«Я хотел этот рекорд и взял его, теперь идём дальше»: Самый быстрый человек России Константин Крылов — о сезоне, рекордном забеге и планах на будущее
Константин даже превзошёл великого Валерия Борзова, пробежавшего 100 метров за 10,07 секунды на победной Олимпиаде в Мюнхене.

В 2023 году юный Костя Крылов круто заявил о себе, побив все юниорские рекорды страны. В следующем сезоне красноярский спринтер много побеждал. Если он был в форме, соперники по-прежнему видели лишь спину Крылова. Но вот собственные результаты стали хуже. Константин ни разу не подобрался к личному рекорду, хотя выиграл 100 и 200 метров на чемпионате страны и дважды стал первым на играх БРИКС (200 метров и эстафета). В прошлогоднем интервью Костя выразил уверенность, что его секунды не показатель, он пообещал, что знает, в чём добавить, и в 2025 всё изменится. Слово спортсмен СШОР "Спутник" сдержал. Теперь он быстрейший человек за всю историю страны, 10,04 секунды — это не просто рекорд России. Константин даже превзошёл великого Валерия Борзова, пробежавшего 100 метров за 10,07 на победной Олимпиаде в Мюнхене.
НЕ ИНОПЛАНЕТЯНЕ
— С чего начинался этот невероятный сезон?
— У меня были проблемы с ногой, поэтому поначалу уделял внимание верхней части тела, и только в январе-феврале стал тренироваться полноценно. А первыми соревнованиями стал командный чемпионат России в конце мая. Выступил неплохо, взял два первых места. Причём пробежал чуть ниже личного рекорда. Небольшой ветерок в спину надувал, может, он помог, но в целом для первых соревнований, учитывая, что во время предсезонного периода тренировался меньше, чем обычно, результаты вышли очень хорошими, даже отличными. И тогда подумалось: если я уже сейчас показываю эти секунды, то дальше можно бегать ещё быстрее.
— Тренировался меньше из-за травмы или в целом систему подготовки поменяли?
— Из-за травмы часть работы, которой я лишился, не мог восполнить ничем другим. И в целом не нагружал себя так, как другие ребята. Выполнял всё, что требовалось и ждал, когда смогу включиться на полную.
— Переживал до старта сезона, что он может получиться не таким, как должен, из-за скомканной подготовки?
— Страха не было. Мне скорее, как и в целом по жизни, было интересно посмотреть, что из этого получится. Организм привык к определённой работе, нагрузкам, а здесь подготовка сложилась иначе. Думаю, и ментально отдохнул. Как-то успокоился, и к сезону подошёл в хорошей форме.
— Что было дальше?
— Забег на Никольской на 60 метров, но это скорее про шоу, а не про спорт, и мемориал братьев Знаменских. И вот там уже уровень был серьёзным, всё-таки международный старт, удалось посоревновался с иностранцами, у которых личные рекорды из 10 секунд. Своё лучшее время парни не показали. Может, дождь повлиял на них или что-то ещё, для меня погода была привычной, удалось выиграть. Интересно было с ними посоперничать, да и посмотреть, как они разминаются, готовятся к старту, общаются, вообще себя ведут. Увидел, что они совершенно обычные люди, просто выбегавшие из десятки, а не какие-то инопланетяне. Дальше бегал на Кубке России, и уже потом пришло время того самого первенства страны до 23 лет и того самого забега.
— Было ли на этих соревнованиях до первенства нечто такое, что ты понял: происходит что-то особенное?
— На мемориале Знаменских обновил свой личный рекорд, несмотря на дождь и в целом на не самое лучшее состояние. Вот тогда и понял, что при лучших условиях можно выбегать из рекордных на тот момент 10,1 секунды на следующих стартах.
ОБЫЧНЫЙ ДЕНЬ
— День рекордного забега чем-то отличался от других?
— В целом нет, был такой же, как и все остальные. Особых предчувствий в день старта тоже не было. А вот до него, когда узнал, что будет хорошая погода, появилась какая-то уверенность, понимал, что я готов, и настраивал себя как минимум на личный рекорд. По ходу самого забега не казалось, что происходит нечто особенное. Бежалось как-то легко, уверенно всех опередил, а вот сразу после, когда увидел время, первое, о чём подумал: неужели действительно так легко было выбежать из 10,1.
— Когда увидел время на табло, удивился?
— Вот как раз больше удивился, что этот результат пришёл буднично. Сделал свою обычную работу по дистанции. И вроде всё было как обычно, а на табло — 10,04 секунды.
— Когда пришло осознание, что ты самый быстрый человек во всей истории страны? Этот рекорд как-то повлиял на тебя в личном плане?
— Вообще, я давно хотел побить этот рекорд. Не то, чтобы прямо самоцель, но существовала определённая планка, до которой ты просто Костя Крылов, который быстро бегает, а за ней — рекордсмен России, это совершенно другой статус. И вот получилось. Что чувствовал? Понятно, был очень доволен. Осознал ли? Да как таковое осознание не проявилось. Радость в моменте — да, но в целом просто ещё один шаг. Я хотел этот рекорд и взял его, теперь идём дальше.
— Теперь для всех, кто в нашей стране бегает стометровку, твой результат станет ориентиром на долгие годы, и вообще неизвестно, смогут ли его побить.
— Верю, что сам его и побью. Моя задача или цель, даже не знаю, как назвать, в общем, следующий шаг — выбежать стометровку из десяти секунд.
— Что говорили твои товарищи по команде, соперники и те, кто бежал с тобой эту рекордную дистанцию?
— Все по-разному. Кто-то просто был в шоке, другие хвалили: “Костян, ты легенда” и так далее. Кто-то общается со мной, будто ничего не изменилось.
— Про легенду и я повторю. Ты реально стал ей за один забег. Но мне кажется, что так тебя могут называть журналисты, друзья, соперники, но главное самому не прочувствовать собственную легендарность, думаю, на этом всё закончится. А так да, ты если не побывал в легкоатлетическом космосе, то остановился в шаге от него, всё-таки сам космос начинается на 9,99 секунды.
— Сам-то я себя так не называю и подобного не чувствую. Вышел, пробежал, побил рекорд — работаем дальше, почивать на лаврах не собираюсь. В конце концов, это же не какой-то заоблачный результат, не то, ради чего стоит взять и закончить, даже не середина пути, а его начало.
— Телефон после финиша не взорвался?
— Подтормаживал из-за количества сообщений. Их было невероятно много. В моменте обрушилось много внимания. Писали родные люди, друзья, просто знакомые. Радовались, поздравляли. Сразу посыпалось множество запросов от СМИ разного масштаба. Все хотели записать комментарий, взять интервью.
— Как отреагировал на рекорд твой тренер Сергей Пантелеев?
— В своём неповторимом стиле. Сергей Сергеевич сказал: “Красавчик, поздравляю, но первые 60 метров не выбежал из 6,5”. И, кстати, отметил, что сбавил на финише, несколько сотых потерял.
— Мне тоже так показалось, рядом никого не было, беги соперники ближе — может, и из десятки выбежал бы.
— Может быть, но я этого особо не заметил и не почувствовал, думаю, пробежал и финишировал на максимум.
— Что полагается за этот рекорд, кроме вхождения в историю: премия, звание? Заслуженного мастера спорта дадут?
— Премия и уважения. Звание не дадут. Его заслуживают на главных международных соревнованиях при соблюдении определённых критериев.
— Но их же нет для тебя.
— Ну да, но мне особо сейчас не обидно. Думаю, звание и прочее — впереди. Сейчас же надо бегать и побеждать.
— С этим результатом за что можно было бы побороться на том же чемпионате Европы?
— Выход в финал уверенный, и за тройку можно бы было биться. Всё зависит от конкретно твоего состояния в момент старта и от готовности соперников, но что сейчас об этом рассуждать. На сегодняшний день такой возможности нет, надеюсь, она появится в будущем.
ОБИДНАЯ ТРАВМА
— В принципе, после рекордного забега сезон уже можно было закончить и признать удачным, но далее ты выступил на чемпионате страны, однако там результат показал хуже, почему?
— Дёрнул заднюю поверхность бедра. Думаю, сложилась сумма факторов. Сказался и недостаток межсезонной работы именно на ноги. И забег на 200 метров на первенстве после трёх соток и ещё одной двухсотметровки. Плюс в самом рекордном забеге выдал свои максимальные возможности на сегодняшний день. И вот это всё вместе наложилось и привело к тому, что организм сказал: “Стоп”. Случилась травма.
— Почему ты не отдохнул и не посвятил время восстановлению, а всё-таки вышел на старт на ЧР?
— Перед ним вроде всё прошло. Думал, смогу хорошо пробежать. Но уже в полуфинале почувствовал дискомфорт и на финал вышел с травмой. Тем более что чемпионат России всё-таки главный старт сезона, и я обязан в нём участвовать, пропускать — вообще не вариант.
— На сколько процентов ты был готов?
— Если бы не травма, может, и вообще пробежал ещё быстрее, чем на первенстве. Тесты показывали, что я в порядке, состояние было хорошим. Но случился рецидив. В финале ход сбавил чуть-чуть, и на этом темпе добежал до второго места.
— Ярослав Ткалич, который стал первым, как-то тебя подкалывал: дескать, рекордсмен, а мне проиграл?
— Он вообще не про это. Серьёзный, взрослый человек, особо не шутит. В целом я доволен, что стал вторым. Учитывая вводные, результат — нормальный.
— В Екатеринбурге на завершающих соревнованиях сезона “Королева спорта” травма тоже беспокоила?
— Был далеко не в оптимальном состоянии, понимал это и принимал. И задачу ставил не рекорд установить, да даже не выиграть, а просто финишировать и не травмироваться опять. А после с чувством выполненного долга уйти в отпуск.
— Несмотря на скомканное завершение, можешь ли ты назвать этот сезон лучшим в карьере?
— Безусловно. Промежуточная карьерная цель достигнута. А травмы и прочие моменты были и будут, важно, что они не помешали в самом главном старте.
ВСЁ БЛАГОДАРЯ ТРЕНЕРУ
— За всю историю из 10 секунд на стометровке выбегали всего пять белых спринтеров. Тебе пока это не удалось, но, если взять того же Кристофа Леметра или парней из Австралии, привезти их в Красноярск и показать, где тренируется и готовится человек, пробежавший за 10,04, они точно не поверят, что такое возможно. Как ты сам объясняешь, почему получилось выйти на этот уровень?
— Тренер у меня хороший, нивелирует недостатки и даже превращает некоторые из них в преимущества.
— Но ведь не все его подопечные показывают подобные результаты. Может, ты просто был рождён, чтобы бегать и бить рекорды?
— До Сергея Сергеевича я же так не бегал, и в детстве не был прямо чтобы быстрее всех. А у него получилось раскрыть меня и сделать тем, кто я есть сейчас.
— Сейчас отдохнёшь, наберёшься сил, что дальше?
— Наверное будем подключать в подготовку другие города. Съездим в Сочи, там потренируюсь. Осень в этот раз надо отработать. Тренер считает, что пропуск прошлой сказался негативно, результаты могли быть ещё лучше. Сейчас наша федерация приобрела некоторую аппаратуру, думаю, она поможет прогрессировать. Сейчас осенью укреплю то, что есть, и постараюсь сделать определённый задел на будущее.
— То есть подготовка к следующему сезону будет куда более интенсивной, чем к этому, рекордному?
— Да, и мне, опять же, интересно, что из этого получится. Думаю, хуже точно не станет, а вот будет ли лучше, поживём — увидим.
— Тебя отделяют от космоса пять сотых секунды, вроде бы песчинка, моргнул — а они уже прошли. Но, наверное, преодоление этого рубежа станет самым сложным в карьере?
— Каждая сотая даётся кровью и потом. Я как на это смотрю. Вот во время подготовки к сезону из-за травмы сделал шажок назад, а потом получился целый прыжок вперёд, с личного рекорда сбросил 11 сотых. И это очень много, на самом деле. Оставшиеся пять сотых нужно пройти по шажочку. Всегда считал и сейчас считаю, что все проблемы от головы, ты можешь быть максимально готов на супервремя, но не покажешь его, потому что в голове нет нужного настроя. И вот сейчас, как мне думается, я себя чувствую именно так, как нужно. Есть даже не уверенность, а твёрдое убеждение, что всё сложится хорошо. Есть рекорд, да, но он уже прошлое, впереди новые цели и задачи, новые высоты.
— Ближайшая из них — выбежать из десятки, а потом?
— А потом максимально улучшать своё время и всё-таки выступить на главных международных стартах и проверить себя на том уровне.
— В 2024 году ты одержал много побед, но в сравнении с 2023 годом результаты стали хуже. Честно говоря, я тогда подумал, что твой пик прошёл, побил юношеский рекорд страны, казавшийся вечным, и на большее мотивации не хватает. В России ты выигрывал и так. Но когда мы общались в 2024 году, ты поведал, что понял, где и что происходит неправильно, и на следующий сезон всё изменится и бежать будешь быстрее. Слово сдержал — вот он, рекорд России. А сейчас можешь сказать: “В следующем сезоне я выбегу из десяти секунд”?
— Ситуация какая. Объясню своё состояние. Если раньше были какие-то моменты, когда присутствовали сомнения, то после этого забега на 10,04 я понял, что ничего невозможного нет. Можно многое говорить и обещать, но лучше — сделать. Меня моё время в 2024 году не радовало, но я действительно понимал, почему так происходит, и знал, что смогу лучше. И сейчас есть уверенность, что дальше плохо быть уже не может. Пройдён некий рубеж что ли. И вот после него только вперёд, только быстрее. Поэтому на конкретный вопрос: “Выбегу ли я из 10 секунд?” — отвечу: да.
ДОСЬЕ

Константин КРЫЛОВ, легкоатлет, спринтер, спортсмен СШОР “Спутник”
Дата и место рождения: 11 марта 2004 года в Красноярске.
Достижения: в 2023 году побил юниорский рекорд России на 100 метров (10,15 секунды), стал чемпионом России в беге на 200 метров и вторым на стометровке. В 2024 году выиграл 200 метров и командную эстафету на Играх БРИКС, а на ЧР взял золото на 100 и 200 метров.
Летом 2025 года на первенстве России до 23 лет преодолел 100 метров за фантастические для отечественных спринтеров 10,04 секунды, побив многолетний рекорд страны.