Новости
Учиться не только в школе, но и дома
Нам не задавали
Первый школьный звонок, пёстрые букеты, белые банты, встречи и поздравления… В воздухе ещё витает праздничное настроение, связанное с 1 сентября. Но педагоги сразу настраивают детей на учебный лад. Родителям тоже не стоит расслабляться.
Четырнадцатилетний Игорь на вопрос родителей, почему не делаешь домашнее задание, обычно отвечает - «не задавали». Девятиклассник крайне редко открывает дома учебники и тетради. Уговоры мамы не помогают, сама женщина не понимает: почему так получилось? В какой момент сын «отбился от рук»?
Педагоги отмечают: каким бы качественным ни было образование, оно не будет эффективным, если ребенок игнорирует домашнее задание. На уроке в школе дети получают знания, которые переводятся в кратковременную, оперативную память. Чтобы память была долговременной, иначе говоря, информация усвоилась, необходимо повторение - в виде задания на дом.
Первый раз
Безусловно, важно приучить ребёнка к самостоятельному выполнению домашнего задания. Но в первом классе без помощи и контроля со стороны родителей не обойтись. Причём от участия мам и пап на этом этапе будет зависеть дальнейшая успеваемость школьника.
- Родители должны объяснить, что у них ответственное дело - работа, а у ребёнка - учёба, - рассказывает Людмила Скакун, руководитель центра психолого-медико-социального сопровождения № 5 «Сознание». - Сначала нужно научить школьника выполнять домашнее задание, а уже потом предъявлять требования.
Прежде всего, родители должны правильно обустроить рабочее место ребёнка и сформировать у него привычку делать уроки именно там. Стол необходимо расположить подальше от отвлекающих факторов - таких как телевизор или компьютер. «В этом возрасте сильно влияние непроизвольных стимулов извне - звуков, образов, - объясняют психологи. - Ребёнок легко отвлекается на них». Мебель должна соответствовать росту школьника и быть удобной, иначе первокласснику будет сложно сконцентрировать на задании.
- Родители должны помочь ребёнку выработать определённый алгоритм действий: пришёл, поел, отдохнул, убрал лишние предметы с рабочего стола, открыл дневник, приготовил необходимую канцелярию, решил, с чего начать, - говорит Людмила Владимировна. - Если школьник быстро утомляется, сначала лучше делать наиболее сложные задания.
По школьной программе в первом классе задание на дом если даётся, то только в игровой форме. Например, на уроке ребята измеряют отрезки и вырезают ниточки определённой длины. Дома им нужно по тетради, в которой даны различные фигуры, вырезать ниточки соответствующей длины. Это можно только условно назвать домашним заданием, зато такая деятельность приучает ребёнка к самостоятельной работе без помощи учителя. Но без родительского участия на первых порах не обойтись.____
Сегодня даже есть учебники, в которых прописаны действия родителей во время выполнения ребёнком домашних заданий. В частности, такие пособия разработаны и используются в системе обучения Эльконина-Давыдова.
Стоит помнить, что для ребёнка младшего школьного возраста очень важна похвала взрослых. А чаще всего родители выступают в роли надзирателей - делают замечания, критикуют домашнюю работу. Так можно отбить охоту к учебе. Хвалите первоклассника даже за удачно выведенный крючок от буквы «а». И тогда постепенно ребёнок обязательно добьётся успехов в учебе.
Строго по часам
Соблюдение определённого режима дня - непременное условие для качественного выполнения домашних заданий. Специалисты рекомендуют обязательно отдохнуть после уроков, лучше всего - прогуляться на свежем воздухе. И только после отдыха и, конечно, обеда приступать к учебе.
При выполнении заданий через каждые полчаса необходимо устраивать пятнадцатиминутный перерыв. Иначе возникнет эффект утомления, знания будут усваиваться хуже. Но в эту переменку не стоит усаживаться за телевизор или компьютерные игры - они могут увлечь надолго. Лучше приготовить одежду на завтра или навести порядок в портфеле.
- Бывает, что ребёнок долго засиживается за уроками. Тогда совместно нужно определить промежуток времени, достаточный для выполнения каждого из заданий - решения примера или задачи, написания упражнения по русскому, и стараться укладываться в него, - советует Людмила Скакун.
Особые вопросы возникают у родителей, чьи дети занимаются во вторую смену. Когда лучше делать уроки: поздно вечером под контролем взрослых либо утром самостоятельно?
У ребенка наиболее продуктивное время для выполнения задания - утренние часы - с 9 до 11. Поэтому родителям нужно либо надеяться на самостоятельность чада, либо на группу продлённого дня. Конечно, что-то можно почитать и вечером. Но в это время ребёнок эмоционально истощен, родители устали, поэтому лучше просто пообщаться, узнать, что нового в школе, как прошёл день. В общем, поговорить по душам.
Я сам
Контроль за выполнением заданий обязателен, а во время первого полугодия родители должны делать уроки вместе с первоклассником. Но потом постепенно, дозировано нужно приучать ребёнка к самостоятельности, считают эксперты. Если мама чувствует, что ребёнок справится с задачей по математике, не сидеть рядом - пусть решает сам. А потом просто проверить результат.
Специалисты соглашаются: приучать к самостоятельности лучше постепенно. Но делать это нужно обязательно.
- Моя подруга выполняла все домашние задания вместе с сыном с первого по одиннадцатый класс. Нередко решала за него примеры или задачи, писала рефераты, - рассказывает Марина Александрова. - В итоге, опять же по совету мамы, парень поступил в вуз и не смог там учиться - бросил ещё до начала первой сессии. Сказал, что ему не хватает самостоятельности.
Психологи подтверждают: из-за излишней родительской опеки у ребёнка тормозится формирование навыка самостоятельности. «С раннего детства человечек стремится к взрослости. Уже в три года на попытки помочь он отвечает «Я сам», - говорит Людмила Владимировна. - Чрезмерным контролем мамы и папы могут нанести вред нервно-психическому здоровью ребёнка. Находясь под постоянным контролем, ребёнок может вырасти неуверенным в себе человеком. Либо, стремясь к самостоятельности, наперекор родителям может попасть в «плохую» компанию».
Чтобы школьник «не сел на родительскую шею», выполнял задания сам, мамам и папам нужно ещё в первом классе найти правильную мотивацию для учёбы. При этом важно, чтобы у ребёнка появилось стремление к учебе: выполнишь - узнаешь много нового, интересного, сможешь завтра перед детьми показать свои знания. Нужно, чтобы первоклассник говорил: хочу сделать.
В дневнике - пусто
Нередко школьники, не желая выполнять домашнюю работу, объявляют родителям - «нам не задавали». Особенно часто «не задают» в старших классах. Проверить, врёт ребёнок или нет, сложно - в подобных ситуациях обычно в дневниках записей нет.
Прежде всего, надо выяснить причину, почему ребёнок так говорит. Может, он действительно не помнит, потому что у него рассеянное внимание. Он не записал, потому что не слышал. А может, сознательно не хочет выполнять домашнюю работу.
Если ребёнок упорно игнорирует только один предмет из школьной программы, родителям осторожно и тактично надо спросить, почему так происходит. «Отзеркальте» чувства ребёнка, его негативные переживания, поговорите с ним. Только так, без скандалов и упреков, можно разрешить ситуацию, - считает психолог. - Возможно, школьник не понимает предмет, тогда нужно побеседовать с преподавателем, попросить дополнительные уроки либо нанять репетитора. Может быть, у ребёнка не сложились отношения с педагогом. Тогда школьнику нужно объяснять, что в первую очередь учёба необходима именно ему, а чувства и личные отношения нужно отнести на второй план».
Если же «не задают» по всем предметам, родителю нужно провести ревизию собственных взаимоотношений с ребёнком, возможно, между ними разрушилась связь. «Когда подросток не чувствует достаточного внимания и заботы со стороны мамы и папы, у него нарушается чувство защищённости, исчезает понятие «мы». Тогда он ищет поддержки в компании сверстников. В подростковом возрасте сильно её влияние на развитие личности», - объясняет Людмила Скакун.
Чтобы казаться «своим» и «крутым», старшеклассник «забивает» на учёбу. Родители в таких ситуациях не должны давать советы и читать нотации. Важнее - вовремя поговорить и опять же «отзеркалить» чувства подростка на себя. А самое главное - не упустить момент доверия. Всегда выслушивайте своего ребёнка, ведь, рассказывая о жизни своих сверстников, он «примеряет» каждую ситуацию на себя. И ваши комментарии могут стать весьма полезными для принятия правильного решения.
Стоит помнить: если вы хотите, чтобы ребёнок хорошо учился, нужно прилагать взаимные усилия. И тогда все обязательно получится.