Новости

Чтобы не свели с ума римляне и греки

Чтобы не свели с ума римляне и греки

За диплом придётся побороться

Выпускник поступает в вуз. Это всегда масса волнений, хлопот и проблем. А представляете, какие испытания ожидают его сверстника с инвалидностью? Тут все трудности, которые предстоит за долгие годы образовательного пути преодолеть обычному студенту, нужно умножить на энное количество раз.

Корочки о высшем образовании инвалиды стараются получить не ради галочки в биографии. Чаще всего люди, имеющие серьёзные проблемы со здоровьем, решаются подать документы в высшее учебное заведение, чтобы получить шанс на нормальную жизнь. Они надеются, что образование поможет им в вписаться в социум: даст профессию, возможность заработать честным трудом, а не прозябать на пенсию… А для этого нужно, чтобы человек получил не просто бумагу об обучении, а, как минимум, хорошее образование. Но не секрет, что сделать это инвалиду в России не так-то просто. Те, которые добиваются успехов на этом поприще, скорее исключение из правил.

В нашей стране на высшее образование инвалидов обратили внимание восемьдесят лет назад. С 1930-х в СССР открылись первые специализированные программы в технических вузах, ориентированные на отдельные виды инвалидности, в том числе в МГТУ им. Баумана, Северо-Западном политехническом институте в Ленинграде. Но подобная практика была скорей исключением из правил. Начиная с 1960-х годов ряд центральных вузов принимал инвалидов на групповое и индивидуальное обучение. С 1990-х годов политика в отношении инвалидов существенно изменилась: принимались новые нормативные акты в соответствии с международным гуманитарным правом: новая Конституция РФ, закон об образовании, закон о социальной защите инвалидов, Национальная доктрина образования в РФ и ряд других нормативных актов, включая приказ Министерства образования Российской Федерации 2003 года “О совершенствовании профессионального образования инвалидов”.

Конечно, вузов, в которых реализуются целевые программы подготовки студентов-инвалидов, до сих пор не так много, но их число постепенно растёт. За последние годы количество учащихся вузов с ограниченными возможностями увеличилось примерно втрое. Сегодня в российских институтах и университетах учатся около 15 тысяч человек с ограничениями по здоровью. Это положительная тенденция, хотя до европейского уровня здесь ещё далеко: например, во Франции доля инвалидов среди студентов составляет пять процентов, в нашей стране пока — один процент.

— В вузах нашего региона на сегодняшний день обучается более 400 студентов, имеющих ограниченные возможности здоровья, — рассказывает Валерия Сувейзда, начальник отдела по взаимодействию с высшими учебными заведениями и научными организациями министерства образования и науки Красноярского края. — Из них более 250 человек, имеющие инвалидность: около 25 процентов инвалиды II группы и 60 процентов — люди, имеющие III группу. Большая часть студентов с нарушением опорно-двигательного аппарата — таких более 60 процентов, с сердечнососудистыми заболеваниями (около 35), а также с нарушением зрения, с нарушением слуха, почечной недостаточностью, гипертонией. В 2012 году диплом о высшем образовании получили 56 человек с ограниченными возможностями. Наиболее востребованные специальности для молодёжи, имеющей ограничения, — юриспруденция, бухгалтерский учёт и аудит, финансы и кредит, экономика, менеджмент, инженер-программист, маркетинг, специалист по связям с общественностью, социальный работник, психолог, библиограф.

Естественно, к данной категории студентов используется дифференцированный подход. Например, уже более пятнадцати лет в Красноярском торгово-экономическом институте (вуз недавно вошёл в состав СФУ) реализуется проект “Профессия и здоровье”: для ребят, страдающих заболеваниями опорно-двигательного аппарата, здесь созданы особые условия обучения. Студенты могут получить образование по специальностям “Финансы и кредит” и “Бухгалтерский учёт, анализ и аудит”. Эти профессии выбраны не случайно: выпускники получат возможность работать в домашних условиях. Кроме того, на базе окружного учебно-методического центра высшего профессионального образования инвалидов Сибирского федерального округа функционирует подготовительное отделение, где обучаются 17 человек с ОВЗ, в том числе восемь человек, имеющих различную категорию инвалидности. В центре имеются пять специализированных учебных аудиторий (для опорников и лиц с патологией слуха), оснащённых специализированной аппаратурой, тренажёры для занятий лечебной физкультурой, физио- и массажный кабинеты, комната психологической разгрузки, сенсорная комната, три специализированных туалетных комнаты для студентов-опорников.

— В 2010 году торгово-экономическому институту присвоен статус базового образовательного учреждения высшего профессионального образования, обеспечивающего условия для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, — поясняет Валерия Сувейзда. — Студенты с ограниченными возможностями здоровья находятся под наблюдением высококвалифицированных врачей-ортопедов, проходят комплекс реабилитационных мероприятий (массаж, занятия ЛФК, лечебное плавание, занятия с педагогом-психологом, релаксирующие занятия в сенсорной комнате).

Правда, этот институт — единственный вуз Восточной Сибири и Дальнего Востока, который целенаправленно занимается профессиональным образованием студентов-инвалидов. Поэтому тем инвалидам, которые решили получать образование в других вузах, приходится непросто. Впрочем, тенденция к улучшению есть. Так, в прошлом году Сибирский федеральный университет вошел в топ вузов по доступности зданий для маломобильных групп населения. Рейтинг архитектурной доступности российских вузов для студентов-инвалидов составлен РИА Новости совместно с Российским союзом ректоров и Высшей школой экономики. В итоговый топ-перечень был включён 91 вуз, которому удалось набрать не менее 50 процентов от максимально возможного количества баллов. СФУ занял 82-е место, набрав 53 балла.

Как сообщили в пресс-службе высшего учебного заведения, на сегодняшний день на очной форме обучения в Сибирском федеральном университете получают образование 97 студентов-инвалидов, среди которых три инвалида по зрению и один колясочник. Для таких людей передвижение — одна из самых острых проблем. Поэтому сегодня в СФУ стараются создать для таких “особых” учащихся специальную “безбарьерную” инфраструктуру.

— К сожалению, до недавнего времени застройщики, да и заказчики объектов строительства зданий вузов не ставили целью делать их доступными для людей с ограниченными физическими возможностями, поэтому в “наследство” университету достались учебные корпуса и общежития, не оборудованные специальными средствами, облегчающими передвижение этой категории граждан, — говорит руководитель пресс-службы вуза Ярослава Жигалова. — Такие корпуса по возможности оборудуют пандусами, другими приспособлениями. Например, возле корпуса Юридического института СФУ нашли возможность выделить парковку специально для инвалидов на три машины в непосредственной близости от входа в корпус.

Но новые объекты уже строятся с учётом требований “безбарьерной” среды. Так, корпуса Института нефти и газа СФУ, Института информационных и космических технологий, библиотека, новые общежития изначально оборудованы пандусами. Для того чтобы библиотекой могли пользоваться не только студенты, но и другие горожане с ограниченными физическими возможностями, здесь обустроены подъезды для машин и лифт для инвалидов с внутренним и внешним подъёмниками. Там же предусмотрены и рабочие специальные места для инвалидов с нарушением системы опорно-двигательного аппарата. С 2009 года в СФУ разрешено использование диктофонов и магнитофонов в процессе обучения студентов — инвалидов по зрению. В общежитии № 22 есть комнаты для колясочников со специально оборудованными кухнями и ванными комнатами.

Кстати, Сибирский федеральный университет является одним из немногих вузов России, который организует учебные занятия по физической культуре с инвалидами. Уроки для учащихся этой категории проводятся в учебном центре адаптивной физической культуры. Нуждающимся поправить здоровье предоставляется возможность бесплатного лечения в профилакториях университета, летом можно отправиться в оздоровительно-спортивный лагерь университета или получить путёвку на курорты Чёрного моря, Белокурихи, Красноярского края.

Поддерживают здесь инвалидов и в материальном плане. Так, инвалиды I и II групп ежемесячно получают государственную социальную стипендию. Эта же категория может проживать в студенческом общежитии бесплатно, инвалиды III группы оплачивают 50 процентов стоимости.

Так что условия для получения образования — пусть не идеальные — в красноярских вузах имеются. Конечно, человеку с ограничениями по здоровью, чтобы получить диплом, придётся потрудиться больше, чем его здоровым сокурсникам, но, как известно, дорогу осилит только идущий.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА