Новости
Денис Самсонов: «У наших собак больше наград, чем у меня»
Автогонщик из Ачинска Денис Самсонов является одним из сильнейших спортсменов России. Его достижения удивительны ещё и тем, что на территории Ачинска, да и всего Красноярского края, практически нет современных профессиональных трасс для качественных тренировок и проведения гонок. Денис выступает в классе «Волга». Впервые сев за руль автомобиля этой марке в раннем детстве, Самсонов не изменяет ему до сих пор, только обычную машину сменил современный спортивный автомобиль.
О своей жизни и карьере, достижениях и целях в спорте, а также о простых человеческих радостях Денис Самсонов рассказал нашей газете.
- Денис, Вы являетесь одним из сильнейших автогонщиков страны, но широкой аудитории Ваше имя не очень известно, расскажите, пожалуйста о себе и своих достижениях в спорте.
- Автоспортом я занимаюсь с раннего детства. С 2000 года стал выступать в любительских соревнованиях, четыре года назад перешёл в профессионалы. Конечно, участвовать в профессиональных гонках намного дороже, но помогают друзья-спонсоры, за что я им очень благодарен. Достижений на сегодня у меня не так много, но кое-чего добился. Становился чемпионом Красноярского края и Хакасии, выигрывал различные соревнования общероссийского и международного уровня, являюсь кандидатом в мастера спорта. В автоспорте не так, как во многих других видах, звание мастер спорта здесь вполне можно приравнять к мастеру спорта международного класса. Добиться этого очень сложно, и сейчас это моя первоочередная цель и задача.
- В Красноярске нет подобающих условий для тренировок профессионального автогонщика, как выходите из положения?
- Такие условия есть в Нижнем Новгороде, где собственно и сделали мою нынешнюю машину. В принципе не раз, и не два поступали предложения выступать за этот регион, но я коренной сибиряк, родился и вырос в Красноярском крае, взять в одночасье и сорваться с родных мест мне очень сложно. Поэтому приходится буквально разрываться, жить на два дома - здесь семья, друзья, близкие люди, а там тренировки.
- Скажите, а каково, на Ваш взгляд, сегодня состояние автоспорта в нашем регионе, развивается ли этот вид?
- Пусть и не такими быстрыми темпами, как хотелось бы, но развитие идёт. Много проблем решится с постройкой современного автодрома, на котором сможем тренироваться, а также проводить соревнования высокого уровня. Пока его нет, но мы ведём работу в этом направлении, надеюсь, что когда-нибудь он появится в нашем крае.
- Как Вы относитесь к своему автомобилю? Знаю, что некоторые автогонщики считают его чуть ли не членом семьи, Вы входите в их число?
- Считать членом семьи - это уже чересчур, а вообще, конечно, доля правды в этом есть. Моя машина - это не просто средство передвижения, с большим трепетом отношусь к ней не только во время стартов и тренировок. Иногда возникают мысли, что мы с автомобилем единое целое. К примеру, когда моя «Волга» находится в Нижнем Новгороде, а я здесь, просто сердце разрывается, постоянно думаю, как там о ней заботятся. Всегда переживаю, когда автомобиль перевозят без меня, всё ли в порядке. И перед стартом, и во время гонки, и после её завершения разговариваю с машиной, прошу, чтобы не подвела, чтобы не было никаких форс-мажорных обстоятельств. А после финиша благодарю за проделанную работу.
- Какие соревнования мечтаете выиграть?
- На любой старт выхожу, нацеливаясь только на победу. А больше всего хотелось бы стать первым на соревнованиях в Риге. Там собираются настоящие монстры автомобильного спорта. Причём хочу не только первое место занять, но и установить рекорд трассы, который держится уже много-много лет. Думаю, мне это вполне по силам. Правда, хозяева соревнований - латышские спортсмены - говорят, что рекорд они побьют раньше, чем я, на что отвечаю: «Ничего страшного, приеду, и падёт ваше новое достижение». Очень хочется, чтобы высший результат именно на этом автодроме был за мной. Рекорд трассы одна минута 46.06 секунды, в первый раз, выступая там, показал одну минуту 47 секунд, причём трасса была абсолютно мне незнакома.
Если в организме нет необходимых генов для занятий автоспортом, никакие тренировки выйти на качественный уровень не помогут, с другой стороны, любой талант без работы закиснет. Ну а без удачи вообще никуда, она в любом деле играет одну из важных ролей.
- Денис, расскажите о своей семье.
- Я женат, нашему семейному союзу уже много лет, и мы очень счастливы. Воспитываем двух дочек. Не могу не упомянуть о наших дорогих питомцах, мы разводим шпицев, они также члены моей семьи. Когда я нахожусь вместе с женой, дочками, родителями, собаками, время бежит незаметно, это те самые счастливые минуты и часы, ради которых стоит жить.
- Собак завели для себя и детей, или они участвуют в выставках?
- Изначально, конечно, заводили для себя, для детей, но потом поучаствовали в выставке в первый раз и втянулись. У моих собак наград больше, чем у меня. (Улыбается.) Дома есть место, где висят, стоят все мои завоёванные медали, грамоты и кубки. Так вот, у наших питомцев есть аналогичный уголок наград, и их количество - на зависть многим.
- Автоспорт - очень опасное дело. Скажите, как Ваши родные относятся к тому, что Вы профессиональный гонщик, переживают?
- Жена всецело мне доверяет. Она абсолютно уверена в моём профессионализме и опыте, знает, что я никогда не подвергну себя излишнему риску. Хочу заметить, что сейчас в гоночных машинах огромное внимание уделяется безопасности пилота. Специальные каркасы и ремни безопасности, шлем, перчатки, гоночный комбинезон - всё это помогает чувствовать себя защищённым. Многие трассы прежде всего сделаны с прицелом на безопасность, в том же Нижнем Новгороде к примеру. А вот уже упоминавшийся автодром в Риге старого образца, построенный ещё в СССР. На нём гонка получается экстремальной, адреналин зашкаливает, периодически возникает ощущение, что можешь потерять машину.
Бог меня, тьфу-тьфу, пока бережёт. Да и мой опыт позволяет обходиться без серьёзных аварий. По жизни я человек очень активный, автоспорт - это не единственное моё занятие. Обожаю охоту и рыбалку, гоняю на снегоходе. Дочки особо не переживают, всегда желают мне удачного выступления и поддерживают.
- О чём думаете во время гонки? Это какие-то посторонние мысли в голове или, наоборот, от всего абстрагируетесь и видите только трассу и соперников?
- Каких-то посторонних мыслей, конечно же, нет. В крови кипит адреналин, все движения выполняются практически на автомате, отвлекаться нельзя, нужно целиком сосредоточиться на трассе, на поведении соперников. Просчитать до мелочей, когда пойти на обгон, а когда, наоборот, немного притормозить из тактических соображений. Потом, после гонки, внимательно анализируешь всё, что ты делал, ищешь ошибки, недочёты, которые нужно исключить в следующий раз.
- После гонки хорошо спите?
- По-разному. Могу крепко спать, а могу, наоборот, копаться в себе, выяснять, что и когда сделал не так. Причём это бывает как после удачных стартов, так и после тех, которые не принесли удовлетворения.
- Если бы Вы не стали профессиональным автогонщиком, то какой бы путь избрали для себя, задумывались над этим?
- Даже не помню, когда в первый раз сел за руль, это была папина «Волга». Мой отец, Александр Семёнович, ветеран автомобильного спорта, мастер спорта, поэтому мой жизненный путь был предопределён. Если честно, я и не задумывался никогда, чем бы занимался, если бы не участвовал в гонках. Думаю, что в любом случае моя жизнь была бы связана с экстримом, просто сидеть на месте не для меня. Сила в движении - чем больше я делаю, открываю что-то новое, тем легче на душе. Заниматься в жизни любимым делом - это большое счастье. Мне очень повезло. Главное в жизни увлечение - это моя профессия. Семья одобряет и разделяет мои взгляды, поэтому у нас в отношениях абсолютная гармония.
- Что испытываете, когда пересекаете первым финишную черту?
- Словами вряд ли получится описать. В душе какое-то абсолютное счастье, ликование, радость. Смог, выиграл, значит, не зря проливал пот на тренировках, тратил время, во многом себя ограничивая. Ну а после всех этих эмоций накатывает огромная усталость. Желание одно - выспаться, но затем опять хочется соревноваться и побеждать, без гонок жизни не представляю.
- Вы следите за успехами других российских автогонщиков? Смотрите трансляции, ралли или Формулу-1? Есть ли у Вас кумиры в автоспорте?
- Трансляции смотрю, когда есть свободное время. В целом, конечно же, стараюсь быть в курсе всех последних новостей автоспорта. Сопереживаю отечественным гонщикам и желаю им побед, если только они не являются моими соперниками по какой-либо гонке. Как таковых кумиров нет. Я, безусловно, восторгаюсь мастерством великих чемпионов, отдаю им дань уважение, но какого-то особого трепета не испытываю. Все гонщики обычные люди, хотя и водят автомобиль намного быстрее.
- А какие качества, на Ваш взгляд, необходимы для достижения успехов в автоспорте?
- Чтобы стать успешным автогонщиком, обязательно наличие в равных пропорциях таланта, трудолюбия и удачи. И ещё нужно обязательно любить своё дело, разбираться во всех мелочах, а не просто садиться за руль и ехать. Конечно, если в организме нет необходимых генов для занятий автоспортом, никакие тренировки выйти на качественный уровень не помогут, с другой стороны, любой талант без работы закиснет. Ну а без удачи вообще никуда, она в любом деле играет одну из важных ролей.
- Каковы Ваши главные качества как автогонщика? Плюсы и минусы Дениса Самсонова?
- О плюсах и минусах судить, наверное, не мне, со стороны виднее. Считаю, что главные мои качества - это опыт и хладнокровие, хотя иногда во время гонки очень тяжело удержать себя в руках, пульс зашкаливает, адреналин бурлит в крови, но терять самообладание ни в коем случае нельзя, иначе вмиг последует наказание за это. Ко всему, что касается автоспорта, нужно подходить с холодным расчётом, но с горячим сердцем, тогда и результат придёт.
- Вы испытывали когда-нибудь страх перед стартом?
- Страха как такового нет. Есть волнение, что абсолютно нормально. А также жажда борьбы и победы, если не хочешь стать первым, зачем вообще выходить на гонку?
- Что можете пожелать юным спортсменам, которые мечтают в будущем стать профессиональными автогонщиками?
- Как можно больше времени проводить за рулём, принимать участие во многих соревнованиях. Тренировки - это одно, но без конкуренции с другими гонщиками роста не будет. Любите автоспорт всем сердцем, и он ответит вам взаимностью.
Моя мечта, если не касаться собственной карьеры, - учить детей автоспорту, передавать свой опыт подрастающему поколению. Если получится организовать школу, будет просто прекрасно. Мы должны большое внимание уделять подготовке детей в любом виде спорта, они наше будущее.