Бизнес
«Время менеджеров уходит, возвращается эпоха технарей». Успехи и перспективы «ОКБ Микрон»
Предприятие выпускает рельсово-рудничное оборудование, средства автоматизации, изделия из цветных металлов, обогатительное оборудование, специальные редукторы.
Быть производственником сегодня снова престижно. Школьница из Красноярска Анастасия Трифонова мечтала о профессии актрисы, ну или стоматолога. Но когда отец привёл её на свою работу — машиностроительное предприятие “ОКБ МИКРОН”, девушка спросила: “Папа, на кого нужно выучиться, чтобы влиться в вашу команду?” И это неудивительно. Индустриальная мощь, которая открывается взору посетителей, буквально завораживает. А когда знаешь, какие перед компанией открываются грандиозные горизонты, не остаётся никаких сомнений: это островок стабильности в океане кризисов и потрясений.
Производство начинается с раздевалки
Завод современного машиностроения, который одновременно является опытно-конструкторским бюро, без навигатора найти не так-то просто. Он находится за микрорайоном Солнечным. Не очень далеко от города, однако с трассы производственных помещений не видно. Нужно ориентироваться на указатели. Одному из сотрудников “ОКБ МИКРОН”, Андрею Прокопчуку, оператору станков с числовым программным управлением, именно таблички-путеводители четыре года назад помогли изменить карьеру и, по большому счёту, судьбу.
— Я живу в Солнечном, на работу раньше ездил в Сосновоборск, — рассказывает Андрей. — Как-то раз обратил внимание на надпись “МИКРОН”. Через интернет выяснил некоторые подробности. Позвонил, меня пригласили на собеседование — и вскоре взяли к себе.
На вопрос, как ему теперь работается и живётся, молодой человек ответил: “Гарантированная зарплата вовремя. Тепло, светло. Чётко соблюдается график. У меня только дневные смены: трое суток через трое, меня всё устраивает. А ещё у нас шикарное оборудование: не знаю, где ещё такое найдёшь”.
Станки действительно впечатляют даже далёкого от машиностроения человека. Чего стоит одна только установка, позволяющая иметь дело с деталями весом в несколько десятков тонн и длиной до 10 метров. Или высокоточный центр, работающий в системе пяти координат и автоматически перемещающий обрабатываемую деталь. Завод несёт вахту круглосуточно и останавливается только дважды за 365 дней: в Новый год и в День машиностроителя.
Коллеги Андрея сообщили о других плюсах родной компании. Например, о том, что культура труда у них начинается с раздевалки, подобно тому, как театр — с вешалки. У каждого работника по две персональные кабинки: в одной хранится чистая, в другой — использованная одежда. На табуретках красуется фирменный логотип. Казалось бы, мелочь, но приятно.
Даже к оформлению туалетов на предприятии подходят с фантазией и в корпоративном духе: на кафельной плитке нарисованы… редукторы: устройства, связывающие вал вращающегося двигателя с другими механизмами.
Строили в чистом поле
Компания “ОКБ МИКРОН” была основана в 2011 году, когда распался Красноярский завод тяжёлого машиностроения, где делали экскаваторы. Выходцы с этого промышленного гиганта создали собственное производство, внимательно изучив потребности рынка. Какое-то время ютились в приспособленном помещении на Енисейском тракте, а с 2014 года взялись строить новый завод. Выбрали место, что называется, в чистом поле, подальше от жилых районов. Чтобы не доставлять неудобств горожанам и иметь возможность в дальнейшем расширить активы. Строительство, кстати, до сих пор продолжается.
Сторонних проектировщиков никто не привлекал. “Мы ведь сами — конструкторское бюро, — резонно заметили в отделе маркетинга. — Наши светлые головы придумали необычную концепцию. На сравнительно маленькой площади сконцентрированы огромные станки. Представляете, какая экономия на отоплении! В то же время огромное внимание уделено организации рабочих мест: удобству, освещённости. И, конечно, производственной логистике. Такое инженерно-строительное решение, как двухуровневые помещения, позволяет выстроить цепочку “станок — деталь — станочник”, которая позволяет обходиться без лишней суеты.
— Перед тем как начать строительство, мы посетили много подобных предприятий в Азии, Европе, — вспоминает коммерческий директор “ОКБ МИКРОН” Сергей Трифонов. — Что-то взяли себе на вооружение, но готовой кальки, какого-то единого стандарта, который бы мы взяли и применили, не было. Действовали по своему разумению, где-то методом проб и ошибок. А сейчас уже к нам едут перенимать опыт из других регионов России и стран ближнего зарубежья. Не так давно, к примеру, мы встречали делегацию из Монголии.
Выбрать самое интересное
У завода с момента его запуска и до сегодняшнего дня не было недостатка в заказах. Клиентов привлекает уровень качества, индивидуальный подход, инженерное творчество, которое позволяет взглянуть на обычные вещи незамыленным взглядом. Взять, к примеру, вагонетку — приспособление для перевозки грузов по узкоколейным железнодорожным путям по территориям шахт и рудников. Его выпускают многие предприятия на протяжении большого количества лет. А “МИКРОН” сумел модернизировать вагонетку. Или, говоря техническим языком, выполнить её глубокую доработку. В результате новая вагонетка оказалась способна перевозить 6,7 кубических метра груза вместо 5,3, хотя её собственные габариты при этом ничуть не изменились.
С вводом санкций количество заказов увеличилось многократно. Рынок полностью переориентировался, компания “ОКБ МИКРОН” наладила выпуск деталей для вертолётов Ми-8 и самолётов, начала заключать государственные контракты и выпускать изделия, замещающие импортные аналоги. Такие, как корпуса металлургических печей, которые прежде доставляли из Финляндии, важные узлы тормозных систем шахтных подъёмных машин (они до 2022 года тоже были заграничными). На сегодня эти узлы успешно прошли испытания и отправились к заказчикам на “Норникель”.
По сути, красноярское предприятие современного машиностроения сегодня переживает небывалый подъём. Можно выбирать самые интересные, перспективные, маржинальные направления — и благодаря этому развиваться. С профессиональной и экономической точки зрения.
Чертежи не пойдут в стол
На реализацию проектов, значимых для всей страны и подразумевающих научно-исследовательские разработки, “МИКРОНу” выделяются гранты по линии Министерства промышленности и торговли РФ. Так, в ближайшие три года завод с использованием субсидий будет изготавливать опытный образец тепловетрогенератора.
Кто-то спросит, зачем и кому нужны ветряки, если дешевле и проще отапливаться углём и газом. На самом деле такие установки незаменимы в экспедициях и на тех территориях, где до сих пор очень сложно с электричеством. На самом севере Мурманской области есть населённый пункт под названием Териберка. Там до сих пор для получения энергии используют дизельное топливо, и поэтому ветряк для людей может стать реальным благом. Тем более его усовершенствованный вариант, который предлагает “МИКРОН”, — состоящий не из трёх, а из пяти лопастей, способный улавливать меньшие потоки воздуха и 10 дней функционировать в автономном режиме в условиях полного безветрия.
До 2022 года это был совместный проект красноярских и иностранных машиностроителей. Из-за сложной политической ситуации международное сотрудничество прекратилось, однако это не значит, что чертежи и обоснования пойдут в стол. Правительство России запустило программу “Развитие промышленности и повышение её конкурентоспособности” и наши земляки стали её участниками. Они уже даже попали в перечень кандидатов на получение финансовой помощи для выполнения определённых видов работ.
— На первом этапе нам предстоит подготовить конструкторскую документацию на разработку лопастей, — объяснил Дмитрий Салов, генеральный директор “ОКБ МИКРОН”. — Дальше займёмся изготовлением непосредственно ветряка. Его предполагаемая высота — 35 метров, а мощность — 65 кВт. На базе этого опытного образца мы собираемся получить технологию создания ветрогенераторов различной мощности.
К преимуществам ветряков, серийное производство которых хотят наладить красноярские конструкторы, можно отнести то, что они будут собираться прямо на земле и состоять из алюминия, а не из трудно поддающегося утилизации пластика, как за рубежом.
Интеллект — страшная сила
О предприятии, расположенном на выезде из Красноярска по Енисейскому тракту, можно долго рассказывать. Оно не похоже ни на одно другое — по крайней мере, если говорить о местных заводах. Собранные под одной крышей и решающие общую задачу конструкторы — это всё-таки огромный интеллектуальный ресурс.
Журналистов “Городских новостей” поразила многогранность деятельности “МИКРОНа”. В то время как в цехах выпускается готовая продукция, в конструкторском отделе рождаются новые концепции. Некоторым пока не суждено воплотиться, потому что на повестке дня стоят более важные задачи, связанные с импортозамещением.
Конструкторским направлением руководит Артём Роев, выпускник Красноярского государственного технического университета (сегодня это Политехнический институт в составе СФУ). Он пришёл на завод ровно десять лет назад — с уверенностью говорит, что за это время технологии шагнули далеко вперёд.
— С приходом автоматизации стало проще исправлять инженерные погрешности, — отмечает он. — Раньше, когда чертили на кульманах, ценой ошибки был месяц переделок. А сейчас это просто выброшенный листок бумаги и внесение исправления буквально в один клик.
Студенческие годы Артёма пришлись как раз на так называемые нулевые. Период, когда некоторым производственникам казалось: проще и дешевле купить какую-то деталь или оборудование за границей, чем налаживать их производство у себя. Но и тогда, впрочем, находились мудрые и дальновидные люди, которые говорили: скоро закончатся времена менеджеров и возвратится эпоха технарей. Прямо как в воду глядели…
Акцент
На предприятии “ОКБ МИКРОН” самое пристальное внимание уделяется подготовке кадров. Буквально со школьной скамьи, причём с младших классов. Заводская пресс-служба издаёт ежемесячный журнал “Микроша”, где простым и понятным языком рассказывается о сложных технологических процессах. Ребятишкам предлагают разгадать ребусы и загадки на промышленные темы. Когда в недавно построенном здании закончатся отделочные работы, детей — и взрослых, кстати, тоже — будут водить на экскурсии. Знакомить со своей кухней и развивать на территории Красноярья такое популярное сегодня направление, как промышленный туризм.
Не так давно “МИКРОН” выполнил задачу особой, можно сказать стратегической, важности: модернизировал станок для Красноярской ГЭС. Многотонную махину пришлось полностью разобрать, изготовить своими силами сложный узел. И плюс к этому — разработать и запустить в производство испытательный стенд, на котором провели апробацию готового изделия в присутствии заказчика, причём не один раз. После того как испытания успешно завершились, станок демонтировали, упаковали и отправили на гидроэлектростанцию.