Новости

Анна Лисовская: «Выборы не должны превращаться в шоу»

Анна Лисовская: «Выборы не должны превращаться в шоу»

С тем, что такой избирательной кампании на муниципальных выборах Красноярск ранее ещё не переживал, согласны и политологи, и наблюдатели, и сами кандидаты на пост главы города. Даже сейчас, буквально на финишной прямой, никто не гарантирует, что нас не ждут новые эксцессы, замешанные на чёрных технологиях. Сегодня обо всех особенностях нынешней кампании мы беседуем с председателем избирательной комиссии города Красноярска Анной Лисовской.

  • С такими методами предвыборной борьбы нам действительно сталкиваться ещё не приходилось, - отмечает Анна Георгиевна. - Даже во время компании 1996 года конкуренция была значительно мягче. Да, тогда выпады были, но совершенно незначительные, и технологии использовались не столь изощрённые. Мы переживали нечто подобное на выборах губернатора, но на выборах мэра - никогда.

- Действительно, кампанию спокойной не назовёшь. И обвинения некоторых кандидатов направлены не только в адрес конкурентов, но и в сторону горизбиркома. Они говорят, что вынуждены были пойти по партийному списку, потому что им намекнули: собранные подписи не будут учтены…

  • Я об этом слышала только из СМИ, напрямую в комиссию с подобными обвинениями никто не обращался. В любом случае, могу вас заверить: если человек добросовестно собирал подписи, то он будет зарегистрирован. И примеры тому есть, в том числе на этих выборах. Один из кандидатов представил подписи, в которых было лишь 1,18 процента брака. И тут решение может быть принято только по закону. Если же есть сомнения в необъективности членов нашей комиссии по этому вопросу, можно обратиться в суд.

Мне кажется, что решение выдвинуться от парламентской партии обусловлено, скорее всего, желанием получить дополнительную гарантию выхода в следующий этап предвыборной кампании. Получить стопроцентную уверенность в регистрации кандидата.

- А вот самому необычному участнику нынешней кампании, плюшевому коту Василию, никакие подписи не могли помочь. Если же без шуток, то какой была реакция горизбиркома на появление такого экзотического персонажа? Не нарушили ли выдвинувшие его блогеры закон?

  • Нет, ничего они не нарушили. Эта акция, как я понимаю, стала реакцией на ситуацию, которая сложилась уже на самом старте избирательной кампании. Ребята проанализировали список кандидатур, выдвинувшихся на должность главы города, и предложили свою альтернативу. Чтобы сказать: если всем можно, так почему коту нельзя? Я разговаривала с этими молодыми людьми, они оценивают ситуацию именно так.

Любопытный показатель: на этих выборах из шести десятков жалоб, касающихся якобы нарушения избирательного законодательства, достоверными оказались только девять.

Я считаю, что выборы не должны превращаться в шоу. Участие в них - очень серьёзный, очень ответственный шаг. И каждый человек, который приходит в избирком подавать заявление, должен осознавать своё право и свою ответственность. К сожалению, не все и не всегда это понимают. Даже после выдвижения плюшевого кота.

- Ещё одним заметным событием нынешней кампании стало так называемое предголосование за одного из кандидатов недавно созданной коалиции. То самое, что было обозначено как первый тур выборов главы города. Как вы оцениваете это мероприятие?

  • Естественно, каждый кандидат сам выбирает форму проведения свой агитации. Она может быть любой, главное - не нарушать закон. А законом запрещаются только призывы к социальной, национальной, религиозной розни, а также к экстремизму. Всё остальное разрешено, причём в любой форме, разве что с выполнением определённых требований. И создание коалиций, и проведение в её рамках опросов предпочтений избирателей не являются нарушением. Вот то, что кандидаты назвали свои действия первым туром голосования, - действительно крайне плохо. Потому что фактически они ввели в заблуждение жителей.

К нам уже поступила коллективная жалоба от красноярцев по поводу мероприятия, прошедшего 3 июня. Люди пришли на участки, неправильно истолковав информацию о запланированных кандидатами праймериз. Наши предупреждения они по разным причинам не услышали. И, возможно, некоторые из них уже не станут принимать участие в настоящем голосовании, которое состоится 10 июня. В силу обиды, раздражения.

Безусловно, проводя свой социологический опрос или праймериз среди четвёрки кандидатов, вошедших в коалицию, нужно было называть вещи своими именами. Зачем выбирать термины из закона о выборах, из официальной кампании. Это можно расценивать и как действия, направленные на срыв настоящего голосования. Несмотря на возмущение многих, особенно пожилых красноярцев, пресечь такое нельзя, поскольку все формально в рамках закона.

- Ещё одна «горячая» тема нынешней кампании - административный ресурс. По мнению части кандидатов, это очень мешало свободной борьбе за пост главы города.

  • Хотелось бы получить какие-то доказательства… Пока я, наоборот, считаю, что в этой избирательной кампании административный ресурс практически не задействован. И фактически у нас нет ни одной жалобы на то, что где-то кого-то не пустили, где-то кому-то в чём-то отказали. Хотя, например, в 2008 году на выборах главы города и депутатов горсовета такие жалобы были. Но в нынешнюю кампанию это пока не более чем слова.

- И тем не менее жалоб по другим поводам в этой кампании хватает.

  • Да, их очень много, более ста. Такого в истории города не было никогда. И это также мешает работе городской избирательной комиссии.

Любопытный показатель: из шести десятков жалоб, касающихся якобы нарушения избирательного законодательства, достоверными оказались только девять. И по этим девяти случаям были приняты решения по пресечению незаконной агитационной кампании. Что же до остального, то вот вам примеры того, как работали заявители. Привозили, как правило, под вечер на машине группу молодых людей, те заходили в наш холл, не стесняясь, вытаскивали из одного файла бумажки, начинали их подписывать. Потом по очереди шли регистрировать эти заявления. Происходило всё буквально у нас на глазах. Мы раз прокомментировали эту ситуацию, но реакции не последовало. Тогда представители избиркома начали задавать заявителям вопросы по существу жалобы. Но те ничего не могли сказать. Когда мы попросили просто написать своей рукой приложение к жалобе, то стало очевидно, что напечатанный текст составляли вовсе не те, кто его подписал.

Ещё один пример: есть у нас заявитель, который прислал семь жалоб. Но когда его пригласили на рабочую группу, он категорически отказался с нами общаться очно. Теперь большинство жалоб стало поступать по почте. Комментарии, думаю, не требуются.

Естественно, всё это сильно отвлекает от работы, которой у нас сегодня очень много. Ведь нынешние красноярские выборы уникальны для всей России. Мы впервые взяли на себя обязанность по установке электронных аппаратов голосования на всех избирательных участках. Мало того, что их нужно получить, проверить, подготовить, необходимо ещё обучить как минимум двух операторов от каждой участковой избирательной комиссии.

- Выходит, что на всех участках голосование пройдёт не по привычной схеме, а с использованием новых технологий. Но если аппарат для голосования ломается? Что тогда?

  • В комплекте с аппаратом есть два полупрозрачных ящика, два сканера и ещё один стационарный прозрачный ящик. Это на тот случай, если техника выйдет из строя или надолго отключается свет. Но когда поломку устранят, а свет включат, все бюллетени из стандартной урны всё равно пропустят через сканер. Такой порядок.

Проводя свой социологический опрос или праймериз среди четвёрки кандидатов, нужно было называть вещи своими именами. Зачем выбирать термины из закона о выборах, из официальной кампании.

- А если кто-то не сумеет или не пожелает пользоваться аппаратом? Как поступить в этом случае?

  • Разобраться с прибором для голосования очень просто. Да и бюллетени для него мало чем отличается от обычного: ну разве что формой печати и плотностью бумаги. Единственная просьба ко всем избирателям: не перегибайте бланк, и без того никто не увидит, за кого вы отдали свой голос.

Что же до тех, кто является противником использования техники на выборах: был прецедент, когда на одном избирательном участке один избиратель категорически отказался голосовать через аппарат, как бы его ни убеждали. Но в этот раз у нас есть решение крайизбиркома о том, что при работающих аппаратах другой формы голосования быть не должно.

- На этих выборах досрочно проголосовать нельзя, это уже известно всем. А будут ли приходить с переносными урнами к тем людям, которые не могут выйти из дома?

  • Действительно, досрочно отдать свой голос не удастся. И к нам по этому поводу поступает море звонков. Но таков закон, и нарушать его мы не можем.

Что касается людей, которые не могут в день выборов выйти из дома, то к ним представители комиссии приедут на дом. Однако нужно помнить, что причиной вызова могут послужить только болезнь или инвалидность. И пригласить представителей избиркома нужно заранее: либо накануне выборов, либо в день голосования до 14 часов. Позднее заявки не будут приниматься.

- Наверное, вполне логичным будет в завершение разговора спросить: что бы вы хотели пожелать горожанам накануне дня голосования?

  • Нашим избирателям я желаю оставаться настоящими красноярцами со всеми лучшими качествами, которые присущи сибирякам. Будьте патриотами своего города, мудрыми, рассудительными и, несмотря ни на что, придите на выборы 10 июня и проголосуйте так, как считаете нужным и правильным. Мы сами будем определять свою жизнь, нам здесь жить и нам выбирать!

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА