Красноярск исторический
По Красрабу верхом на трамвае
Анатолий Меркулов родился в городке Бежица на Брянщине в 1938 году. Однако уже в сентябре 1941 года приехал в Красноярск — его семья была эвакуирована с заводом “Красный Профинтерн”, где отец трудился мастером по разметке паровозных котлов.
Анатолий Меркулов родился в городке Бежица на Брянщине в 1938 году. Однако уже в сентябре 1941 года приехал в Красноярск — его семья была эвакуирована с заводом “Красный Профинтерн”, где отец трудился мастером по разметке паровозных котлов. После месяца в пути заводской поезд остановился на правобережной станции Злобино — тогда это был маленький полустанок. С тех пор тот район стал дня Анатолия Михайловича родным. Как и весь город, где ветеран отдал 55 лет трудовой жизни заводу “Красмаш”.
— Интересно, что пустое поле, где выгрузился тогда завод, раскинулось от Злобино до станции “Енисей”, — вспоминает наш герой, — там места хватило и для строительства завода, известного сейчас как “Сибряжмаш”, и для аэродрома.
Сразу стала острой проблема жилья для приехавших работников предприятия. Тогда все семьи расселили в разные места. Семье Анатолия нашли уголок аж в деревне Свищёво под Маганском. Заводчане ездили на рабочем поезде строить свой завод вахтовым методом. Только в начале 1942 года семьи всех работников переселились в город, в недавно построенные бараки. Барак № 1, куда попали Меркуловы, стоял у подворья современного собора Рождества Христова. Рядом, на месте собора, позже появилась зона с японскими заключёнными. За ней начиналась деревня с хорошо знакомым и сегодня названием “Первомайский посёлок”.
— Японцев помню хорошо, — рассказывает Анатолий Михайлович, — потому что в 1945 году они начали работать на строительстве улиц Паровозной и Волгоградской, где возводили двухэтажные кирпичные дома. Мы, пацаны, бывало, сопровождали колонну пленных и старались общаться на пальцах. Ребята часто меняли кусочки хлеба на какие-нибудь вещички. Так у меня появилась красивая японская перламутровая ручка и красивая чайная пиала.
Барак, где поселилась семья, состоял из четырёх подъездов, в которых было по четыре квартиры. Но каждая их них состояла лишь из комнаты с кирпичной печкой, которую занимала одна семья. Никаких водопроводов и туалетов внутри не было. Удобства располагались на улице, как и стайки; за водой ходили с вёдрами на колонку. Этими бараками была застроена вся округа.
— Отец мой, Михаил Николаевич, всю жизнь проработал разметчиком на Сибтяжмаше, — вспоминает ветеран, — сначала в котельном цехе завода, потом в цехе цементного оборудования и нефтеаппаратуры. Он был человеком домовитым: огородил за окном небольшой палисадник и выращивал там помидоры. Вести своё хозяйство привык с детства. Однажды привёз длинный железный ящик и установил в палисаднике у окна. Ящик стал местом хранения угля, который покупался на заводе. Поэтому зимой отопление было налажено.
Ну а мама тоже не сидела дома: по вечерам работала кассиром и контролёром в построенном в войну деревянном клубе, который располагался на улице Котовского. Благодаря маме для мальчишки всегда оставляли одно свободное место в первом ряду кинозала.
— Хорошо помню 9 Мая 1945 года, когда по радио объявили об окончании войны, — рассказывает Анатолий Михайлович. — Отец повёл меня на завод, где я полазил по новенькому паровозу. В клубе весь этот день бесплатно крутили прекрасный фильм “В 6 часов вечера после войны” с популярными актёрами Владимиром Самойловым и Мариной Ладыниной. Любой желающий в каждый момент мог зайти на сеанс и потом выйти, когда захочется. Ну а на улицах у всех была сумасшедшая эйфория! Незнакомые люди поздравляли друг друга с Победой!
Анатолий Михайлович пошёл в начальную школу в 1946 году и, проучившись там два года, перешёл потом в новую каменную школу № 49, здание которой и сейчас располагается на перекрёстке улиц Гастелло и Щербакова.
Уже в то время жители этого района — рабочие предприятия — мечтали построить стадион, ведь на заводе была своя футбольная команда “Авангард”, которая, кстати, “зарубалась” в футбол с командой завода имени Ворошилова (ЗиВ), который позже стал Красмашем. И через некоторое время в жилом районе возвели заводской стадион “Авангард”.
Более того, в конце 40-х среди работников предприятия начались разговоры о строительстве большого каменного Дворца культуры. Когда этот план воплотился, на улице Павлова появился ДК “Сибтяжмаш”, который сегодня известен как “Общественное пространство “Каменка”.
Школьник Толя с начальных классов интересовался техникой, и отец отвёл его в располагавшийся неподалёку детский клуб.
— Хорошо помню, что именно там, в техническом кружке, собрал свой первый телефон и услышал звук в наушниках. Именно тогда была заложена моя будущая профессия инженера-связиста, — улыбается ветеран.
Жизнь красноярцев и во время, и сразу после войны была очень непростой. Однако трудности всё же удавалось преодолеть. Анатолий Меркулов вспоминает, что все семьи садили на Кузнецовском плато картошку, поэтому пища была. Ну а хлеб до конца 1947 года привозили на тележке и выдавали по карточкам в местном магазине. Здесь же продавались и промтовары. Вскоре после войны отец купил сыну подарок — красную игрушечную деревянную пушку.
Злобинские пацаны тогда любили катать обручи на палочке по дворам, играть в футбол. Ну а зимой главным развлечением ребят были гонки на самодельных коньках, которые привязывали сыромятными ремешками к валенкам.
— На коньках мы носились только по укатанным снежным дорогам, — объясняет Анатолий Михайлович, — ведь катков в городе не было. Пацаны зацепляли за кузова редких грузовиков длинную проволоку и, держась за неё, неслись вереницей за машиной. Бывало, что водитель замечал и, если успевал кого-то схватить, забирал коньки, отрезав ножом шнурки.
Анатолий Меркулов закончил школу в 1957 году. Так как в старших классах постоянно занимался техникой в кабинете физики под руководством учительницы, то решил поступать в новый тогда радиовакуумный техникум, что на проспекте Свободном. Учёба ему очень нравилась, ведь парень любил вгрызаться в технические знания.
Именно в этот период наш герой близко познакомился с работой поезда “Ученик”, который заменял современную электричку, привозя на базар, что раскинулся у станции Злобино, жителей пригородных деревень Зыково, Маганска, Камарчаги. И перевозя далее в центр города правобережников — в основном учеников техникумов и вузов.
Ветеран вспоминает, что в составе “Ученика” были обыкновенные вагоны, как в электричке, но обязательно прицеплялся и грузовой вагон, куда пассажиры пригородных деревень могли положить свои объёмные вещи.
— Бывало, студенты хулиганили — не заходили в вагон, а ехали через мост, сидя на входных ступеньках, — улыбается красноярец.
Но самое яркое впечатление молодости у Анатолия Михайловича осталось от поездок на старом двухвагонном трамвае по проспекту Красноярский рабочий, ведь наш герой, как и тысячи работников правобережных заводов, ежедневно добирался на работу и обратно на этом народном виде транспорта. Надо сказать, что часто в трамвай было просто не влезь! Так случилось однажды летом и с Анатолием Меркуловым, когда ему нужно было срочно куда-то ехать. Люди буквально свисали из всех дверей вагонов. Поэтому молодой специалист Красмаша сходу вскочил на деревянную перегородку, которая защищала межвагонную сцепку от желающих проехаться на ней.
— Схватился за раму окна и несусь с ветерком, — вспоминает наш герой. — Вдруг кто-то изнутри вагона похлопал меня по руке: “Оглянись — не за тобой ли на мотоцикле едут?” Смотрю, за моей спиной рядом с трамваем на мотоцикле с коляской несётся наряд милиции. Пришлось на ближайшей остановке соскочить и дать дёру через пути. Удалось уйти!
P. S. Уважаемые читатели! Присоединяйтесь к нашему проекту! Если у вас есть интересные истории, связанные с улицей, микрорайоном, где вы живёте, звоните в редакцию по номерам: 2-115-761, 2-115-650.
В тему:
Зимой молоко из деревень на Злобинский рынок привозили в мешках — замороженным в форме тарелок. Так и продавали — на вес. В домах горожан белые слитки превращались в питательный напиток.