Новости

Алексей Храмцов: «Чёрта всегда малюют страшнее»

Алексей Храмцов: «Чёрта всегда малюют страшнее»

Как отразится новый Федеральный закон «Об образовании» на красноярцах?

К новшествам надо привыкнуть, но прежде о них стоит получше узнать, дабы не верить слухам. А их, как известно, от неведения рождается много. Так вышло и с новым Федеральным законом «Об образовании». Ещё на стадии его обсуждения распространились мифы о платной учёбе в школах, закрытии учреждений, отмене уроков. Что на самом деле изменится в образовании? О ключевых аспектах нового закона мы беседуем с руководителем главного управления образования администрации Красноярска Алексеем Храмцовым.

- Алексей Владимирович, какие перемены нас ожидают в будущем учебном году?

  • Новый закон вступил в силу ещё 1 января этого года. Что касается системы муниципального образования, то основные новшества начнутся действительно с 1 сентября. Закон, а точнее, его незнание породило множество мифов. Люди, не читавшие документ, передают информацию друг другу, доводя её до абсурда. Говорят о введении платного образования, закрытии лицеев и гимназий, повышении родительской оплаты за детский сад… Верить слухам не надо, чёрта всегда малюют страшнее, чем он есть на самом деле. С данным законом также. Бояться его не стоит, лучше разобраться в ситуации с чувством, с толком, с расстановкой.

Если смотреть глобально, то по большому счёту в образовании многое станет понятнее, системнее. Ведь все те изменения, которые произошли в этой отрасли с 1992 года, когда был принят предыдущий закон, теперь легитимны и упорядочены. Да, новшества появились, но никакого глобального переворота они не совершат, кардинально ничего не изменят.

- Главный страх большинства родителей - платная учёба в школах.

  • Бесплатное образование гарантировано гражданам Конституцией РФ, таким оно и останется. Дошкольное, школьное, среднее профессиональное и первое высшее образование в нашей стране можно получить бесплатно. Для каждого вида существуют свои условия приёма: например, в садик дети идут по очереди, в вузы поступают на конкурсной основе. Что касается школ, то государство утвердило для них образовательный стандарт. Количество бесплатных часов не уменьшится, а в некоторых случаях даже увеличится. Например, в 11-м классе было 36 учебных часов в неделю, а станет 37. Обязательные школьные предметы по-прежнему будут оплачиваться из бюджета. Кроме того, законом закреплены десять часов обязательных бесплатных занятий в неделю дополнительно к основному учебному плану.

Платные услуги, как и сейчас, можно будет получить на добровольной основе, за рамками основной образовательной программы. Но никто не вправе навязывать их родителям. Организация платного образования никак не влияет на состав и содержание основного учебного плана.

- И всё-таки поясните, за что с родителей школьников может взиматься плата?

  • Только за то, что выходит за рамки образовательных стандартов. И только по согласованию с общественным советом, куда входят родители. Например, сейчас в школах нет уроков астрономии, но их можно ввести - по согласованию сторон на возмездной основе. Или, скажем, если коллективно будет принято решение о создании школьной хоккейной команды, родителей могут попросить помощи в её финансировании - покупке формы, инвентаря. Но при этом любые платные услуги в школе должны быть закреплены договором с точным описанием условий, сроков и стоимости.

Возможно, родителям предложат покупать расходные материалы к учебным пособиям. Подчеркну: не учебники - они по новому закону выдаются бесплатно, - а именно расходные материалы. В тех школах, где есть профессиональные охранники, берётся плата за это. Остальные взносы производятся на добровольной основе. Обо всех нарушениях закона можно сообщать нам в управление.

- В новом законе говорится о сетевой форме образования. Поясните, что это такое и как отразится на обучении школьников.

  • Действительно, сетевая форма обучения обрела законодательный статус. Что это такое? Если сказать коротко, сетевое образование - это когда в учебном процессе принимают участие несколько организаций. Приведу наглядный пример. Обучаясь в гимназии с гуманитарным уклоном, ученик обнаружил склонность к физике, которую в другой школе преподают более качественно, углублённо. Он имеет право пойти туда изучать этот предмет. Ещё пример. В школах есть уроки пения, а ребёнок посещает школу искусств, где получает музыкальное образование. По предыдущему закону он обязан ходить на урок. По новому - успехи в дополнительном образовании могут быть засчитаны в школе. То же будет и с молодыми спортсменами. Нормативы, сданные ими в детско-юношеских спортивных школах, будут учитываться на уроках физкультуры в школах общеобразовательных. То есть образовательный стандарт можно получать в разных формах. В Красноярске и сейчас есть такие примеры, когда отдельные предметы школьники изучают не в родной школе, а там, где их преподают углублённо. Но теперь всё прописано в законе, и мы уже отчётливо понимаем, как это должно выглядеть на практике.

- В законе прописано, что для поддержки одарённых детей могут создаваться специальные подразделения или даже отдельные учреждения. Будет ли применяться это в нашем городе?

  • Такая работа ведётся в Красноярске. Так, совместно с СФУ на базе лицея № 7 создаётся физико-математическая школа. Кроме того, мы сейчас определяем 25 базовых площадок, где будет организован особый подход к физико-математическому образованию. Возродить точную науку - наш приоритет, учитывая экономику региона и то, что мы являемся крупным промышленным центром, и то, какие сегодня проблемы с техническими специальностями. В этой связи по-другому будет формироваться работа дополнительного образования, которое является сегодня очень серьёзным ресурсом. Например, в Ленинском районе успешно работает аэрокосмическая школа. Дети ходят туда заниматься радиомоделированием, радиотехникой. В обычной школе таких знаний не получишь, даже занимаясь углублённо.

- Коль скоро Вы заговорили об углублённом изучении предметов, расскажите о судьбе гимназий и лицеев. В законе ведь прописано, что данные статусы будут утрачены…

  • Этот вывод поспешен. Происходит отмена видов учреждений. Теперь абсолютно все школы, гимназии и лицеи станут образовательными организациями. Правда, в их наименованиях сможет использоваться специальное название в соответствии с особенностями осуществляемой деятельности. Однако, несмотря на эти тонкости, программы, предполагающие углублённое изучение предметов, остались. Осталось и дополнительное финансирование этих программ. Ведь гимназии и лицеи имели преференции не оттого, что так назывались, там должны быть образовательные программы более сложного уровня. Если мы говорим о гимназиях, то это гуманитарная направленность обучения, в лицеях - физико-математическая или естественная направленности. По итогам аттестации учреждению присваивался соответствующий статус, назначалось дополнительное финансирование. Всё это сохранится и теперь.

- Как ни крути, все школы различаются между собой. И по направленности образования, и по предметам для углублённого изучения. И родители, с одной стороны, вправе сами выбирать школу для ребёнка, а с другой - закон вводит территориальный принцип. Нет ли здесь противоречий?

  • Это одна из немногих сложностей закона - территориальный принцип приёма детей в образовательное учреждение. Закон в первых же статьях говорит об общедоступности образования, праве выбора школы, а потом возникает история с микроучастками. Это территории, за которыми закреплены конкретные школы. Дети, проживающие на них, имеют приоритетное право быть зачисленными в эти школы. Логика в этом есть, школы не резиновые, в них не должны появляться «Ж» и «Е» классы. При этом право выбора закон не отменяет. Если в примеченной родителями школе остались свободные места, то их ребёнок может претендовать на обучение именно в ней. В Красноярске приёмная кампания в первые классы началась, проблем пока не было замечено.

- Почему при распределении мест в садики не применяется территориальный принцип? Ребёнку из микрорайона Северного могут предложить садик в Солнечном или Зелёной роще.

  • На самом деле в законе есть требование доступности детского сада - он должен находиться на расстоянии не более 500 метров от дома. Но надо учитывать, что дошкольников в Красноярске больше, чем мест детских садах. При постанове на учёт называются приоритетные садики, но когда подходит очередь, машина распределяет детей на свободные места. И не обязательно это будут приоритетные ДОУ. Родители вправе отказаться от места в отдалённом учреждении, сохранив номер в очереди, или попробовать его обменять.

- И ещё о садиках. Изменится ли в Красноярске родительская плата за содержание ребёнка в дошкольном образовательном учреждении?

  • Новый закон утвердил норму, разделив пребывание ребёнка в садике на две составляющие: содержание и образование. Оплату образования детей в ДОУ государство полностью берёт на себя. Расходы за содержание делят между собой бюджет города и родители. Причём распределение долей в части оплаты определяется муниципалитетом. Согласно старому закону, родители платили не более 20 процентов. Новый закон позволяет устанавливать любую норму. Однако в Красноярске она выше не станет. Более того, данная пропорция прописана в трёхлетнем бюджете города. Таким образом, можно говорить о том, что родительская плата за содержания ребёнка в детском саду не увеличится. Сейчас она составляет в среднем тысячу рублей в месяц. Кроме того, сохраняется норма компенсации родительской платы: за одного ребёнка государство возвращает 20 процентов, за второго и третьего, посещающего садик, - 50 и 70 процентов соответственно.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА