Актуально
Эксперт СФУ: плюсы объединения Красноярска с пригородом будут ощутимы в долгосрочной перспективе
Gornovosti поговорили о создании Красноярского городского округа с доцентом кафедры социально-экономического планирования СФУ, кандидатом экономических наук Михаилом Двинским.

В Красноярском крае в первом чтении принят закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти». Он предусматривает создание 39 муниципальных округов, шесть из которых будут городскими.
Реформа затронет и Красноярск. В проекте закона предусматривается создание Красноярского муниципального округа, куда войдут Красноярск, Берёзовка, Арейское, Бугачёво, Дрокино, Каменный Яр, деревня Минино и посёлок Минино, Песчанка, Снежница, Солонцы и Элита.
Закону предстоит пройти второе чтение, и если он будет принят, то вступит в силу уже 19 июня 2025 года. Вместе с экспертом, доцентом кафедры социально-экономического планирования СФУ, кандидатом экономических наук Михаилом Двинским Gornovosti разбирались, что и кому даст объединение Красноярска с пригородом.
Зачем объединять Красноярск и пригород?
Целью укрупнения муниципалитетов заявлено улучшение качества муниципального управления и формирование «сильных» местных бюджетов. То есть у муниципалитетов должны появиться деньги и возможности для улучшения жизни людей.
Как отмечает Михаил Двинский, первые положительные результаты от объединения жители увидят не раньше, чем через 3–5 лет: это, например, будет более стабильная работа общественного транспорта. Однако переходный период обещает быть непростым, потому что рентабельности от удлинения маршрутов ожидать не приходится.
«Как будет работать общественный транспорт в пригороде, это большой вопрос. У нас работают коммерческие перевозчики, они не заинтересованы в длительном нахождении на линии, тем более с низким пассажиропотоком. А он будет низким в условиях малоэтажной застройки. В основной части города на каждой остановке 10 человек вышло, 10 зашло, а здесь люди будут садиться и ехать до конечной. Видимо, эту нагрузку придётся брать на себя городскому бюджету: увеличивать протяжённость маршрутов пассажирского транспорта и количество единиц на маршруте», — говорит Михаил Двинский.
Транспортная доступность повысит и трудовую мобильность. Те, кто раньше отказывался от работы за пределами Красноярска, вполне может выбрать работу в пригороде.
Появятся ли детские сады и школы на новых окраинах?
Сейчас жизнь города и пригорода тесно связана. Многие жители пригорода имеют красноярскую прописку, отвозят детей в городские сады и школы, работают они тоже в Красноярске. Однако при изменении статуса муниципального образования сменится и генплан, в который необходимо будет заложить новые объекты социальной инфраструктуры — садики, школы, поликлиники.
Это будет достаточно болезненный вопрос: необходимо изменить генеральный план города, а это большая работа, которая вряд ли займёт пару месяцев.
«Такое изменение границ Красноярска делает неактуальным наш генплан. Его нужно будет пересмотреть, выделить территории под размещение объектов социальной сферы, дорог, промзон. Прошлый генплан Красноярска принимали довольно долго, вносили много поправок. Сейчас опять потребуется его изменение», — говорит Михаил Двинский.
Станет ли жильё доступнее?
Новые территории открывают и новые возможности для строительства. Пригород и сейчас активно застраивается. Застройщики заходят туда с проектами многоквартирных домов, также возводятся частные дома.
С переходом этих земель в городской округ получить разрешение на строительство может быть сложнее: в Красноярске ужесточаются требования к застройке. Это и низкий коэффициент плотности, и комплексное развитие территорий, когда вместе с жилыми домами необходимо строить и социальную инфраструктуру. Тяжелее всего в новых условиях придётся застройщикам, которые возводят частные дома, прогнозирует Михаил Двинский.
Что касается стоимости жилья, то она будет зависеть больше от рыночных факторов, чем от статуса земли.
«Красноярск — не Москва, где городская прописка даёт целый ряд преимуществ, поэтому вряд ли объединение вызовет рост цен на жильё», — отмечает экономист.
О плюсах и минусах
Ещё один плюс — более выверенная градостроительная политика. Сейчас пригород застраивается весьма хаотично, с переходом же в статус города требования будут более строгими. Оборотная сторона медали — малому бизнесу придётся вкладывать деньги, чтобы эти требования соблюсти.
В числе минусов для людей эксперт называет повышение налоговой нагрузки. В Красноярске действуют ставки налога на землю и имущество, поэтому платежи для жителей нынешнего пригорода вырастут.
Неприятный сюрприз ждёт и автовладельцев из пригорода: стоимость ОСАГО тоже изменится в большую сторону. Зато в долгосрочной перспективе объединение поможет решить острую проблему с качеством воздуха: рано или поздно к частным домам подведут и инженерные сети.
«У нас в черте Красноярска теперь появится частный сектор, который не обеспечен центральным водопроводом и теплосетями. Это все необходимо будет включить в планы. Планы будут долгосрочные, в лучшем случае — среднесрочные, на 5–6 лет. Но тем не менее они уже станут конкретными. Кроме того, будет проще реализовать программу по ликвидации ветхого и аварийного жилья», — прогнозирует доцент СФУ.
Возможно, тепловые сети позволят когда-нибудь перевести частный сектор на получение тепла от ТЭЦ, а, в перспективе — и вовсе отказаться от использования угля.
«Ещё, наверное, года с 2006-го идут разговоры о централизованных источниках теплоснабжения для пригорода Красноярска и об отказе от локальной угольной генерации», — напоминает кандидат экономических наук.
На первый взгляд, от объединения выигрывают жители пригорода — ведь именно там уровень жизни необходимо «подтягивать» к городскому. Однако, как отмечает Михаил Двинский, не стоит забывать, что красноярцы тоже активно пользуются инфраструктурой окрестностей: многие держат дачу в сельских поселениях, ездят туда отдыхать. И эти территории получат комплексное развитие.
По оценкам экономиста, население Красноярского муниципального округа после объединения вырастет не более чем на 100 тысяч человек. Но вряд ли его создание пройдёт совсем безболезненно: может возрасти нагрузка на социальные учреждения, будет сказываться нехватка муниципальных служащих, гарантированно возникнет дефицит бюджета и какое-то время увеличенному округу придётся существовать на дотации. Однако другого пути решения накопившихся в жизни агломерации проблем в России пока не придумали.
«Город уже использует ресурсы пригорода, вовлекает его в свою финансово-экономическую и хозяйственную деятельность. И здесь на первый план выходят вопросы административных барьеров. У нас нет понятия агломерации как административно-территориальной единицы. И создание единого муниципального округа здесь — решение, которое позволяет снять эти барьеры. Мы не первый город, который это делает, и не последний», — резюмирует Михаил Двинский.