее хранится настоящий свадебный головной убор, который привезла в Енисейскую губернию переселенка из Архангельской губернии. Кокошник подарила музею её праправнучка.

СТАТУСНАЯ ШТУЧКА!

 

Кокошник был очень ярким и “говорящим” аксессуаром, ведь по нему можно было определить социальный статус красавицы, её семейное положение. Именно в таком головном уборе девушек в Древней Руси отправляли на смотрины — княжеский сбор. По кокошнику можно было определить достаток семьи, а значит, и обилие приданого.

— Вообще, кокошник изначально носили замужние женщины, его название происходит от слова “кокоша” — курица, степенная мать семейства, — рассказывает Ольга Лаптенок. — А позже так стали называть и головные уборы, которые носили все женщины, — в те времена нельзя было опростоволоситься, то есть показать свои волосы посторонним, поэтому их закрывали красивым головным убором. Если кокошник с закрытой макушкой — его обладательница замужем. Если нет — готова рассмотреть варианты. Просватанные невесты также носили особый головной убор — с этакой золотой крышечкой и металлическими перепёлочками, которые позвякивали при ходьбе.

Ольга поделилась, что во время экспедиции в Архангельской области в одном из музеев увидела фотографию 1953 года: девушка в современной послевоенной одежде и кокошнике, расшитом перламутром.

— После войны ничего красивее найти было нельзя, а она на свою свадьбу хотела быть королевой. И взяла старинный головной убор, — пояснила мастерица.

В настоящее время кокошник — символ русского национального костюма. В основном его используют народные коллективы — хоровые, танцевальные. Но этот головной убор сейчас обрёл вторую жизнь среди модниц — многие из них носят небольшие венцы из кожи, бересты или ткани, украшенные вышивкой или инкрустированные бисером.