Проспект культуры
Пушкин по Фрейду
Пушкин, напевающий пугачёвского “Паромщика”, царь Салтан в костюме рядового советского инженера, Царевна-лебедь, скачущая через резиночку… В Красноярском театре кукол — новый спектакль “Несказка о царе Салтане”. Поставлен он московским режиссёром Иваном Пачиным по хрестоматийному произведению Александра Сергеевича Пушкина.
Пушкин, напевающий пугачёвского “Паромщика”, царь Салтан в костюме рядового советского инженера, Царевна-лебедь, скачущая через резиночку… В Красноярском театре кукол — новый спектакль “Несказка о царе Салтане”. Поставлен он московским режиссёром Иваном Пачиным по хрестоматийному произведению Александра Сергеевича Пушкина.
Сказка, как и заявлено в афише театра, на сцене обернулась несказкой. Несмотря на условность происходящего, она изобилует бытовыми деталями современной жизни и недавнего прошлого: костюмы персонажей мало отличаются от сегодняшних, на столе — стеклянная трёхлитровая банка огурцов, гости на свадьбе, среди которых и автор-Пушкин, топчутся парами под песни примадонны Пугачёвой… Происходящее на сцене похоже не столько на инсценировку классики, сколько на детскую игру. Будто дети решили поиграть в сказку Пушкина, используя всё, что подвернулось под руку: старомодное дедушкино пальто с воротником из искусственного меха, шлем танкиста, старый щит, занавески с окон, огромную палку и так далее. К этому добавлено немного клоунады, эксцентрики. Всё вместе даёт удивительный эффект: зрители не убаюкиваются под идеально-размеренные пушкинские строки, а хохочут.
Дело происходит в кукольном театре, но спектакль скорее драматический, чем кукольный. Кукла здесь в одной роли (и то недолго) — в роли младенца Гвидона. Выскочив из бочки на острове Буяне, Гвидон становится обычным юношей, теперь его роль исполняет актёр Александр Туренко. Условность же здесь подчёркнута особой эстетикой — эстетикой постмодернизма. Это когда прежние эстетические нормы отвергнуты, прекрасное перемешивается с безобразным, бытовое — с сакральным. Повседневность — везде и всюду, теперь эклектичность правит балом. Постмодернизм не порождает новые идеи, он обращается к старому миру, переосмысливает его догмы и постулаты. На первый план выходит не логика, а парадоксальность творческого и реального мира, их иррациональность.
Несмотря на неклассическую подачу классики, Иван Пачин идёт вслед за Пушкиным: не боится додумывать сюжет сказки. (Сам Александр Сергеевич обращался с фольклором вольно и смело, смешивая сюжеты и героев разных сказок.) У Пушкина, например, неясно, какова родственная связь Бабарихи с Гвидоном и другими персонажами. У автора она именуется “сватья, баба Бабариха”, но строки “А царевич хоть и злится, но жалеет он очей старой бабушки своей” даёт карт-бланш в руки режиссёра. Бабариха становится родной бабкой Гвидона, матерью Салтана, злой свекровью царице. Отсюда вырастает сюжет — обычная бытовая история. Бабариха (актриса Наталья Розонова) обожает сына и ненавидит женщину, которой тот с некоторых пор стал отдавать свою любовь, заботу и внимание. Надо сказать, что царь Салтан, которого играет Борис Смелянец, в малюсенькой короне на резиночке, просто прекрасен в своей никчемности и нелепости. Повелитель государства и герой войны на самом деле безвольный маменькин сынок, подкаблучник, которого легко обвели вокруг пальца склочные бабы. Отсюда вырастает и другая линия спектакля — про мальчика-безотцовщину, желающего отыскать родного батюшку. В общем, пушкинская история, представленная в кукольном театре, получилась очень жизненная, многим близкая. Почти по Фрейду и совсем не сказочная.
НЮАНС
В основе пушкинской “Сказки о царе Салтане” лежат минимум два народных источника: сказки “По колена ноги в золоте, по локоть руки в серебре” и “Поющее дерево, живая вода и птица-говорунья”.
ДОСЬЕ
Иван ПАЧИН — выпускник Театрального института имени Б. Щукина, Высших курсов сценаристов и режиссёров. Основатель “Творческого объединения 9”, союза выпускников театральных и музыкальных вузов Москвы — режиссёров, актёров, художников и музыкантов. В основе творческой группы — идея мобильных и компактных спектаклей, которые возможно было бы играть на разных площадках и даже дома. Ставил спектакли в театре “Практика” (Москва), Центре имени В. Э. Мейерхольда, Большом театре кукол (Санкт-Петербург). Участник и лауреат многих театральных фестивалей: Российская национальная премия “Арлекин”, “БТК-ФЕСТ” и другие.
Фото Петр Шевчук