Стадион
«Моя профессия — спортивный директор». Звезда футбола Дмитрий Сычёв о детях, проектах и «Локомотиве»
Gornovosti пообщались с одним из лучших футболистов России.
Когда-то Дмитрий Сычёв вполне заслуженно считался лучшим футболистом России. Выходец из Омска сделал себе славную карьеру в московском “Локомотиве”, становился с ним чемпионом страны и был в составе той легендарной сборной, которая взяла бронзу Евро-2008. Сычёв умел сочетать игру в футбол и светскую жизнь: новости о нём появлялись в одинаковом объёме как на спортивных ресурсах, так и в “жёлтой” прессе. Были и скандалы, и провалы, и подъёмы... В этом и есть весь Дмитрий Сычёв.
Звёздный форвард завершил профессиональную карьеру, но из спорта не ушёл, участвуя в разных общественных и благотворительных проектах. Одним из них является “Футбол в школе”, реализуемый РФС. Сычёв был участником большого фестиваля «Футбол в школе» от РФС, прошедшего на днях в Красноярске, и после мастер-классов и автограф-сессии с удовольствием согласился на интервью с Gornovosti.
Лучше смотреть футбол
— Как вам уровень красноярских юниоров?
— Хороший, мне понравился. Красноярск — это футбольный, спортивный город, где созданы все условия для детей. Мы приезжаем сюда уже не в первый раз, и нам всё очень нравится. Сегодня мы проводим урок для школьников, участвующих в проекте РФС “Футбол в школе”. В нём участвуют уже 48 регионов, тысячи школ и сотни тысяч ребят, которые могут познакомиться и полюбить футбол не только на коробке у дома или в секции, а на уровне физкультуры. Мы же тут, чтобы поддержать их мотивацию заниматься серьёзнее. В будущем это, конечно, благотворно скажется на их уровне.
— Чем дети интересуются?
— В основном нюансами — например, как выполнить какое-то упражнение или финт. Им интересно, играли ли мы с Роналду, Месси, другими звёздами современности. Некоторые просто могут спросить: “Как дела?” Ребятишки очень открытые, разговорчивые, с ними приятно общаться.
— Знаю, что недавно вы были в Барнауле, общались с воспитанниками спортшколы Алексея Смертина. Можно ли сравнивать детей из разных городов?
— Везде дети как дети. Они живут футболом, любят спорт и хотят связать с ним свою жизнь. Ребятишки очень любознательные и открытые, и мы сами подпитываемся их энергетикой. Это даёт силы и желание работать дальше. А Барнаул ли, Красноярск, или любой другой город — не так важно.
— У вас достаточно насыщенный график. Похож на тот, что был в годы карьеры?
— Нет, это абсолютно разные вещи. В годы карьеры были только перелёты, игры и восстановление — больше ничего. Всё заточено под единую цель — помочь команде победить. Тогда я не мог позволить себе отвлечься на детей, какие-то полезные проекты, мастер-классы — всё внимание было сосредоточено только на профессиональном футболе.
— Сейчас вы общались с детьми, которые в большинстве своём не застали вашу карьеру. Они как к вам относятся?
— Вполне нормально. У них есть интернет, где можно посмотреть старые нарезки. Приятно, что молодёжь помнит историю футбола и знает имена тех, кто играл 10–15 лет назад. Им могут рассказать родители или старшие братья. Да и, честно говоря, у меня конец карьеры был не так давно. Но, конечно, приятно, что помнят.
__— Заметил, что на Алексея Гасилина обращают больше внимания. Он играет в медиафутбол, который сильно раскручен. Нет ли какой-либо ревност__и?
— Нет, конечно, вы о чём? (Улыбается.) Наоборот, хорошо, что дети смотрят футбольные вещи. Сейчас в интернете, увы, можно найти много чего плохого. Так что лучше смотреть футбол.
Точно не тренер
— Чем сейчас занимаетесь?
— Нахожусь в Красноярске, сижу в раздевалке, с вами разговариваю. (Улыбается.)
— Логично. А если более глобально?
— Мы с ребятами работаем с РФС, помогаем развивать детский футбол в регионах. Но вообще я планирую связать свою жизнь со спортивным менеджментом. У меня есть образование, я окончил спецкурсы. Тренером быть точно не хочу. Моя профессия — это спортивный директор или начальник скаутского отдела. Буду двигаться в этом направлении. Сейчас вот ищу различные варианты трудоустройства.
— Вы в своё время были одним из самых звёздных футболистов России, который и в светских хрониках регулярно фигурировал. Сейчас такого внимания нет. Не скучаете?
— Совершенно нет. Да я бы и не сказал, что у меня была какая-то светская жизнь. В годы карьеры всё внимание максимально уделялось футболу. И сейчас ничего особо не изменилось. Разве что появилось больше свободного времени, которое я могу уделить другим делам. Почему бы и нет?
Клубы нужны
— Вы сами сибиряк и прекрасно знаете проблемы местного футбола. В частности, резкое сокращение профессиональных клубов. А нужны ли они вообще?
— Конечно, а как иначе? Футболисты могут через местные клубы выходить на качественно новый уровень, дорастать до Премьер-лиги. Это хороший стимул для парней. Им однозначно нужен пример от мастеров. Ещё не стоит забывать о социальном плюсе, а именно о росте занимающихся спортом.
— Бытует мнение, что футбольные поля в Сибири лучше залить льдом и играть на них в хоккей с мячом.
— Нужно просто грамотно управлять и эффективно расходовать средства. Все модели известны, но их надо применять на практике. Правильно поставленные задачи даже с небольшим бюджетом приводят к успеху. Главное — не хватать звёзд с неба, и тогда можно рассчитывать на результат. Надо растить молодёжь, воспитывать кадры. Это долгая и нелёгкая работа, согласен, но она направлена на развитие своего региона. Думаю, местные предприятия сами захотят вкладываться в такие клубы — не те, куда люди приезжают только зарабатывать деньги, а те, где играют свои доморощенные пацаны.
Дзюба поможет
— Без “Локомотива” в нашем разговоре никуда. Сейчас команда, прямо скажем, в яме. Как думаете, что делать?
— Тут позволю себе не согласиться. В яме он был, когда там рулили немцы. (Спортивным директором “Локомотива” работал специалист из Германии Томас Цорн, который утверждал на пост главного тренера своих соотечественников. За полтора года наставниками команды успели побывать Маркус Гисдоль, Марвин Комппер и Йозеф Циннбауэр. В октябре 2022 года Цорн и Циннбауэр покинули клуб, который находился на грани вылета из Премьер-лиги. — Прим. авт.) Сейчас же он выбирается из той ситуации, куда его загнали эти деятели. Уже приложены усилия и привлечены дополнительные средства. У всех болельщиков нынешнее турнирное положение, конечно, вызывает шок. Будем надеяться, что “Локо” поднимется наверх и больше никогда не упадёт в эту яму.
— Подписание Артёма Дзюбы как-то поможет команде?
— Думаю, да. Это очень качественный игрок. На мой взгляд, все звёзды сошлись: “Локомотиву” нужен серьёзный форвард, а Артём явно хочет доказать свою состоятельность в России.
— Помимо Дзюбы, команде нужны форварды другой формации?
— Это уже вопрос к тренерскому штабу — он сам определяет, какие футболисты нужны под определённую схему. Никто не отказался бы от хорошего игрока, потому что качественные форварды — редкий товар, и на них идёт настоящая охота. Все хотят их заполучить. Но другой вопрос, что они стоят хороших денег. Хочешь усилить нападение — плати. Такая вот футбольная математика. Либо воспитывай своего. Других вариантов нет.
— Если “Локомотив” предложит трудоустройство, согласитесь?
— Конечно! Я, кстати, жду официального предложения от клуба. Но пока не стану раскрывать все карты.
“Марсель” в сердце
— Двадцать лет назад вы играли в чемпионате Франции. Следите сейчас за ним?
— Да, “Марсель” до сих пор в сердце. Его невозможно забыть. Команда не может оставить равнодушной. Болельщики обожают свой клуб! Смотришь на трибуны и понимаешь: с такой поддержкой просто невозможно проигрывать.
— Раньше чемпионат Франции считался оборонительным. Сейчас, на ваш взгляд, ситуация изменилась?
— Можно сказать, что да. Уже нет такого, что один чемпионат чисто оборонительный, а другой — строго атакующий. Футбол стал универсальным, все научились играть и в защите, и в нападении. Есть остроатакующие команды, а есть и с автобусом в защите. Но тот факт, что во Франции появились более классные игроки, неоспорим. Те же Месси, Мбаппе, за которыми следит весь мир. Плюс во французские клубы привлекаются большие деньги, чего не было в моё время. ПСЖ, “Монако”, “Ницца” — яркий тому пример.
— Недавно Александр Головин — тоже, кстати, сибиряк — продлил контракт с “Монако”. Рады за него?
— Конечно! Любой игрок, выступающий в европейском чемпионате, заслуживает уважения. Сейчас непростая обстановка, плюс решиться на переезд из России в незнакомую среду — это, конечно, достойно. Могу пожелать Саше только всего самого лучшего.
— Кого бы вы хотели видеть в Европе?
— Думаю, многие смогли бы играть там — им просто нужно подрасти. Есть, например, Сергей Пиняев — один из самых ярких наших футболистов. Пусть он окрепнет в России, поиграет в мужской футбол, а уже потом едет туда и доказывает свою состоятельность. Ещё можно вспомнить Арсена Захаряна, который, на мой взгляд, не сказал своего последнего слова в “Динамо”. Парни растут, и очень интересно наблюдать за их футбольным взрослением.
ДОСЬЕ
Дмитрий СЫЧЁВ, футболист
Дата и место рождения: 26 октября 1983 года, Омск.
Карьера: воспитанник омского “Динамо” и “Смены” из Санкт-Петербурга. На взрослом уровне выступал за тамбовский и московский “Спартак”, “Локомотив” и нижегородскую “Волгу”, а также за “Марсель”, минское “Динамо”, “Окжетпес” (Казахстан) и “Пюник” (Армения). Известен по игре за “Локомотив”, в составе которого провёл 224 матча и забил 73 мяча. В декабре 2019 года объявил о завершении профессиональной карьеры.
Достижения: бронзовый призёр чемпионата Европы (2008), чемпион России (2004), обладатель Кубка России (2006/07), бронзовый призёр чемпионата Франции (2003/04). Неоднократно входил в список 33 лучших футболистов России по итогам года.
Звание: заслуженный мастер спорта (2008).
Внеспортивная жизнь: снимался в ситкоме “Наша Раша”, комедии “Самый лучший фильм” и драме “Тренер”. Был героем ряда рекламных роликов. Болеет за омский “Авангард”. Знает несколько языков, увлекается сёрфингом.