Новости
"Гэсэр"? Рекомендую…
Школьникам предложили почитать
Российские эксперты составили список книг, которые Министерство образования и науки рекомендует школьникам читать самостоятельно. В него вошли как художественные произведения, так и издания по культуре и истории. Среди прочих в перечне фамилий авторов — Иван Бунин, Лев Гумилёв, Аркадий Гайдар, Константин Симонов. Понравятся ли современным ребятам все предложенные произведения — большой вопрос. Ведь читают они совсем другие книги…
Предложенный список назвали “сто книг для чтения”, на самом деле произведений в нём гораздо больше: напротив фамилий некоторых авторов — названия нескольких текстов. Так, например, ребятам предлагают самостоятельно почитать “Анну Каренину”, “Казаков” и “Хаджи-Мурата” Льва Толстого.
Идею создания списка книг для внеклассного чтения высказал Владимир Путин. Весной прошлого года по результатам опросов был составлен перечень из пяти тысяч произведений. Затем “золотую сотню” сформировал экспертный совет, в состав которого вошли представители Российской академии наук, Российской академии образования, различных министерств, а также средств массовой информации, общественных и религиозных организаций и школ.
Стоит отметить, что при окончательном выборе произведений учитывались пожелания общества — любой желающий мог выразить мнение на сайте knig100.spbu.ru. Пользователи Интернета активно подключились к обсуждению, на сайте разворачивались дискуссии. “Скажите, пожалуйста, а что в данном перечне делает Солженицын? На мой взгляд, это не очень хороший автор, особенно для школьников!”. “Я школьницей была под большим впечатлением от “Ракового корпуса” Солженицына — поэтому сегодня с удовольствием за него проголосовала и, пожалуй, в выходные наконец перечту его”.
Интересно, что в список вошли только произведения отечественных авторов, а также книги писателей стран СССР. Зарубежная литература в нём не представлена. И это вызвало недоумение у представителей общественности: “Меня в школе всегда интересовало, почему в списке книг для внеклассного чтения нет зарубежных авторов?”. “Обязательны для прочтения: Диккенс “Домби и сын”, “Крошка Доррит”, Гюго “Отверженные”, “Собор Парижской Богоматери”, Свифт “Приключения Гулливера”, Бичер-Стоу “Хижина дяди Тома”, Войнич “Овод”, Жюль Верн “Дети капитана Гранта”, “Таинственный остров”.
Насколько актуальны произведения, рекомендованные школьникам, и заинтересуют ли они ребят? Проанализировать перечень мы попросили доцента кафедры русской литературы Красноярского государственного педагогического университета Наталью Лебедеву. Наталья Владимировна не только работает со студентами, но и преподаёт в школе, так что о литературных предпочтениях ребят знает не понаслышке.
— Хорошо, что в перечень вошли книги, рассказывающие о событиях Великой Отечественной войны, такие как “Блокадная книга” Адамовича и Гранина, “А зори здесь тихие…” Васильева, “Батальоны просят огня” и “Горячий снег” Бондарева, — отмечает Наталья Лебедева. — К сожалению, сегодня тему войны убрали из школы, и подобные произведения читают немногие. Хотя практика показывает, что ребятам они интересны: если предлагаешь им почитать произведения на эту тему, воспринимают книги эмоционально.
Наталья Владимировна посоветовала бы детям ознакомиться с другими произведениями некоторых авторов из списка.
— Алексина читать ребятам надо бы, но почему в перечень вошёл именно “Мой брат играет на кларнете”? Мне кажется, для них полезнее “Домашний совет” или “Раздел имущества”, — говорит она. — Хотя современные школьники вообще этого автора не знают. “Белая гвардия” Булгакова читается ребятами очень тяжёло, им лучше предложить “Собачье сердце”. У Александра Грина “Бегущую по волнам” я бы лучше заменила на маленькие рассказы — “Словоохотливый домовой”, “Пропавшее солнце” и другие.
В списке значится “Идиот” Достоевского. Читать его, конечно, надо, но кто из школьников потянет такой текст? Всё-таки он рассчитан на другой возраст. Также считаю, что ребятам рановато читать философские тексты Ильина.
По мнению эксперта, некоторые произведения из списка современные школьники просто не поймут, поскольку они уже потеряли актуальность.
— Тексты “Тимур и его команда”, “Голубая чашка”, “Чук и Гек” Аркадия Гайдара уже слишком далеки от них, — отмечает Наталья Владимировна. — “Республику Шкид” они воспримут скорее как прикол, хотя это очень неплохое произведение. На мой взгляд, “Земля Санникова” и “Как закалялась сталь” уже совсем не актуальны, а “Старик Хоттабыч” после “Хоббита” и “Гарри Поттера” вряд ли вызовет большой интерес.
Наталья Лебедева безоговорочно поддерживает включение в список Астафьева, Бабеля, Распутина, Шварца, Паустовского.
— К сожалению, произведения последнего автора тоже убрали из школьной программы, его некоторые тексты читают только в младших классах, — говорит она. — А надо бы знать и “Первый снег”, и “Северную повесть” — это замечательное произведение о любви. Петрушевскую в школе читать можно только избирательно. Крапивин — восхитительный романтик, советую читать все его произведения, кроме последнего. Но современные дети этого автора совсем не знают.
А вот эпосы, былины и летописи, перечисленные в конце списка, Наталья Владимировна рекомендовала бы изучать обзорно — чтобы иметь представление о творчестве других народов.
— В целом список я оцениваю положительно, большинство книг, представленных в нём, — золотой фонд нашей литературы, — говорит она. — Единственное замечание: есть хорошие более современные произведения для детей и подростков, которые почему-то не вошли в перечень. Например, школьные повести Екатерины Мурашовой, ребята с удовольствием читают их, также как и трилогию Мариэтты Чудаковой о приключениях Жени Осинкиной. Рекомендовала бы для самостоятельного чтения книги Юлии Вознесенской. Очень жаль, что в список не вошли произведения Дины Рубиной, Татьяны Толстой, Людмилы Улицкой. Старшеклассники читают их.
По нашей просьбе десятиклассникам одной из красноярских школ предложили написать на листке, какую последнюю книгу они прочитали самостоятельно, вне школьной программы, и почему выбрали именно это произведение.
— Из тридцати ребят двенадцать сдали пустые листочки, выводы очевидны, — говорит Елена Воронцова, учитель русского языка и литературы школы № 149. — Пять человек написали, что прочитали Толкиена — “Властелина колец” и “Хоббита”. Отмечают, что последнее произведение решили взять после просмотра фильма. Один школьник назвал “Гарри Поттера”, два человека — произведения Спаркса “Дневник памяти” и “Ночи в Роданте”. При этом рядом с фамилией этого автора была подпись “мне нравится стиль этого писателя и ход событий в книгах”.
Также в числе названных — “Поющие в терновнике” Колин Маккалоу, “Мастер и Маргарита” Михаила Булгакова, произведения Лукьяненко, Стругацких, Брауна, Кинга.
— “Гамлета” и сонеты Шекспира назвала одна из учениц, ниже написала: “понравилось на уроке, самой захотелось почитать”, — рассказывает Елена Георгиевна. — Многие ребята любят фантастику и фэнтези, читают Алекса Ирвина, Роберта Сальваторе, Терри Гудкайнда. В моём классе есть мальчик, который увлекается историей. В списке его последних прочитанных книг — “Романовы: 300 лет служения России” и “Колчак: последние дни жизни”. Интересно, что ребята называли не только художественные произведения: на листках был отмечен и Дейл Карнеги.
После каждых летних каникул Нина Кашпарова, учитель русского языка и литературы гимназии № 3, просит своих учеников написать, какие книги они прочли летом вне обязательного списка.
— Расскажу, что отметили десятиклассники, — говорит она. — Почти в каждом листке — произведения Чака Паланика: “Бойцовский клуб”, “Удушье”, “Колыбельная”. Несколько ребят написали “Гордость и предупреждение” Джейн Остин, “Блокаду” и “Марусю” Артёма Новикова, “Приключения Шерлока Холмса” Артура Конан Дойля, “Мастера и Маргариту” Михаила Булгакова — хотя это произведение по школьной программе изучается только в одиннадцатом классе. Одна девочка отметила, что читала книги Эдуарда Лимонова, другой мальчик — он увлекается историей — написал, что за лето прочитал труды Маркса, Энгельса, Ленина и Кропоткина.
Стоит отметить, что несколько ребят из этой гимназии самостоятельно читали произведения Василия Яна “Чингисхан”, “Батый” и “К последнему морю”. И это единственный автор, который присутствует в списке, рекомендованном Министерством науки и образования. Остальные произведения из перечня по собственному желанию десятиклассники не читали. Хотя, наверняка, они знакомы и с творчеством Волкова, и книгами Успенского — читали их в младшем возрасте. Но всё-таки большая часть произведений в перечне рассчитана именно на старшеклассников, но, как показывает практика, их современные дети, за редким исключением, не знают.
“В целом, сегодня ребята читают очень мало, — говорит Елена Воронцова. — Процентов восемьдесят учеников даже не открывают книги по школьной программе — в лучшем случае читают их сокращённые версии”.
— Однажды перед уроком я попросила ребят: поднимите, пожалуйста, честно руки, кто прочитал “Героя нашего времени”, — вспоминает Нина Кашпарова. — Оказалось, что таковых только четыре человека, и как вести урок? Как говорить о произведении, которого ребята не читали? Как приобщить школьников к чтению — это самый сложный вопрос для педагога. Умолять, просить, заставлять? И очень приятно становится, когда бывшие выпускники рассказывают, что после уроков в гимназии полюбили литературу на всю жизнь.
Наталья Лебедева отмечает: и сегодня, когда компьютер и Интернет вытесняет книги, остаются семьи, в которых любят читать.
— Конечно, по сравнению с 60—80-ми годами прошлого века современное поколение читает очень мало, но в каждом классе есть ребята, которые искренне любят книги, — говорит она. — Но неверно считать, что если в семье не читают, то и ребёнок никогда не откроет художественное произведение самостоятельно. Это не так. На самом деле всё зависит от индивидуальности ученика: у кого есть потенциал и скрытая глубинная мотивация, будет читать, даже если дома нет ни одной книги. А проснётся ли этот природный интерес, зависит от педагога. Я всегда говорю студентам — будущим учителям: приходи и делай своё дело хорошо. Ведь неизвестно, где и когда прорастёт зерно, заложенное педагогом.
Перечень ста книг, рекомендуемый школьникам к самостоятельному прочтению
Адамович А., Гранин Д. Блокадная книга.
Айтматов Ч. И дольше века длится день. Белый пароход.
Аксенов В. Звёздный билет. Остров Крым.
Алексин А. Мой брат играет на кларнете.
Арсеньев В. Дерсу Узала.
Астафьев В. Пастух и пастушка. Царь-рыба.
Бабель И. Одесские рассказы._ _Конармия.
Бажов П. Уральские сказы.
Белых Г., Пантелеев А. Ресnублика Шкид.
Богомолов В. Момент истины (В августе сорок четвертого).
Бондарев Ю. Батальоны просят огня. Горячий снег.
Боханов А. Император Александр III.
Булгаков М. Белая гвардия.
Булычёв К. Приключения Алисы.
Бунин И. Темные аллеи.
Быков В. Мёртвым не больно. Сотников.
Васильев Б. А зори здесь тихие... В списках не значился.
Вернадский Г. Начертание русской истории.
ВолковА. Волшебник Изумрудного города
ГайдарА. Тимур и его команда. Голубая чашка. Чук и Гек.
Гамзатов Р. Мой Дагестан. Стихотворения
Гиляровский В. Москва и москвичи.
Гончаров И. Обыкновенная история.
Горянин А. Россия. История успеха (в 2 книгах).
Грин А. Алые паруса. Бегущая по волнам.
Гумилёв Л. От Руси до России.
Гумилёв Н. Стихотворения.
Деникин А. Очерки русской Смуты.
Джалиль М. Моабитская тетрадь.
Давлатов С. Зона. Чемодан. Заповедник. Рассказы.
Достоевский Ф. Идиот.
Драгунский В. Денискины рассказы.
Дудинцев В. Белые одежды.
Думбадзе Н. Я, бабушка, Илико и Илларион.
Ибрагимбеков М. И не было лучше брата.
Ильин И. О России. Три речи.
Ильф И., Петров Е. Двенадцать стульев. Золотой телёнок.
ИшимоваА. История России в рассказах для детей.
Искандер Ф. Сандро из Чегема.
Каверин В. Два капитана. Открытая книга.
Кассиль Л. Будьте готовы, Ваше высочество! Кондуит и Швамбрапия.
Катаев В. Белеет парус одинокий.
Кондратьев В. Сашка.
Кончаловская Н. Наша древняя столица.
Крапивин В. Мальчик со шпагой.
Кузьмин В. Сокровище нартов: Из кабардинских и балкарских сказаний о богатырях-нартах.
Куприн А. Поединок. Гранатовый браслет.
Лагин Л. Старик Хоттабыч.
Лесков Н. Очарованный странник.
Лихачёв Д. “Слово о полку Игореве” и культура его времени. Раздумья о России (сборник). Рассказы русских летописей XII—XIV вв.
Лотман Ю. Беседы о русской культуре. Роман А. С. Пушкина “Евгений Онегин”. Комментарий.
Набоков В. Дар. Защита Лужина. Приглашение на казнь.
Некрасов В. В окопах Сталинграда.
Носов Н. Приключепия Незнайки и его друзей. Незнайка на Луне. Живая шляпа. Мишкина каша.
Обручев В. Земля Санникова.
Олеша Ю. Три толстяка.
Островский Н. Как закалялась сталь.
Паустовский К. Повесть о жизни. Мещёрская сторона.
Пикуль В. Реквием каравану. Миниатюры.
Приставкин А. Ночевала тучка золотая.
Петрушевская Л. Рассказы и повести.
Полевой Б. Повесть о настоящем человеке.
Прутков Козьма. Сочинения.
Распутин В. Прощание с Матёрой.
Рождественский Р. Стихотворения.
Рубцов Н. Стихотворения.
Руставели Ш. Витязь в тигровой шкуре.
Рыбаков А. Кортик. Бронзовая птица. Выстрел.
Самойлов Д. Стихотворения.
Симонов К. Стихотворения. Живые и мёртвые.
Соловьев Л. Повесть о Ходже Насреддине.
Стругацкий А., Стругацкий Б. Понедельник начинается в субботу. Трудно быть богом.
Токарева В. Рассказы и повести.
Толстой А. Князь Серебряный.
Толстой Л. Хаджи-Мурат. Казаки. Анна Каренина.
Тукай Г. Шурале.
Тынянов Ю. Пушкин. Смерть Вазир-Мухтара.
Успенский Э. Крокодил Гена и его друзья. Дядя Фёдор, пёс и кот.
Фадеев А. Молодая гвардия. Разгром.
Фраерман Р. Дикая собака Динго, или Повесть о первой любви.
Хетагуров К. Стихотворения.
Шварц Е. Дракон. Снежная королева.
Шукшин В. Рассказы.
Эйдельман Н. Лунин. Твой XIX век.
Эренбург И. Люди, годы, жизнь.
Ян В. Чингиз-хан. Батый. К последнему морю.
Янин В. Я послал тебе бересту.
Эпосы, былины, летописи Алпамыш.
Гэсэр.
Давид Сасунский.
Джангар.
Калевала.
Кёр-оглы.
Манас.
Олонхо.
Урал-Батыр.
Древние Российские стихотворения, собранные Киршею Даниловым.
Повесть временных лет.
Былины (сост. Чичеров В., Ухов П.).
Сказки народов России (сост. Ватагин М.).