Новости
Разделяй и обучай
Плюсы и минусы гендерной педагогики
По раздельному принципу работали все дореволюционные учебные заведения России. Мальчики учились в гимназиях, лицеях и вузах. Для слабого пола существовали отдельные образовательные учреждения. В отличие от мужских школ, где парни изучали серьёзные науки, в женских гимназиях акцент делался на таких предметах, как домашнее хозяйство, гигиена, рукоделие, гимнастика и так далее, так как считалось, что роль матери и хозяйки - главное в жизни женщины. Совместное обучение возникло после революции на волне борьбы за равноправие. С 1918 года в нашей стране мальчики и девочки стали учиться вместе. Вернулись к разделению в 1943 году, но уже через 11 лет учащихся обоих полов вновь посадили за одну парту.
И вот спустя полвека гендерная педагогика стала набирать обороты. Так, в начале учебного года всю Россию облетела информация, что в Свердловской области появились раздельные классы для мальчиков и девочек. Руководство школы № 34 города Каменск-Уральский, где открылись такие классы, отмечают, что их создание - ответ на запросы родителей. При этом надо сказать, что Каменск-Уральский - далеко не единственный город в нашей стране, где практикуется половой подход к образованию: классы для девочек и мальчиков созданы во многих школах России. В последние годы раздельные классы появились в более чем 60 регионах. Среди них и наш Красноярский край.
Так, например, на основе принципов параллельно-раздельного обучения строится работа в Красноярском кадетском корпусе им. А. Лебедя. Здесь учатся как мальчишки, так и девчонки. Парни являются воспитанниками кадетской школы-интеранта, где они не только получают общее образование, как и миллионы их сверстников в обычных школах, но и изучают военное дело, активно занимаются спортом. Цель кадетского образования - подготовка государственного человека, здесь воспитывают настоящих мужчин, способных отвечать за себя, своих близких и свою страну. Для барышень, обучающихся в Мариинской гимназии, ставятся несколько иные задачи. Из стен школы они должны выйти не только культурными, образованными, воспитанными дамами, но готовыми к роли любящей матери, жены, умелой хозяйки и хранительницы домашнего очага. Всему этому способствуют не только специальные образовательные и воспитательные методики, но и гендерный подход к обучению, уверяет Надежда Кораванец, заместитель директора Красноярского кадетского корпуса по учебно-методической работе.
- Мы стоим на традиционных принципах воспитания, считаем, что мир должен делиться на мужчин и женщин, и у каждого пола своя миссия в жизни и обществе, - говорит Надежда Владимировна. - Ни для кого не секрет, что на Западе, да и в России, идёт процесс, когда женщины приобретают мужские качества, мужчины - женские, различия между полами размываются. Это приводит к инфантилизации и угасанию мужских качеств у юношей, снижению их трудового и оборонного потенциала, к взаимному отчуждению полов, деградации семейных устоев, росту социальных пороков и так далее. Один из путей решения этой проблемы - растить детей с учётом присущих полу особенностей физического и психического развития. Важную роль в этом процессе помимо семьи играет система образования.
Систему раздельного обучения проповедуют и в одной из школ Железногороска. В лицее «Гармония» мальчики и девочки учатся параллельно-раздельно уже двадцать четыре года. В каждой параллели - два раздельных класса и один смешанный. Занятия проходят раздельно до 9 класса. В старшей школе, где уже профильное обучение, девушек и юношей объединяют.
- Чтобы каждый ребёнок получил возможность развивать способности, заложенные природой, важно обязательно учитывать его пол, возраст, индивидуальные особенности. Например, в начальной школе девочки гораздо быстрее запоминают и схватывают новое, а их сверстники мальчики по развитию отстают от них года на два, и потому им труднее даётся учёба. К маленьким мужчинам нужен другой подход, другие методики обучения, - рассказывает директор лицея Елена Дубровская. - Разделяя на уроках, мы ищем тысячи способов объединять девочек и мальчиков во внеклассной работе, спорте, труде, досуге. Мы понимаем, что без общения с противоположным полом жизнь теряет особые краски, эмоции. Отмечу, что форма раздельного обучения благоприятно сказывается на успеваемости юношей и девушек. Больше всего медалистов выходит именно из раздельных классов. Так, например, из 12 выпускников с медалями, двое - из смешанных классов, остальные десять - из раздельных.
Впрочем, у гендерной педагогики есть не только сторонники, но и противники. Директор красноярской школы № 10 Татьяна Казанова считает, что раздельное обучение не влияет на успешность детей в учёбе. Более того, наличие прекрасного пола подчас даёт хороший стимул тем же мальчишкам показать себя во всей красе: быть на уроках умными, находчивыми, активными.
- На мой взгляд, разделение по половому признаку во время обучения, наоборот, обедняет жизнь школьников, - говорит Татьяна Ивановна. - Я заметила, что дети, которые учатся в классах, где примерно равное количество мальчиков и девочек, более раскрепощённые, общительные, жизнерадостные. Важно понимать, что в школьных стенах ребята не только получают знания по тем или иным предметам, но и учатся жить, строить отношения, в том числе и с противоположным полом. У нас есть довольно много примеров, когда будущие супруги сидели за одной партой. Теперь у них семья, дети. А если бы они учились раздельно, как бы сложилась их судьба?