Проспект культуры

«На сцене второго шанса нет». Народный артист России Сергей Степанченко рассказал, как работает над ролями и относится к советскому кино

Актёр провёл камерную встречу в Красноярске.

«На сцене второго шанса нет». Народный артист России Сергей Степанченко рассказал, как работает над ролями и относится к советскому кино
Сергей Степанченко искренне и с юмором ответил на вопросы

Дмитрий Шабалин

«Это я просто выгляжу нахально, а сам волнуюсь», — признаётся на творческой встрече с красноярцами актёр Сергей Степанченко. В нашем городе он побывал со спектаклем «12» Никиты Михалкова. Сергей Юрьевич играет роль одного из присяжных. Показы при полном аншлаге прошли св апреле. Гастроли «Центра театра и кино» стали частью Транссибирского арт-фестиваля при поддержке Эн+.

В один из дней актёр провёл камерную встречу в клубе «PRO Красноярск» в Историческом квартале. Он отметил, что такие небольшие мероприятия в дружеской атмосфере у него проходят нечасто. За два часа беседы Сергей Степанченко очаровал всех. Актёр рассказал забавные театральные истории, поделился мнением о профессии и заставил зрителей задуматься о важных философских вещах.

— Красноярск — это высококультурный город. Родина великих людей. Вы в хорошем смысле избалованы. Большая ответственность беседовать с вами и отвечать на ваши вопросы, — отметил актёр.

О спектакле «Тиль»

— Легендарная постановка Марка Захарова по мотивам произведения Шарля де Костера — спектакль «Тиль». Многие годы билеты на него в Ленкоме доставали с огромным трудом. Успех превзошёл все ожидания.

Я пришёл в театр в 1985 году. Возникла творческая необходимость, и меня ввели в спектакль, он к тому времени был уже устоявшийся. Играл золотой состав. Коля Караченцов, Инна Чурикова — сейчас их уже нет с нами. Успех спектакля был обусловлен и временем, 1970-е годы — непростой период. Постановка была в некотором смысле заигрыванием с фрондёрски настроенной частью населения. В основном с молодёжью, она всегда в конфронтации, не так чтобы воинственно, но критически настроена. Появление «Тиля» было неким мостиком между молодёжью и классикой. Затем появилась «Юнона» и «Авось», это тоже стало своего рода прорывом. Прекрасные песни, прекрасная музыка, пластичный Николай Караченцов, одухотворённая Инна Чурикова... Спектакль жил довольно долго. Успех был невероятный, идёшь утром на репетицию — у кассы стоят раскладушки, видно, что люди провели всю ночь и ждут открытия продажи билетов.

Что касается сегодняшних известных артистов — это тоже талантливые ребята. Но они другие, выросли в иную эпоху, у них нет того кинематографического прошлого, которое было у советских актёров. Молодёжь сейчас имеет возможности сниматься больше, но того отголоска, как было у советских фильмов, нет. Снялась Инна Михайловна Чурикова в фильме «Начало» и сразу стала знаменитой. Сегодня, чтобы стать известным и любимым зрителями, нужно долго-долго вести жизнь, близкой к медиа. Или брать количеством, чтобы примелькаться. Это хорошо с точки зрения заработка.

Об особенностях профессии

— Заигрывание с психикой может быть опасным. К игре на сцене нужно относиться как к профессии. Как только начинается «не трогайте меня, я вхожу в роль, а теперь выхожу» — это тревожный звоночек. Можно незаметно оказаться на грани.Приведу пример из своей юности. Приёмная комиссия в театральном вузе — вражины, которые учиняют над молодым юношеским сердцем всякие подлости. Дают задания удивить, напугать, рассмешить. Одному парню сказали попробовать испугать членов комиссии. Он вышел, стал готовиться. Вдруг шум в коридоре, заходит патруль. Ведут парня этого в кровище, говорят, что убил человека. Ваш? Выяснилось, что он подговорил патруль, что-то действительно порезал и отковырял на себе для убедительности — вот это уже лишнее, на грани. Не нужно так создавать образы. Нужно чётко разграничивать жизнь и игру. Не обязательно давать эмоции на грани, делать с собой разрушительные вещи. Нужно бережно относиться к своему организму, иначе он даст трещину.

О кино, театре, спектакле и фильме «12»

— Кино или театр? Самый часто задаваемый вопрос.

При всей своей похожести работы на сцене и в кадре в театральном существовании реакцию от зрителя ты получаешь немедленно и сразу. В зале сговора нет. Хотя аплодисменты по ходу спектакля тоже вещь непростая. Есть такое мнение: вот ты ушёл со сцены, были аплодисменты — посмотри, где ты не прав. О как. Оказывается, аплодисменты иногда разрушают спектакль, неправильно подводят зрителя, заполняют паузу. Есть сцены, которые должны ошеломлять зрителя и ему не до аплодисментов, он осмысливает происходящее.

В кино можно повторять сцену хоть двадцать пять раз и выбрать лучшее. В театре так не сделаешь, второго шанса у тебя нет. Театр — внезапное попадание в истину. Сразу.

Но когда ты перед камерой, это тот же спектакль. Но в кино всё-таки меньше страха. Например, забыть текст. Евгений Павлович Леонов каждый раз перед своими сценами перечитывал слова. Так текст остаётся на языке, сбить уже невозможно. В этом отношении театр более требовательный. Признаюсь, было и у меня, что забывал текст, — знаете, это близко к клинической смерти. Ты с отчаянием смотришь на коллегу, тебе что-то подсказывают, а ты ничего не понимаешь. Это всего секунды, но тебе кажется, что ты часа три стоишь, молчишь и смотришь. Театр — это гипер-, архиответственность.

О музыке

— Музыкальная составляющая в жизни артиста не является основополагающей, но желательна. Я окончил музыкальную школу по классу баяна. Я играю на гитаре, на том уровне, чтобы использовать инструмент как аккомпанемент. В юности поигрывал в ресторане, на танцах, за что был нещадно руган педагогическим советом. Играть за деньги? Это было стыдно. Раньше ведь об этом даже говорить было не принято, а желать, например, на праздниках, побольше тебе деньжат заработать — вообще считалось моветоном.

Что касается музыки — для артиста важно слышать музыку жизни. Это не фигура речи, это реальное явление. Даже от вас сейчас исходит музыка. Это на уровне вибраций, колыхания воздуха.

О «Петербургских тайнах»

— Телевизионный сериал «Петербургские тайны» вышел на экраны в 1990-х годах. Снят по мотивам романа «Петербургские трущобы» Всеволода Крестовского. Это прекрасное кино, художественный фильм, развёрнутый в формате сериала и основанный на прекрасном литературном материале.

На встрече с красноярцами в Историческом квартале.
На встрече с красноярцами в Историческом квартале.

Состав был... да вы сами помните — Николай Караченцов, Виктор Раков, Михаил Филиппов и другие прекрасные артисты. Я, кстати, первое сотрясение мозга получил на съёмках. Мне должны были дать по голове подносом. Думали, артист сыграет, но всё получилось реальным. Такое на съёмках случается нередко.

У фильма «Петербургские тайны» была хорошая историческая фактура, и это всегда интересно. Всё снимали в Москве, но под титры показали волны Невы, бьющиеся о берег. И это примирило локацию и тех, кто искал в сценах реальные виды Петербурга. Такая придумка режиссёра, на мой взгляд, великолепна.

О современном кино

— Чего не хватает современному кино? Честно? Я не знаю. Наверное, можно пуститься в сложный анализ. Точно понимаю, что, если бы сегодня на Каннский фестиваль привезли картину «Летят журавли», она бы ничего не получила. Потому что не соответствует принятым сейчас условностям. Это не делает современных молодых зрителей хуже, просто такое время. В СССР простые человеческие чувства, любовь, верность, гражданская позиция воспевались и были выведены на первое место. Сейчас это можно отвергать, кому-то так удобнее. Но прошлое нужно сохранять, нужно интересоваться, как жило предыдущее поколение, на чём воспитывалось. Я не говорю, что в Советском Союзе было всё хорошо. Но критикуя, не стоит с водой выплёскивать и ребёнка. Есть глубинные сакральные вещи, без которых хорошего кино не может быть. Советское кино было не столь «ковбоезировано», как американское, где крутые парни уничтожали всех вокруг. Такими фильмами человеческая жизнь была просто обесценена, превратилась в ничто. Перестрелял кучу людей — как на муравьёв наступил.

Безусловно, нужно соответствовать времени, но нельзя отвергать ценности прошлого. А у советского кино богатое наследие.

Об актёрских династиях

— У меня большая разница между детьми — девятнадцать лет. Замечу, что жена у меня одна. Когда дочь Катя была маленькой, она выходила на сцену в виде Тиля-ребёнка. В этой роли были все театральные дети. Дочь видела профессию изнутри и не очаровалась ею. Как говорил Олег Янковский, театр строится на растоптанных самолюбиях. Это действительно так. Никто из детей не изъявлял желания быть актёром. Катя стала юристом, Юра окончил институт нефти и газа. Но вот сын всё же тянется к театру и интересуется искусством.

К актёрским династиям отношусь прекрасно. Сын Евгения Леонова Андрей — прекрасный актёр. А династия Янковских — все талантливые, одарённые люди. Много примеров, которые подтверждают, что талант передаётся. Да, может быть, у детей калибр несколько иной, чем у отца или деда. Но нужно понимать, что они и творили в другие времена.

О призвании

— О мечтах и моём пути в профессию есть длинная история. Вместе с товарищем я поехал поступать в Хабаровский физкультурный институт. Он не прошёл, ну и я передумал. А в то время возвращаться домой, не поступив, было по-зо-ри-щем. Мне срочно нужен был какой-то институт. К слову, перед этим у меня уже был театральный опыт. К нам на стадион, где я занимался, как-то пришла девушка, которая руководила народным театром, и спросила: «Сережёнька, вы не могли бы нам помочь?» Думал, рояль передвинуть, а они ставили спектакль про комсомольцев и колхоз, и им нужен был персонаж — деклассированный элемент. Нужно было стоять и плевать семечки, я глубоко погрузился в роль и очень гордился ею. Так вот, вернёмся к поступлению — рядом с институтом физкультуры был институт культуры. И я быстренько решил отправиться туда. Приезжаю — стоят четыре парня. «Поступаете?» — «Поступаем». В это время подходит какой-то человек, представляется проректором института и предлагает, чтобы мы убрали территорию, которую загадили всем, чем только можно, а за работу нам проставят оценки. Вот так я стал студентом, не переступив порог института.

Но потом меня всё-таки отчислили, и я решил поступать уже в театральный вуз. И там мне комиссия предложила удивить. Поверьте, это сложная задача. Я задумался — а чем? Никакими особыми талантами не обладаю. Ну вот голый зайду — это ж, скорее, насмешу. Решил, что поразить мне нечем, и пошёл домой. Сижу в комнате, приходит девушка, которая работала в комиссии. Ну ты, говорит, Степанченко, молодец, удивил. «Чем?» — спрашиваю. Оказалось, комиссия говорит: «Давайте Степанченко». И очень все очень удивились, что я ушёл. Так вот это я к чему: если что-то ваше и вам суждено, оно настигнет, все обстоятельства будут способствовать.

Акцент

— Как только запускаешь червей сомнения: и это мимо меня, и то, здесь не снялся, тут не позвали — всё, это тебя сожрёт, — говорит актёр. — Постепенно появится тревога, неуверенность, и изнутри выгрызешь сам себя. Кто-то лучше, кто-то успешнее, больше обласкан властью — не жалей об упущенном. Находи антитела в себе к этому. Сожрать себя очень легко».

Опыт

Сергей Степанченко признаётся: это счастье — поработать с таким большим мастером, как Никита Михалков: «Ты погружаешься в прекрасно отточенный кинопроцесс. Никита Сергеевич с большим уважением относится к каждому актёру, это его пункт. Никто не ощущает второстепенности. В «12» я у него не снялся, но зато работал в другой картине — «Цитадель».

Биография

Сергей Степанченко родился 18 июня 1959 года в городе Татарске Новосибирской области. Вскоре семья переехала на Дальний Восток. В 1982 году окончил актёрский факультет Дальневосточного педагогического института искусств и три года работал в Сызранском драматическом театре.

В 1985 приехал в Москву и был принят в труппу Театра имени Ленинского комсомола (с 1990 года — Ленком). Актёр много снимается, в его фильмографии около сотни ролей. Многим известен по сериалу «Next», где сыграл с Александром Абдуловым. Также зрители хорошо помнят его в сериале «Петербургские тайны», «День выборов 2», «Тобол», «Угрюм-река».Много лет Сергей Юрьевич был президентом Международного кинофестиваля стран Азиатско-Тихоокеанского региона «Меридианы Тихого». Снял фильм «Следы на песке», отмеченный призом зрительских симпатий на Третьем кинофестивале актёров-режиссёров «Золотой феникс».

В 2005 году ему присвоено звание народного артиста России.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА