Новости

Космонавт Сергей Волков: «Моя мечта - полететь на Луну»

Космонавт Сергей Волков: «Моя мечта - полететь на Луну»

Космическая династия

Трудовые династии на предприятиях ракетно-космической отрасли не редкость. Дети сменяют за станками и кульманами своих родителей, продолжая их традиции. Впервые за 50 лет развития пилотируемой космонавтики династия появилась и у космонавтов. Сергей Волков - сын Александра Волкова, трижды побывавшего в космосе, в ноябре 2011 года вернулся из своей второй космической командировки. После полёта нашему корреспонденту удалось побеседовать с ним.

- Сергей, Вы стали продолжателем первой космической династии. Скажите, почему Вашему отцу, Александру Александровичу, пришлось покинуть отряд космонавтов, когда Вы подали заявление в отряд?

  • Дело в том, что наш отряд был тогда в ведении ВВС и в одном из приказов Главкома было сказано, что родственники не могут служить в одном подразделении. Перед тем, как принять решение о зачислении меня в отряд, было проведено собеседование с отцом, его поставили перед выбором - либо я, либо он. Он дал согласие уйти из отряда, хотя мог бы служить ещё пять лет.

- Вы жили в Звёздном городке, наверняка общались с космонавтами - друзьями отца, с их детьми. Скажите, какая была тогда атмосфера в Звёздном городке? Мальчишки мечтали стать космонавтами?

  • Не помню, чтобы в школе мы обсуждали, мечтаем ли быть космонавтами. Многие наши ребята хотели пойти в военное училище. Кто-то стал военным инженером, моряком, подводником. Может быть, в силу того, что мы многое знали о профессии космонавта, ореола романтики у неё не было. Встретить известного космонавта (Алексея Архиповича Леонова, Валентину Владимировну Терешкову) в Звёздном городке было достаточно просто - на улице или в магазине. Они часто приходили к нам в школу (у нас была спортивная школа), были членами жюри на соревнованиях. Практически в каждом классе учились дети, у которых отцы были космонавтами или готовились в полёт. В моём классе нас было трое, не считая сына румынского космонавта и дочери первого кубинского космонавта, которые периодически учились у нас. И это было нормально, я никогда не чувствовал какого-то особого отношения к себе со стороны учителей или моих сверстников.

- Вы с детства мечтали быть военным лётчиком и стали им, были даже помощником командира Ил-18. Когда и почему пришло решение поступить в отряд космонавтов, сменить профессию?

  • Первый раз я задумался об этом на третьем курсе училища, когда уже летал самостоятельно. Просто как-то мне пришло в голову, что хотел бы попробовать слетать в космос. Это была такая тихая мечта, я даже не делился ею с отцом. И когда закончил училище и уже служил в полку, узнал, что проходит набор в отряд космонавтов, практически сразу написал рапорт.

- А отец не отговаривал Вас?

  • Нет. Но был очень серьёзный разговор с ним. Он сообщил, что сегодня он знакомился с моим рапортом, который лежал среди других рапортов.

- То есть об этом он узнал не от Вас? Он не подумал, что это мог быть какой-то другой Сергей Волков?

  • Подумал. Проверил биографические данные - всё сходится. И дома был серьёзный разговор на эту тему. Таких разговоров у нас с отцом в жизни было всего два или три. Они как раз касались моего выбора профессии. Конечно, ему особо нечего было рассказывать об этой профессии, я и сам всё знал. Когда мы с ним приняли такое решение, пошли и сказали маме.

- А мама как это восприняла?

  • Думаю, она была не очень рада. Она понимала, куда я собираюсь…

- Трудно было на подготовке? К Вам не было каких-то повышенных требований, как к сыну космонавта? Вы не ощущали, что Вас как-то выделяют?

  • Однозначно каких-то поблажек и льгот не было. К нам ко всем относились одинаково: если ты знаешь - молодец, если не знаешь - очень плохо. Один нюанс, который всегда работал: многие инструкторы, которые тренировали меня, в своё время тренировали моего отца, и невольно они сравнивали нас. «Вот Сан Саныч здесь так делал», - говорили они мне. Они забывали, что отец тогда готовился к своему третьему полёту, у него был опыт не только космических, но и испытательных полётов на самолётах, а я был новичком. И вот это повышенное внимание ко мне, как к сыну космонавта, конечно, добавляло сложности, не давало права на ошибку.

- Космонавт - достаточно элитная, штучная профессия. В космосе наших сограждан побывало немногим более ста человек. Большой был конкурс в отряд, когда Вы туда поступали?

  • Когда набирали нашу группу, рапорта написали 700 лётчиков, а взяли всего семь человек, выборка была очень серьёзная.

- А сейчас ситуация какова? Так же сложно попасть в отряд космонавтов?

  • Конкурс не меньше, и требования остаются те же самые, но меняются правила. В этом году у нас проводится открытый конкурс, в котором могут участвовать не только представители ВВС и РКК «Энергия», но и люди, имеющие высшее образование (желательно техническое), работающие на предприятиях нашей отрасли. В положении по отбору сказано, что приоритет будет у представителей предприятий, в первую очередь, отраслевых. Правила эти уже опубликованы.

- Вам пригодился в полёте опыт отца, какие-то его советы, знания?

  • Пригодился. И не только отца, но и Алексея Архиповича Леонова, который в отсутствие отца заменял его мне и всем детям космонавтов. Он принимал самое активное участие в нашем воспитании. Кроме того, мы в очень хороших отношениях с Владимиром Георгиевичем Титовым. Это мои космические наставники. Мы много общались и перед полётом, и во время него, и после.

- У Вас за плечами опыт двух полётов. Можно их сравнить? Легче было во втором полёте? Быстрее прошла адаптация организма?

  • С точки зрения адаптации, конечно, было легче. Организм «вспоминает» как полёт туда, так и обратно. Было менее болезненно. Но сама работа была сложнее. Потому что специалисты, зная меня, уже как-то рассчитывали на мой опыт. Ведь когда ты доверяешь работу новичку, невольно закладываешь «неуспех», риски. А от опытного человека ожидаешь, что он справится с поставленной задачей, как минимум, на «хорошо». Поэтому я старался не обмануть ожиданий постановщиков экспериментов, разработчиков, трудился максимально ответственно.

- В первом полёте Вы с Олегом Кононенко оба были новички. И тем не менее Вам доверили сложную программу…

  • У нас любая программа сложная. Но всё же когда летят два неопытных космонавта, личный состав и ЦУП учитывают, что человек чуть больше времени будет делать поставленную задачу, по крайней мере, на первом этапе. А когда ты прилетаешь во второй раз, от тебя ждут продуктивной работы с первых дней.

- Один из экспериментов, который был в Вашей программе, - вырастить помидоры на станции. Вам это удалось?

  • К сожалению, нет. У нас не работала теплица, и мы не стали их сажать. Зато посадили пшеницу. Специалисты сказали, что впервые за 18 лет получен такой прекрасный урожай.

- Расскажите о Ваших впечатлениях о выходе в открытый космос. Удалось полюбоваться Землёй?

  • Вы знаете, как правило, полюбоваться Землёй времени нет. Программа выхода составлена таким образом, что если тебе и дают время на отдых, то это обычно на теневой стороне орбиты. Хорошо, если нет облаков, тогда видны огни городов. А на световой стороне орбиты мы усердно трудимся. Бывают, конечно, моменты, когда ты перемещаешься и твоё положение позволяет немного увидеть Землю, что называется, одним глазком. Очень красивая!

И много звёзд. Они чрезвычайно яркие и холодные. Понимаешь, что это очень далеко и жизни там, скорее всего, нет, и туда не хочется.

- Как в полёте складывались Ваши взаимоотношения с коллегами - Майклом Фоссумом и Сатошей Фурукавой?

  • У нас был очень хороший экипаж - дружный, слаженный, понимали друг друга, проблем не было, повезло мне.

- Чем Вы занимались на МКС в свободное время?

  • Свободного времени не очень много, но это, наверное, и хорошо. Когда ты всё время занят, некогда скучать. Конечно, в субботу, воскресенье стараемся отдыхать. Звоним домой, общаемся с семьёй, друзьями, иногда звоним на работу.

- Часто бывают сеансы связи с родными?

  • Сеансы с родными, так называемые приватные конференции, проходят каждую неделю, по выходным. Семья приезжает в Центр управления полётом, там есть специальная комната, в которой стоит оборудование для видеоконференций. Это длится в зависимости от загруженности от 20 минут до часа. А в будние дни, когда есть время, можно просто позвонить им по телефону.

- Ваш сынишка Артёмка уже вырос, пока Вы летали, полгода для маленьких ребятишек большой срок…

  • Да, когда я уезжал, ему было 4,5 месяца, а вернулся - уже 11 месяцев.

- Он Вас, наверное, не узнал?

  • Дня четыре привыкал ко мне.

- Сергей, что привлекает Вас в этой профессии? Хотите ещё полететь?

  • Трудно сказать. Я бы с удовольствием полетел на Луну, есть у меня такая мечта.

- Почему на Луну, а не на Марс?

  • Во-первых, это достаточно близкий проект, и мой возраст, и состояние здоровья позволят мне быть включённым в этот экипаж. Ну и лететь недалеко. Но хотелось бы не просто высадиться на Луну, а поработать там хотя бы месяц. Это было бы здорово!

Вообще профессия космонавт очень интересная, хотя и сложная. Много времени приходится находиться вне дома, частые командировки. Но, с другой стороны, ты знакомишься с огромным количеством интересных людей, специалистами. Готовясь к тому или иному эксперименту, мы встречаемся с разработчиками, это очень серьёзные учёные. Эти командировки позволяют посещать различные города, страны, там знакомишься с новыми людьми. Сама подготовка очень интересна. Масса вещей, за которые люди платят деньги (например, прыжки с парашютом), входит в нашу обязательную программу. Ну и полёт в космос, конечно, интересен, проекты, которые осуществляются на борту. Часть из них уже дают отдачу, что-то работает на будущее. Всё это очень интересно и полезно.

- Ваш сын Егор мечтает стать космонавтом?

  • Он сказал, что хочет быть инженером, который строит ракеты.

- А Вы хотите, чтобы дети продолжили Вашу космическую династию?

  • Мне трудно ответить. Зная, как это сложно, быть космонавтом, я даже не знаю, хотел бы я детям такой тяжёлой судьбы…

Для справки:

Сергей Александрович Волков, летчик-космонавт, Герой Российской Федерации, полковник ВВС России, родился 1 апреля 1973 года.

В 1995 году окончил Тамбовское высшее военное авиационное училище лётчиков им. М. М. Расковой по специальности «Командная тактическая бомбардировочная авиация».

С 5 марта 1996 года служил лётчиком, с 30 апреля 1996 года и до зачисления в отряд космонавтов - старшим лётчиком, помощником командира корабля Ил-18 авиационной эскадрильи управления и ретрансляции 353-го авиаполка особого назначения 8-й Авиационной дивизии особого назначения (Чкаловская дивизия), пос.Чкаловский Московской области.

28 июля 1997 года решением ГМВК был рекомендован к зачислению в отряд космонавтов РГНИИ ЦПК.

Первый космический полёт: 8 апреля - 24 октября 2008 года.

Второй полёт: 8 июня - 22 ноября 2011 года.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА