Новости

Уменьшится ли количество бюджетных мест в вузах?.

Уменьшится ли количество бюджетных мест в вузах?.

Куда пойти учиться?Куда пойти учиться? Важнее этого вопроса сейчас нет, наверное, как для выпускников школ, так и для их родителей. Хорошо, если ребёнок уже определился с будущей специальностью и всё знает про условия приёма в выбранный вуз. Но многие до сих пор стоят перед проблемой выбора, в чём мы убедились во время прямой линии, посвящённой приёмной кампании - 2010. На возникшие у наших читателей вопросы отвечали Александр Владимирович КОЛОМЕЙЦЕВ, начальник отдела по взаимодействию с высшими учебными заведениями и научными организациями министерства образования и науки Красноярского края, и Валентин Михайлович ЖУРАВЛЁВ, проректор - директор Института фундаментальной подготовки СФУ, заместитель председателя приёмной комиссии СФУ.

Лариса Владимировна:

- Мой сын никак не может определиться с будущей специальностью. Он будет сдавать ЕГЭ по математике, физике - тяготеет к точным наукам. Может быть, посоветуете какой-нибудь факультет, чтобы после него и специальность хорошая была, и была гарантия трудоустройства.

Валентин Журавлев:

  • Очень приятно, что молодой человек интересуется точными, инженерными науками. В ближайшие десять лет Россия будет выстраивать по-новому инженерное, естественнонаучное образование, чтобы отвечать вызовам времени. У нас в СФУ широкий спектр математических, естественнонаучных, инженерных направлений и специальностей, начиная с физики. Великолепное образование даёт Институт инженерной физики и радиоэлектроники. Причём всех физиков мы трудоустраиваем. То же самое могу сказать по химии. Что касается инженерных наук, то спектр практически всех инженерных направлений представлен в нашем вузе. Если вашего сына интересуют высоконаучные специальности, то надо выбирать динамику и прочность машин, нанотехнологии, некоторые специальности энергетики, нефти и газа. Мы готовим целую армию инженеров для металлургии. Сегодня очень нужны люди, которые интересуются точными науками, системным анализом. Думаю, ваш сын сделает правильный выбор.

Александр Коломейцев:

  • Существуют технические специальности и в других красноярских вузах. В аэрокосмическом университете очень сильная подготовка и неоспоримое преимущество - втузовская система, которая способствует трудоустройству. Ребята на базовых предприятиях проходят практику, потом остаются там работать. Есть технические специальности в технологическом университете и в агроуниверситете. Так что выбор специальностей большой, просто нужно познакомиться с ними поближе - побывать на днях открытых дверей в вузах, посмотреть информацию на сайтах высших учебных заведений.

Валентин Журавлёв:

- В ближайшие десять лет Россия будет выстраивать по-новому инженерное, естественнонаучное образование, чтобы отвечать вызовам времени.

Ирина:

- Мой племянник очень хочет выучиться на юриста. Но у нас нет ни родственников, ни знакомых, которые бы в будущем могли помочь с трудоустройством. Говорят, что многие юристы и экономисты после окончания вуза не могут найти себе работу. Это действительно так? И ещё вопрос: конкурс на юридические специальности в этом году снизится?

Валентин Михайлович ЖУРАВЛЁВ, проректор - директор Института фундаментальной подготовки СФУ, заместитель председателя приёмной комиссии СФУВалентин Журавлёв:

  • Да, снизится. Год от года потихоньку снижается конкурс и на юридические, и на экономические специальности. Отмечу, что в текущем году многим вузам снизят планы приёма на эти специальности в связи с резким демографическим спадом. Но в СФУ ситуация несколько иная: Минобрнауки РФ объявило о решении не снижать количество бюджетных мест для шести университетов России на эти группы направлений. И СФУ попал в этот список - Министерство образования и науки РФ удовлетворено качеством подготовки специалистов в нашем вузе. Поэтому, скорее всего, у нас количество бюджетных мест будет то же, что и в прошлом году. Например, наберём экономистов 390 человек. А вот конкурс будет ниже из-за демографической ситуации: выпускников школ в этом году гораздо меньше, чем в прошлом.

Что касается занятости, то спрос на экономические и юридические специальности услуги на территории края и страны велик. На мой взгляд, несколько преувеличено мнение, что юристы не могут найти работу. Хороший специалист без работы не останется.

Даша:

- Я собираюсь поступать в университет на промышленное строительство. У меня два года назад сестра поступала уже в СФУ, говорит, что много было льготников, - трудно было пробиться. Как будет в этом году?

Валентин ____Журавлев:

  • Инженерно-строительный институт в прошлом году очень много абитуриентов принял, и отнюдь не целевиков и льготников. Много бюджетных мест было занято хорошо и средне подготовленными школьниками. Надо отметить, что только на некоторых специальностях есть проблема при поступлении, связанная с тем, что много льготников подаёт документы. Это юриспруденция, журналистика, реклама. Но с техническими специальностями таких трудностей не возникает.

В этом году мы не собираемся снижать количество бюджетных мест в вузе, в том числе в Инженерно-строительном институте. Тем более что сейчас строительная отрасль развивается, значит, будет оставаться потребность в специалистах. И я рад, что вы хотите поступить в Инженерно-строительный институт. Уверен, что вы станете студентом. Желаю успеха!

Александр Коломейцев:

- Работа выпускников по специальности - очень больной вопрос. Это системная проблема для государства.

Татьяна:

- Президент России не так давно заявил, что нужно закрывать непрофильные специальности в вузах. То есть, например, в аграрных вузах не должно быть юридического факультета. Меня интересует, как лично Вы относитесь к такой инициативе?

Валентин Журавлёв:

  • Позитивно. Но при этом считаю, что межпрофильные специальности могут быть: почему бы экономистов для конкретных направлений и сфер не готовить в технических вузах? И флагманы образования это делают, в том числе и Сибирский федеральный университет. А вот классических экономистов, юристов должны готовить соответствующие профильные вузы, и СФУ - уникальный в этом плане. У нас и классическое университетское образование даётся, и техническое университетское.

- И ещё вопрос. Раньше поступить в вуз было сложно, да и самих высших учебных заведений было немного. Качество образования признавалось высоким. Сейчас открывается много каких-то филиалов, платных специальностей плюс ко всему демографическая яма - получить высшее образование уже не так сложно. Мне___ ___кажется, что количество при этом сильно влияет на качество.

  • Вы правы. Чем больше мест на тысячу выпускников, тем ниже качество образования - есть такая закономерность. Когда я поступал в институт, на инженерные специальности был конкурс до двенадцати человек на место. За эти годы в России в четыре раза увеличилось число обучающихся в вузах. Конечно, это не может не сказываться на качестве. Министерство образования и науки предпринимает следующий шаг: вместе с уменьшением числа выпускников снижается количество бюджетных мест.

Александр Владимирович КОЛОМЕЙЦЕВ, начальник отдела по взаимодействию с высшими учебными заведениями и научными организациями министерства образования и науки Красноярского краяАлександр Коломейцев:

- Мы боремся за качество и делаем всё, чтобы его повышать. И предложение закрывать непрофильные специальности в вузах тоже направлено, по большому счету, на повышение качества образования. Но здесь не стоит забывать о том, что не всегда непрофильный вуз снижает качество подготовки. Пример - СибГАУ. Вуз сугубо технический, но там сильное гуманитарное направление.

Одномоментного закрытия всех непрофильных специальностей не будет. Существует жёсткая процедура аккредитации и лицензирования вузов. Поэтому закрытие какой-либо специальности происходит только в случаях несоблюдения лицензионных показателей по данной специальности (нехватка квалифицированных преподавателей и соответствующей материальной базы).

Ольга:

- Моему сыну 15 лет, о его будущей учёбе в вузе мы беспокоимся уже сейчас. Честно говоря, я не очень понимаю, что такое магистратура и бакалавриат. Чем одно отличается от другого и зачем такие сложности?

Валентин Журавлёв:

  • Зачем? Чтобы обучаемый принимал участие в составлении своей программы, выбирал свою образовательную траекторию.

Первые четыре года обучения - бакалавриат - это получение базовых знаний по определённому профилю. Например, машиностроение, строительство или юриспруденция. Магистратура - это уже углубление, узкая специализация, практика. Многие страны идут по этому пути. Первые четыре года даются базовые знания, потом доводка в течение двух лет. Магистратура - это высшее образование второго уровня, куда человек может и не идти, если, например, трудоустраивается, будучи бакалавром.

- То есть после четырёх лет обучения уже можно получить диплом о высшем образовании и трудоустроиться?

  • Да. Но магистратура даёт возможность углубить знания и получить преференции у работодателя. Кроме того, без магистратуры нельзя поступить в аспирантуру.

- Сложно разобраться…

  • Да, но это уже вопрос решённый - подготовка специалистов остаётся в немногих направлениях, остальные переведены на систему «бакалавриат - магистратура».

Ирина Викторовна:

- Моя дочь в прошлом году окончила школу, но в институт не поступила. Подавала документы на экономическую специальность, но не хватило нескольких баллов. Скажите, можно ли___ ___прогнозировать, какой проходной балл будет в этом году?

Валентин Журавлёв:

  • Конкурсы в этом году будут ниже. Можно сделать прогноз, что в целом по нашему вузу конкурс едва ли будет выше 1,2 человека на место.

- То есть шансы есть?

  • Конечно. Хочу отметить, что на экономике сейчас открыто пять бакалавриатов. То есть ваша дочь при подаче документов может указать сразу не одну, а три образовательных программы. Шансы на поступление в таком случае повышаются.

- Что бы Вы посоветовали выпускникам - поступать туда, куда они пройдут, или туда, куда хотят?

  • Куда пройдут, потому что у студента будет возможность сменить образовательную траекторию, если он поймёт, что выбранная изначально специальность - не для него. И мы сейчас всячески подталкиваем студентов к смене образовательной траектории, если ему не нравится программа обучения. Но пока трудновато процесс идёт, но надеюсь, что со временем студенты оценят данное право выбора.

Елена:

_- Моей дочери тринадцать лет, она интересуется такими науками, как химия и биология. Скажите, есть ли какие-то курсы при СФУ, которые позволяют школьникам подготовиться к университету заранее? Мне бы хотелось, чтобы дочь проводила время в компании интересных, увлечённых людей. _

Валентин Журавлёв:

  • Елена, у нас есть управление довузовской подготовки и профориентации, там вы можете получить полную информацию о том, какая работа проводится в СФУ со школьниками. Отмечу, что на базе университета созданы профильные классы таких крупных предприятий, как «Роснефть», «РусГидро», их образовательная программа помогает познакомиться детям с будущей профессией.

То, что ваша дочь интересуется химией и биологией, - очень хорошо. Мы призываем учителей расширять интерес школьников к этим дисциплинам. Раньше мы говорили, что царица наук - это математика, термодинамика, сейчас считаем - биология. Все возможности для её изучения в нашем вузе есть.

Независимо от того, в каком классе учится ребёнок, мы приглашаем вас на дни открытых дверей. Вы вместе с дочерью сможете познакомиться со специальностями, по которым ведётся подготовка в СФУ.

Александр Коломейцев:

  • Могу добавить, что сейчас в некоторых вузах вводятся новые интересные формы работы со школьниками. Например, в медицинском университете предлагают так называемый тест-драйв. Школьники в течение нескольких дней могут присутствовать на лекциях, лабораторных занятиях. Это помогает определиться с будущей профессией, познакомиться с учёбой в вузе.

- А с какого всё-таки возраста рекомендуете знакомить ребёнка с жизнью университета?

Валентин Журавлёв:

  • Я рекомендую с яслей (смеётся). У нас есть бассейн, который часто посещают семьи с маленькими детьми. Так вот, многие из тех ребятишек, которые ходили в этот бассейн, участвовали вместе с родителями в спортивных соревнованиях университета, окончив школу, выбрали наш вуз для дальнейшего обучения.

Иван:

- Говорят, что сейчас можно только в пять вузов отправлять документы. А если я отправлю не в пять, а в десять?

Валентин Журавлёв:

  • Практика показывает, что пяти вузов вполне достаточно, что ж вы так жадничаете?

- Хочу подать документы ещё в Санкт-Петербургский и Томский университеты.

Александр Коломейцев:

  • В принципе, сейчас выпускники очень мобильны. Но есть хорошая пословица: где родился, там и пригодился. Сибирский федеральный университет предлагает огромное количество специальностей. Можно и в Красноярске остаться, и хорошее образование получить.

Валентин Журавлёв:

  • Иван, диплом бакалавра можно получить в Красноярске. А магистратуру, будучи уже взрослым человеком, с пониманием, чего вы хотите, закончить в любом вузе России и даже за рубежом. Наши бакалаврские дипломы берут при зачислении в профильные аспирантуры крупнейших российских университетов.

- Хорошо, буду иметь это в виду.

Марина:

_- Хочу получить первое заочное образование - юридическое. Мне 32 года. Нужно ли мне будет сдавать ЕГЭ? Это сложно, я уже давно закончила школу. _

Александр Коломейцев:

  • В настоящее время процедура приёма на заочное отделение практически не отличается от очного. Вам нужно будет сдавать ЕГЭ. Для этого во всех вузах предусмотрены обязательные потоки по приёму экзамена. Нужно будет подготовиться, прийти с паспортом и сдать этот экзамен. Если у вас уже есть высшее образование, то вместо ЕГЭ вы можете пройти аттестационные испытания (подробную информацию о порядке приёма нужно уточнить в приёмной комиссии вуза). По юридическим специальностям вы можете обратиться в Юридический институт СФУ и в аграрный университет. Пока два государственных вуза осуществляют подготовку по этому направлению и один негосударственный - Сибирский институт бизнеса, управления и психологии.

Елена:

- Моя сестра живёт в другом городе. Она отучилась четыре года на юрфаке университета на заочном отделении, лет пять назад бросила. А ведь осталась только дипломная работа. Я её заставляю доучиться, но она говорит, что поздно. Можно ли всё же закончить ей вуз?

Валентин Журавлёв:

  • Продолжить учёбу можно, но нужно знать, сколько времени прошло с того времени, как студент бросил вуз. Есть возможность поступить на второй и последующий курсы обучения. К нам поступают люди с незаконченным высшим образованием после собеседования в аттестационной комиссии. Вашей сестре нужно подать заявление и узнать всю необходимую информацию в нашем Юридическом институте. Но имейте в виду, что, если прошло уже пять лет, поступить сложнее.

Евгения:

- Подскажите, как обстоят дела в СФУ с общежитиями? Насколько реально студенту с красноярской пропиской получить место в общежитии? Если дочь поступит, ей очень далеко будет ехать на учёбу…

Валентин Журавлёв:

  • Пока обеспечение студентов общежитием - серьёзная проблема. Но в следующем году будет сдано десятиэтажное общежитие на тысячу мест. В прошлом году мы ввели 600 новых мест - отдали их первокурсникам. Как только иногородних всех поселим, будем предоставлять места и для городских студентов. Но когда это случится, сложно сказать: на сегодняшний день не хватает примерно 5-6 тысяч мест.

Нина:

- Государство тратит много денег на обучение студентов, которые потом не работают по специальности. Это неправильно. Что, на Ваш взгляд, можно сделать, чтобы всё-таки люди трудились в той профессии, которую они получили? Может быть, вернуться к обязательному распределению? Опять же, решалась бы проблема трудоустройства выпускников. Я тут почитала, что выпускники вузов, получившие профессию, связанную с нанотехнологиями, не могут работу найти - максимум, лаборантами устраиваются.

Александр Коломейцев:

  • Распределение вернуть невозможно, потому что тогда будут нарушены основные конституционные права человека. Что касается трудностей с устройством на работу специалистам по нанотехнологиям, могу сказать, что на уровне РФ принята стратегия инновационного развития России до 2020 года. В соответствии с ней необходимо открывать новые виды рынков, готовить производства для новой продукции и т. п. В связи с этим и вводятся различные новые специальности. То есть вузы будут ковать кадры для новой экономики, которой сейчас пока нет. Это опережающие действия. И необязательно специалисты, о которых вы, Нина, говорите, будут в дальнейшем работать лаборантами, если наша экономика будет развиваться так, как задумало государство.

Вообще в посткризисный период работа выпускников по специальности - очень больной вопрос. По данным Росстата, чуть больше сорока процентов выпускников в первый год работы устраиваются по специальности. Это системная проблема для государства.

_- Может быть, анализ проводить и сокращать специальности, если они не востребованы? _

Александр Коломейцев:

  • В Российской Федерации проводятся конкурсы по распределению бюджетных мест в вузах. Учитывается при этом всё: и экономические тренды и направления, и потребности реального сектора экономики. На какие-то специальности могут добавить бюджетные места, на какие-то - сокращают.

Валентин Журавлев:

  • Нина, вы подняли серьёзный вопрос. Системная проблема трудоустройства выпускников стоит не только перед Россией, но и во всём мире. В принципе, российские вузы снижают наборы там, где востребованность специалистов низка, и, наоборот, повышают количество бюджетных мест на направлениях, связанных с производством или сферой услуг, где специалисты востребованы.

Кроме того, не стоит забывать и о целевом приёме. Кто-то его ругает, кто-то недоумевает, но это интересная форма. Дело в том, что по целевому приёму люди поступают по отдельному конкурсу. Такие абитуриенты имеют трёхстороннее соглашение, один из участников которого - работодатель, гарантирующий трудоустройство. Другое дело, что место не всегда устраивает выпускника. Но зато он знает, где будет востребован. Если бы было сто процентов целевого приёма, многие вопросы были бы решены.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА