Проспект культуры

«Мы всегда экспериментируем»: этно-группа «ВеданЪ КолодЪ» — о своем творчестве и создании инструментов

Участники коллектива также рассказали о съёмках в нашумевшем сериале «Эпидемия» и предстоящем выходе нового альбома «Птицы».

«Мы всегда экспериментируем»: этно-группа «ВеданЪ КолодЪ» — о своем творчестве и создании инструментов
Фото: Дмитрий Шабалин

Есть музыкальные группы, которые буквально ровными стяжками нитью времён неразрывно скрепляют культурное прошлое и настоящее нашей страны. К ним, например, относится этническая группа «ВеданЪ КолодЪ». Коллектив играет в стиле world music и уже на протяжении 19 лет радует слушателей своим неповторимым творчеством, которое основано на музыкальной культуре средневековой Руси. Коллектив отказался от электроники, которая в изобилии присутствует у современных этно-групп, а используют в записи своего материала и на концертах инструменты. Кстати, их участники группы делают сами.

«ВеданЪ КолодЪ» — семейный коллектив. В его состав входят супруги — Татьяна и Валерий Нарышкины, а также их дочь Алиса. Семья в полном составе пришла в редакцию Gornovosti и исполнила песню из своего репертуара. Также участники группы рассказали музыкальному обозревателю Дмитрию Попугину о своём творчестве, раскрыли подробности предстоящего нового альбома, который любители этнической музыки ждут с большим нетерпением.

— Давайте начнём с традиционного вопроса. В этом году вашему коллективу исполнилось 19 лет. С чего начиналась группа и как вы, её участники, пришли к фолк-музыке?

Валерий: Интерес к этнической музыке у меня возник достаточно спонтанно. После учебы в школе я отправился в путешествие с человеком, который увлекался таким творчеством, у него с собой были различные музыкальные инструменты. Меня всё это заинтересовало, и я решил сделать что-то своими руками. Тем более народные инструменты, такие как варганы и калимбы, достаточно просты в изготовлении. Это меня сильно затянуло, и я поступил в училище искусств, попал на фольклорное отделение. Там училась Татьяна. Собственно, так мы и познакомились.

Татьяна: В юности мне захотелось тесно связать свою судьбу с русским фольклором. С Валерием я познакомилась на четвёртом курсе. Он играл на инструментах, а я пела. Мы подумали, что будет интересно, что-то сделать вместе, так как русский фольклор в основном песенный. Хотелось создавать музыку не в качестве неизменной музейной ценности, а привнести что-то своё, современное. Мы стали много экспериментировать со звуком и подачей. Например, начали петь под варганы. Даже в наше время коллективы не поют под него, хотя музыканты его часто используют.

Алиса: Интересный факт! Варган обычно приписывают к малым народам, хотя археологи нашли его в Москве и Рязани. Для многих это станет открытием, но варган является исконно русским инструментом!

— Почти двадцать лет – это огромный творческий срок для музыкального коллектива. Какое, по вашему мнению, отношение к этнической музыке было раньше и сейчас? Как мне кажется, если раньше это было что-то далекое и эстетское для массового слушателя, то сейчас этническая музыка становится модной и популярной.

Валерий: В какой-то степени я согласен с этой точкой зрения. Этническая музыка сейчас стала более массовым явлением. Она стала использоваться в компьютерных играх и сериалах, что совершенно не свойственно для 1990-х — начала 2000-х. Конечно же, популярность этнической музыки никогда не сравниться с попсой или роком, так как она всегда будет занимать свою определённую нишу.

— Расскажите, как вы подбираете репертуар, из чего он состоит, от чего зависит выбор песни.

Валерий: Репертуар подбирается спонтанно. Часть композиций народные, что-то Татьяна находила в экспедициях. Еще часть песен — авторские, но стилизованные под народные.

Татьяна: Это можно объяснить на истории одной песни. У нас на втором альбоме «Танец леших», который вышел в 2007 году, есть песня «Веснянка». Веснянки – это такие песенные призывы тепла и весны. В ней я пыталась подобрать композицию под волынку, и ни одна народная песня на её звучание не ложилась. Я самостоятельно придумала текст и мелодию. Получилось так удачно, что до сих пор нас спрашивают: «А с какого региона страны вы взяли в свой репертуар эту песню?»

— У каждого музыканта всегда есть особо запомнившиеся выступления. Какой ваш концерт запомнился вам больше всего?

Татьяна: К сожалению, как это часто бывает, все интересное проходит за кадром! Изумительное выступление у нас было на фестивале во Франции. Можно сказать, что атмосфера там была просто волшебная: большое количество зрителей, а также отличный звук. К сожалению, ни одной фотографии или видеозаписи с этого фестиваля у нас не сохранилось.

Валерий: Мне запомнилось выступление на фестивале Камwа в Перми, когда пошёл сильный дождь. Многие зрители не побежали прятаться от ливня, а продолжали танцевать. Это меня впечатлило.

— Татьяна, вы являетесь профессиональным фольклористом, автором книги, которая посвящена истории народных инструментов Древней и средневековой Руси. В чем главное отличие древних инструментов и современных, а в чем их схожесть?

Татьяна: Произошло естественное развитие инструментов. Если брать современную домру, то она кардинально отличается от своей предшественницы. По факту это уже совсем другой инструмент. Также, например, народная балалайка по строю сильно отличается от фольклорной. Поэтому и техника у этих инструментов разная. Раньше играли совсем по-другому, чем сейчас.

— Валерий, вы сами изготавливаете старинные музыкальные инструменты. Как идет этот процесс? Где находите информацию об их изготовлении? Расскажите о самом необычном инструменте, который вы сделали своими руками.

Валерий: Конечно, можно красиво и загадочно описать подготовку к созданию инструментов, что я предварительно изучаю древние фолианты, сдуваю с них пыль, как Гэндальф во «Властелине колец», но на помощь мне банально приходит интернет. В начале двухтысячных я действительно посещал библиотеки, но потом интернет стал решать многие проблемы. Там можно найти чертежи инструментов, а также людей, которые их изготовили ранее. Недавно у меня появилась мастерская. До этого мне приходилось делать инструменты в квартире. Это не очень нравилось соседям из-за шума, а также родным из-за различных запахов. Что касается самого необычного инструмента, который использовался в записи, то это скифская арфа. Прототип этого инструмента был найден в вечной мерзлоте на плато Укок на Алтае. (Скифскую арфу Валерий принёс в редакцию Gornovosti. Именно на ней коллектив исполнил композицию. — Прим. ред).

Исполнение песни в редакции Gornovosti

— Как вы можете описать своего слушателя, кто он – ваш зритель?

Валерий: Я думаю, что это люди различного возраста. Раньше на наших выступлениях танцевали, а сейчас концерты стали больше камерные.

Татьяна: Сегодня зритель больше двигается под этнические группы, которые используют в своём творчестве электронику. Таких коллективов сейчас огромное количество. И когда выходим мы с акустикой, то у многих случается такой легкий диссонанс. Вы не подумайте, что я как-то негативно отношусь к электронике в фольклорной музыке, но современные технологии надо правильно внедрять.

— В 2017-м у вас вышел необычный альбом Fiori della mia vita. Музыка к нему была записана в 2016 году как саундтрек к выставке итальянского фотографа Джана Паоло Барбьери и фильму по мотивам выставки американского художника Бранислава Янкича. Как вы попали в этот необычный проект?

Татьяна: Это такая приятная случайность и замечательное стечение обстоятельств. Одна из основательниц нашего коллектива Дарьяна познакомилась с Браниславом. Ему нужна была музыкальная атмосфера на выставке, и тут удачно подвернулись именно мы. С огромным удовольствием поучаствовали в проекте! Это был очень интересный опыт для нас.

— В своё время мне очень нравился сериал «Эпидемия», я с огромным удовольствием посмотрел все его сезоны. Кинокартина нарушила сложившуюся парадигму, что отечественный сериал — это что-то юморно-детективное про полицейских. Расскажите про съёмки в этом сериале и как вы попали в проект.

Татьяна: Это вопрос нам задавали даже актёры на съёмках. Никаких кастингов, отборов мы не проходили. Нам просто написали и предложили поучаствовать в проекте. Видимо, кто-то из съёмочной команды знал наш коллектив.

Валерий: По сюжету главные герои попадают в плен в языческую секту. Авторы сериала искали группы, которые смогли бы сняться в этом моменте. У многих возникали предрассудки, но это же художественный вымысел. Это фильм! Мы с удовольствием согласились поучаствовать в проекте, записали песню для него, а также в сериале прозвучали и другие наши композиции.

Алиса: Снимались ночью, было достаточно холодно. В итоге в окончательном монтаже от меня осталась только одна рука! Также нам пришлось играть на инструментах, которые боятся влаги, под дождём. Мы играли часов пять до самого рассвета. Кроме того, нам перекрасили колёсную лиру, чтобы она подходила под цветовую стилистику и не выделялась на общем фоне.

Валерий: В сериале преобладает жёлтый цвет, а лира была черно-красного цвета. Нам сказали: «А давайте ваш инструмент тоже перекрасим в жёлтый». Инструмент я разобрал перед съёмками, за ночь его специалист по реквизиту перекрасил в нужный цвет.

— Конечно, самая главная новость от вас – скорый выпуск нового альбома «Птицы». Расскажите о предстоящем полноформатнике.

Валерий: В своём творчестве мы всегда экспериментируем, этот альбом не является исключением. В каждой работе стараемся придумать новый звук, чтобы было развитие, а также чтобы наши слушатели не заскучали и им интересно было следить за нашим творчеством. В предстоящем альбоме «Птицы» мы впервые за 19 лет использовали электрогитару, а также скифскую арфу и калимбу. Главная концепция у альбома – птицы.

Татьяна: В народной музыке люди ассоциировались с птицами. Например, девушка-невесты – лебёдушки. На таких ярких образах и построен альбом. Когда у нас скопилось много песен, которые связаны с птицами, то из этого и родилась концепция нового альбома. Замечательную обложку к релизу нарисовала Маруся Каткова.

Песня «Ворона» из предстоящего альбома «Птицы»

— Почему альбом выйдет на немецком лейбле CPL Music?

Татьяна: Мы продолжили с ними сотрудничество. Они выпустили наш предыдущий альбом альбом «Дикие игры», а также переиздали другие работы. В России практически нет лейблов, которые были бы заинтересованы за свои деньги издать альбом этнической группы. Также «Птицы» выйдет на физическом носителе — на дисках.

— Многие музыканты, которые давали интервью на нашем жёлтом диване в редакции Gornovosti, признавались, что побаиваются больших музыкальных форм. Сейчас в современное время лучше выпускать частые синглы, чтобы подпитывать постоянный интерес аудитории и попадать в различные подборки на стримингах. Вы же не боитесь выпускать полноформатники. Мне кажется, что ваш коллектив концептуально лучше раскрывается в больших музыкальных формах. Верно ли моё мнение?

Татьяна: Мы, наверное, как «мамонты», продолжаем мыслить альбомными форматами. Так повелось с самого зарождения нашего коллектива. Альбом «Птицы» записывали целый год, но синглы не выпускали. Чтобы подогреть интерес у наших слушателей, снимали видео и сделали клип. У нас часто спрашивают: «А где послушать эти песни?», а мы отвечаем: «Подождите немного, и эта песня войдёт в новый альбом».

Валерий: Все композиции у нас немного разные и двумя-тремя песнями невозможно сложить общее мнение о предстоящем альбоме или в целом о творчестве. Хочется в виде музыкального альбома создать для слушателя цельную картину.

— Что планируете сделать в поддержку предстоящего альбома «Птицы»?

Татьяна: Совсем скоро мы отправимся в небольшой тур по сибирским городам. Будем рады увидеть наших слушателей на концертах.

Справка:

Коллектив «ВеданЪ КолодЪ» в 2020 году вошёл в сотню лучших фолк-групп мира по версии международного чарта мировой музыки, в 2021 году красноярская группа участвовала в съемках второго сезона нашумевшего научно-фантастического сериала «Эпидемия», записывала саундтреки к арт-перформансам известного фотографа Джана Паоло Барбьери в Италии и к российскому мультипликационному сериалу по мотивам сказок народов России «Гора самоцветов». Музыканты объездили с гастролями всю страну и выступали на крупнейших этно-фестивалях Европы. На данный момент коллектив выпустил семь полноформатных альбомов: «Племена», «Танец леших», «Волчья тропа», «У кривой дороги», «Слово о полку Игореве», «Городище» и «Дикие игры».

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА