Новости

Как подготовить себя и ребёнка к походу на выставку картин

Как подготовить себя и ребёнка к походу на выставку картин

Чему улыбается Джоконда

Зачастую слово «музей» вызывает всего две эмоции - восторженный возглас либо зевоту. Второй вариант, к сожалению, преобладает. Ходить далеко не надо: десятки раз, приглашая своих друзей или просто знакомых на очередную выставку, я слышала в ответ: «Спасибо, но нет, это скучно…»

Положим, с классикой ещё можно как-то справиться - общепризнанные мастера, такие, как да Винчи, Рафаэль или Василий Иванович Суриков, почти всегда на слуху - можно сходить по принципу «краем глаза видел, краем уха слышал, может, что и пойму». А с современным искусством вообще беда - сложное, концептуальное, зачастую абстрактное… Как сказала одна дама, (кстати, художница) старой советской закалки: «Ничего эстетически ценного, подрастающее поколение на этом не воспитаешь!».

Вот и возникают вопросы: если идти, то куда, как объяснить маленькому «почемучке», что значит, к примеру, чёрное пятно в центре холста?

Думаю, первое, чем стоит всерьёз озадачиться, - безусловно, выбор выставки. Идти по принципу «это сейчас модно» не стоит. Как гласит латинская мудрость: «о вкусах не спорят». И, разумеется, не факт, что выставка, которая понравилось всем, непременно понравится вам. Тем более - ребенку.

Экспозицию стоит выбирать, исходя не только из ваших предпочтений. Стоит учитывать интересы ребенка, его психологические и возрастные особенности. Если это первый поход юного ценителя живописи на выставку, то, конечно, лучше обратиться к классике, к чему-то близкому к реальности. Изображение должно быть простым и чётким. Традиционным. Иными словами, название картины должно соответствовать тому, что нарисовано. «Ну, и где вода? И я могу так намазать…» - как-то выдала юная особа 12 лет после долгого разглядывания репродукции картины Сальвадора Дали «Фонтан». Действительно, а воды-то как таковой на картине нет!

Выбор выставки не займет массу времени и сил. Сегодня практически у каждого музея есть персональный сайт, где можно спокойно ознакомиться с программой предлагаемых экспозиций, выбрать наиболее интересную, определиться со временем её посещения. К программе обычно прилагается краткий обзор, сопровождаемый фотографиями представленных работ. Необходимо ознакомиться и с описанием, и с фото. Как показывает практика, довольно часто возникает ситуация, когда человек, посмотрев описание «краем глаза», составляет по нему какое-то представление о полотнах, а приходя в выставочный зал, бывает разочарован. Потому что эти работы просто не соответствуют его психологическим особенностям.

Например, они очень резкие, или яркие, а по темпераменту посетитель - меланхолик, либо, наоборот, картины очень лиричные и светлые, а по темпераменту зритель, скажем, сангвиник.

Как любит поговаривать один знаменитый красноярский искусствовед, «каждому зрителю - своё полотно, каждому художнику - своя краска!».

Удачный подбор выставки - несомненно, один из важнейших шагов на пути к пониманию содержательной стороны произведений искусства.

По сути, каждое живописное полотно можно довольно легко ассоциировать с литературным текстом, будь то роман, рассказ или стихотворение. Роль букв и слов берут на себя элементы изображения. Каждая деталь - это слово, иногда даже целое предложение, повествующее зрителю часть истории целой картины. Как же научиться читать это замысловатый текст самому, а тем более - научить читать ребёнка?

Можно отдать себя и ребёнка в руки опытного экскурсовода, который, несомненно, даст какую-то полезную и интересную информацию. Но имейте в виду: внимание ребенка улетучится примерно минут через десять после «краткой биографической справки». Дети (как, впрочем, и взрослые) не любят лекции, биографические справки и тому подобное, зато любят загадки, тайны, секреты. А где они? Конечно, в содержании полотна! Зачастую у экскурсовода просто не хватает времени обратиться к нему подробно, так, чтобы было понятно и интересно.

Кстати, при слове «экскурсовод» в памяти всплывает один интересный эпизод. Однажды на выставке группа экскурсантов остановила музейного консультанта, вдохновенно рассказывающего «о северных мотивах в творчестве мастера», и предложила не вести экскурсию в форме познавательной лекции, а просто побеседовать, поделиться своими впечатлениями. Женщина жутко растерялась, единственное, что она смогла проговорить: «У меня программа, и ей нужно следовать!» К окончанию экскурсии «уснули» практически все…

Вот и возникает вопрос: положиться на экскурсовода или всё же подготовить себя и ребёнка к походу на выбранную выставку самостоятельно? Конечно, не помешает почитать литературу, посвящённую жизни и деятельности художника, на выставку которого вы собираетесь. Не стоит штудировать огромные искусствоведческие тома, пускаться в глубинное исследование каждого года жизни мастера, каждого мазка его произведений. Вполне достаточно небольшой статьи, написанной кратким, доступным языком, которая поможет составить вам общее представление о художнике (например, в Википедии).

Другое дело его работы! Тут стоит остановиться более подробно. Посмотрите самые известные полотна мастера (три-четыре репродукции, в той же Википедии есть масса ссылок на картины, причём в достаточно хорошем качестве), практически к каждой из них прилагается краткая рецензия, мини-анализ и просто отзывы зрителей (которые, по сути, и есть самое объективное мнение). Не стоит пренебрегать ими, именно в таких вот мини-анализах и отзывах описываются интересные факты создания полотна, обсуждается сюжет, элементы изображения, вызывающее наибольшее количество вопросов при детальном рассмотрении самой картины.

Однажды, совершенно случайно (нажав ссылку в поисках нужной мне информации), я попала на форум, где шло бурное обсуждение Джоконды Л. Да Винчи (из комментариев я сделала вывод, что подлинник видели только трое, остальные просто выдвигали версии, высказывали мнения и т. д.). Каких версий там только не было! Кто-то пламенно доказывал, что это автопортрет художника: «Да там только бороды не хватает!», кто-то рассказывал про возлюбленную мастера, которую он запечатлел на полотне «в знак большой любви», кто-то всерьёз занимался поисками сокровищ «по карте, скрытой в её улыбке»... Но больше всего мой интерес привлекла версия, заявляющая о том, что «Джоконда - это психологический портрет смотрящего на неё в данную минуту зрителя». То есть если зритель в момент рассматривания картины в приподнятом настроении, улыбка знаменитой Моны Лизы будет казаться ему радостной, если же он чем-то опечален, улыбка Джоконды будет выражать грусть. После это мне действительно захотелось увидеть оригинал и проверить эту теорию…

Наверняка и у вас вызовет интерес хоть одна из версий, появятся вопросы, желание найти ответы на них. Расскажите об этом ребенку, покажите репродукции, и ему захочется понять: «А что же это на самом деле?». Может быть, тогда поход на выставку из ранга «отбывания трудовой повинности с расширением общего кругозора» переквалифицируется в интересное погружение в мир вопросов и ответов.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА