Новости

Буккроссинг - вторая жизнь книги

Буккроссинг - вторая жизнь книги

Пока профессионалы книгоиздания спорят об умирании печатной книги, читающий мир доказывает, что бумажная книга живее своего электронного собрата. Хотя бы потому, что обладает и обрастает новыми ритуалами. Одним из таких ритуалов, признаком “живости”, является буккроссинг.

Явление буккроссинга (по-русски— “книговорот”) исчерпывается простейшим правилом: прочитал книгу — передай ее другому. То есть прочитанная книга с вложенным в неё номером телефона или почтовым или электронным адресом оставляется в общественном месте. Это может быть специальная “безопасная полка” книжного магазина или самая обычная автобусная остановка. Случайный человек находит оставленную книгу, читает её, отсылает свою оценку на указанный контакт и повторяет процедуру “книговорота”. Буккроссинг, в определённом смысле, — это освобождение книги. Освобождение от законов рынка, где важнее не содержание, а яркость обложки и цепкость названия, и участи пылесборника в книжном шкафу.

Как ни странно, но начало буккросингу положил совсем не книжный специалист. Интернет-технолог Рон Хорнбекер в 2001 году решил проверить свою теорию социальных сетей. Для этого он оставил в подъезде своего дома 20 книг со ссылкой на собственный сайт и предложением постоянно менять книги. Уже через полгода на его сайте было зарегистрировано более 300 активных пользователей, которые “отпускали” книги и приводили новых участников.

Буккроссинг стал уже общемировым явлением. Со временем для отслеживания путешествий книг появились и специальные сайты (www.bookcrossing.ru —сайт, посвящённый книгообмену в России и странах СНГ). Опытные буккроссеры регистрируют на таких сайтах книги, которые хотят “освободить”, из этих книг создаётся персональная “книжная полка”. Каждой книге присваивается код, по которому потом и отслеживаются перемещения.

Так дела обстоят в Европе, Америке и особо крупных городах России. А Красноярск по состоянию “книговорота” в нашем городе в список мегаполисов не попадает. Возможно, если перефразировать Карамзина, народ имеет тот буккроссинг, который заслуживает. Но уровни книжных продаж и открытия новых книжных магазинов говорят об обратном: красноярцы читают, как минимум, не ниже среднего.

Может быть, сказывается многолетняя привычка к накоплению. Любая книга из личной библиотеки: “Луначарский о Чернышевском” или ранняя редакция “Мастера и Маргариты”— всё это так близко к сердцу, что лучше пусть томится в книжном шкафу, чем читается новыми, но посторонними людьми. Поэтому стихийные точки буккроссинга у нас захлёбываются из-за неравнозначного обмена — на место понравившейся книги люди кладут свою, но самую бесполезную. В таких случаях ассортимент полки быстро беднеет, а сама точка замирает.

В книжном магазине “Светоч” по улице Копылова как раз есть такая полка. Все начиналось с ненужного стеллажа, выставленного в помещении перед входом. Однажды на нём появилось пять-шесть книг. Книги стали меняться, их количество росло. Со временем стали попадаться действительно интересные экземпляры. Но проблема стихийно организованных полок как раз в том, что часто книги берутся насовсем.

Примером удачного коммерческого использования буккроссинга может стать магазин “Книжный мир” на Ленина, 86. Книгообмен здесь решили организовать сразу после переезда на новое место. “Безопасная полка” удивляет разнообразием. Рядом с детскими детективами в мягкой обложке лежат увесистые томики Фейербаха и Философские словари. “Первую партию книг собрали сами. — рассказывает кассир магазина Наталья. — Получилось из разной литературы: справочники, букинистические издания — всё было. И теперь есть результат от этой затеи. Книги постоянно меняются. Люди приходят и долго выбирают книгу на обмен. В процессе выбора смотрят на остальные полки и нередко покупают ещё что-то уже из ассортимента магазина”. Такие полки у буккроссеров называются “безопасными”, потому что книги здесь защищены от ветра, дождя и трудолюбия дворников.

Ещё одна точка буккроссинга располагается в клубе “Эра”. Здесь количество книг исчисляется не поштучно, а сразу стеллажами. Поэтому никто не будет против, если вы возьмете себе книгу без должной замены, возврат — это уже дело совести. Собственно, в этом месте и появилась первая городская точка книгообмена. Со временем клуб превратился в одну большую книжную полку, и буккроссинг отошёл на второй план. Ещё две полки для “книговорота” можно найти в магазине “Нагваль” на Кирова, 19 и в главном корпусе СФУ около читальных залов.

Буккроссинг демократичен по форме, за что его и ценят студенты. Глеб, студент СФУ, так оценивает преимущества “книговорота”: “С книгами сейчас, можно сказать, проблемы. Либо покупай, либо бери в библиотеке. Покупать элементарно дорого. А вариант с библиотекой слишком нудный. Нужен абонемент, поиск по именному указателю, да и дают книгу на две недели — слишком много препятствий. Буккроссинг человечнее, что ли. Ты меняешь книгу на книгу, а дальше уже думаешь, оставить тебе найдёныша или вернуть его обратно, может, кому-то другому книга понравится больше”.

Но никто не мешает меняться книгами просто так, без специального места. Часто на скамейках можно найти оставленную книгу. С виду— вполне приличное издание. Но нет никакого обратного адреса. Поэтому, уже дома прочитав найденную книгу, возвращаешься к вопросу: такие книги кто-то теряет и специально оставляет, освобождая их для нового читателя?

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА