Новости
Город с характером: городские птицы
Город — это не только жилые здания и дороги, производственные предприятия и торговые центры. В нём есть ещё и скверы, парки, фрагменты леса. Именно здесь обитают птицы, которые привыкли жить не только в естественной среде, но и в городской. Пернатые всегда были ближайшими соседями людей, они постоянно рядом с нами.
Что бы там ни говорили, а птицы так же определяют характер города, как его архитектура или обычаи. Самые известные примеры такого симбиоза людей и пернатых — голуби на площади Сан-Марко в Венеции или лебеди в швейцарском Люцерне.
Крылатым обитателям Красноярска мы и решили посвятить наш сегодняшний выпуск “Города с характером”
Вороньи тучи: кто из нас круче?
Найдётся ли тот, кто поставит ворону в ряд милых и забавных птичек? Вряд ли. Школьники при виде этих пернатых приседают, чтобы, как в примете, не схлопотать двойку, пожилые люди мучаются днями и ночами от криков этих докучающих особ. Они наглы и своенравны. Свалки стали их стихией — практически основной кормовой базы, а все скверы, где есть большие деревья, комфортным местом пребывания.
Ворона по своим интеллектуальным способностям довольно продвинутая птица. Она научилась разрывать полиэтиленовые пакеты и тем самым существенно расширила свою кормовую базу. В результате численность ворон возросла. Теперь, по словам учёных, вороны процветают и завоёвывают всё больше пространства: уже вышли на нашу территорию и заполонили, к примеру, парк имени Горького. Так недалеко и до войны. Ведь вороны перестали бояться человека, случаи их нападения на людей уже известны в Красноярске.
И ещё один интересный факт из жизни ворон: исследованиями установлено, что, оказывается, часть этих птиц прилетают в наш город из других регионов, а местные, которые размножаются в Красноярске, совершают миграционные перемещения в Казахстан.
Голубиная страшилка
Несмотря на то, что наши голуби оседлые, и в основном красноярцы, всё-таки они ведут полудикий образ жизни и смешиваются с другими перелётными птицами. По этой причине голуби могут стать переносчиками возбудителей болезней. Пока нет примеров гибели человека от вирусов и бактерий, полученных от этих пернатых, а значит, и каких-либо мероприятий по регулированию общения с ними не проводится. Однако биологи предупреждают: существует потенциальная опасность! Поэтому от этих городских особей (за исключением тех, которых специально разводят для участия, например в свадьбах и других торжествах) стоит держаться подальше.
Самое страшное заболевание, передающееся от голубей людям, — орнитоз. Его не так-то просто распознать, обычно он маскируется под грипп, пневмонию, менингит. “Можно сказать, что голуби те же крысы, только крылатые, соответственно, кормить их из рук не стоит”, — отмечают красноярские орнитологи.
Редкий да меткий
Мало кто знает, что пока мы спешим по своим делам, над нами могут парить редчайшие птицы, занесённые в Красную книгу. И вылетели пернатые не из вольера зоопарка. Филин, сова и, главное, сапсан прилетели из леса и, можно сказать, здесь поселились.
Сапсан — один из самых крупных соколов, которые встречаются в нашей фауне. За некоторых, даже самых обычных соколов в арабских странах платят большие деньги. В своё время возникла проблема: хищных птиц ловили и вывозили за границу к арабским шейхам. Обычно сокол стоит более 50 тысяч долларов, а обученный и того дороже.
Сапсаны и соколы балобаны гнездятся в нашем городе на крышах домов, источником их пропитания стали другие птицы, обитающие в парках, садах и на дачных участках, в том числе вороны. Соколы могут сбить в полёте утку или напасть на гуся.
Натрясли хвостом весну
В народе трясогузок называют “плисками”. Если они появляются в городе (а это чаще всего происходит во второй половине апреля), то мы уже знаем, что весна никуда не денется. То есть картина “Трясогуски прилетели” была бы более точна, чем полотно “Грачи прилетели” Алексея Саврасова, якобы знаменующая наступление оттепели. Не грач оповещает в городе о приходе весны, а именно трясогузка.
Потряхивание хвостом, как элемент поведения, видовое определение этих птиц. Но ещё никто не задавался целью подсчитать, сколько раз в минуту плиска трясёт хвостиком. Для них характерен и необычный полёт — волнистыми, то повышающими, то понижающими линиями. На деревья трясогуски садятся редко и не очень охотно. В общем, у этих птичек свои привычки.
Улетать нет причин
Часть уток-крякв приспособились к обитанию в черте нашего города. Эти птицы раньше улетали на зиму в другие края, теперь же остаются зимовать в Красноярске, ведь вода в Енисее не замерзает. Кроме того, из-за коммунальных стоков в некоторых местах стало больше водной растительности, развился планктон, к тому же есть возможность подкормки.
На тех участках, где их регулярно подкармливают, скопления уток растут и достигают порядка 200 птиц. В незамерзающих частях Енисея зимой можно увидеть около четырёх тысяч крякв. По мнению учёных, это как раз пример адаптации птиц к антропогенным условиям. Теперь утки-кряквы поменяли свой режим: накапливать жир для долгой дороги им не требуется. Они кучкуются на переходе к Большому концертному залу, тут же размножаются. Одним словом, разленились. Стали оседлой урбанизированной популяцией и радуют нас круглый год.
Естественно, утки не против нашей подкормки. Понятно, что семенами водных растений, водорослями, или, к примеру, яйцами комаров человек их не угостит, но они по достоинству оценили наш серый хлеб, кстати энергетически оправданный корм. А вот семечки они не едят, а уж конфетку и подавно не попробуют. Неглупые они товарищи, что бы про них ни говорили.
А где же польза?
Как говорят учёные, в природе не существует такого понятия, как “полезность” того или иного биологического вида. Человек сам придумал для себя этот термин, чтобы получить от природы какую-то выгоду.
Какую же выгоду мы получаем от птиц? Доцент СФУ кандидат биологических наук Владимир Емельянов уверен, не стоит переоценивать влияние пернатых на жизнь обычных горожан. Сидя в бетонных и кирпичных коробках, мы очень сильно дистанцировались от природы и крайне мало зависим от неё. Это в лесу или в поле отсутствие птиц может вызвать настоящий коллапс, а в городе всё иначе. Симбиотические отношения (то есть обоюдно полезное сосуществование) человека и представителей дикой природы в мире стекла и бетона — явление довольно редко.
Тем не менее, подчёркивает учёный, свою пользу от соседства с пернатыми может получить любой горожанин. Достаточно просто слышать и видеть.
— Человеку очень полезно общаться с живой природой. К примеру, в лесу на уток охотятся, их используют в пищу, а в городе люди сами птиц подкармливают и ими любуются, — объясняет Владимир Иванович. — Гармонизирующие отношения на пользу и нам, и им. Если в мегаполисе не станет птиц, то человеку будет просто одиноко.
Но если для большинства горожан пернатые, летающие над крышами домов, не более чем дополнение к привычному пейзажу, то для учёных они могут стать настоящим источником премудрости. Ведь птицы являются частью биоразнообразия природы, а значит, составляют определённый генофонд.
— Когда человек научится использовать весь генофонд, в том числе и тот, что зашифрован в ДНК наших соседей по городской среде, то человечество сможет процветать хоть 20 миллиардов лет, — утверждает Владимир Иванович. — Пока же мы этот генофонд транжирим. Сейчас мы исследуем птиц на опасность или же просто не обращаем на них никакого внимания. Но вполне вероятно, что их генный аппарат можно использовать в благих целях — к примеру, получить новые клетки и решить самые сложные медицинские задачи.