Новости

Малыш идёт в детский сад

Малыш идёт в детский сад

Ваш малыш совсем скоро впервые пойдёт в детский сад. Конечно, вы очень волнуетесь, как он отреагирует на перемены в его жизни, понравится ли ему в саду, быстро ли он привыкнет. Вам представляется масса проблем, и вы, как хороший родитель, пытаетесь их разрешить в своём воображении. С какими реальными проблемами, возможно, придётся столкнуться вам и малышу и как сделать процесс адаптации более мягким, мы беседуем с детским психотерапевтом Еленой Остапенко.

Как правило, дети начинают посещать детский сад в трёхлетнем возрасте. Для ребёнка это непростое время. Три года — это первые попытки самоутверждения ребёнка. Он заявляет свои права на ваш общий мир и пытается там занять главенствующие позиции. “Мамина лапушка” вдруг превращается в маленького тирана, упрямого и своевольного. Психологи называют период от двух с половиной до трёх лет кризисом трёх лет.

Почему кризис? Потому что в этом возрасте происходит становление физического тела ребёнка, возрастают физические и психические возможности малыша. И это сопровождается резкой кардинальной перестройкой уже сложившихся межличностных отношений, становлением новых черт сознания ребёнка и сменой его ведущей деятельности. Привыкание к этим новым преобразованиям требуют много усилий: малыш познаёт мир, пока ещё ему незнакомый и недружелюбный.

Не стоит ему в этом мешать. Полезно давать ребёнку поиграть одному, не нужно всё время держать его под своим контролем или развлекать, иначе ребёнок может вырасти манипулятором, зависимым от взрослых. Позволяйте ему исследовать мир под вашим ненавязчивым присмотром. Ограждайте как ребёнка от опасности, так и окружающий мир от неразумных действий малыша. Не следует разрешать ему потребительски относиться к природе, обижать животных, рвать растения, ломать, например, песочные куличики и сооружения других детей, играющих рядом. В такой ситуации правильнее призвать ребёнка пожалеть животное или растение. Расскажите ему историю, а лучше сказку о них и их добрых делах. Тогда ваш малыш не вырастет бесчувственным, бездушным “потребителем”; у него появится больше шансов стать добрым и порядочным человеком — ради чего, собственно, воспитание ребёнка и затевается.

На этом возрастном этапе в сознании ребёнка идёт выделение своего собственного “я”. Он на интуитивном уровне психологически стремится обособиться от взрослых, в результате чего появляются собственные желания, не всегда совпадающие с желаниями окружающих. И он по-своему пытается отстаивать свои желания и замыслы, пытается действовать самостоятельно, да ещё начинает болезненно реагировать на критику взрослыми его собственных, “личных” действий.

Если окружающие малыша взрослые люди будут адекватно относиться к происходящим в нём изменениям, будут приветствовать его попытки самостоятельной деятельности, то кризис трёхлеток потеряет свою остроту. Попытайтесь увидеть в своей крохе развивающуюся личность, хвалите малыша за новые навыки в деятельности и поведении, особенно в общении с окружающими его людьми и ровесниками. Научите ребёнка знакомиться с другими детьми, общаться с ними, просить, а не отнимать игрушки, делиться с другими детьми своими игрушками.

Если же игнорировать личность малыша и его достижения, то вспышки обидчивости, капризности, упрямства и агрессии надолго испортят погоду в вашем доме. Стоит начать больше играть с ребёнком, научиться признавать его право на собственные желания, и эти резкие эмоциональные вспышки останутся в прошлом. Попробуйте! Иначе конфликтные отношения закрепятся в вашей семье, и произойдёт подавление личности вашего ребёнка.

Родителям трёхлеток уже желательно начинать учиться работать над собой, — это принесёт больше положительных результатов в дальнейшем, чем непосредственно воспитание ребёнка в общепринятом смысле слова. Слова и нравоучения на этом этапе развития малыша дают меньший эффект, ведь ребёнок копирует ваше поведение, повторяет за родителями их действия и слова.

Мамам и папам следует быть внимательнее в том, что они делают, как ведут себя, и помнить, что дети в этом возрасте воспринимают слова совсем на другом уровне, чем мы, — взрослые. Они познают окружающий мир преимущественно на уровне ощущений. Поэтому общепризнанно, что в качестве наказания в этом возрасте доходчивее действует, например, шлепок, чем крик или чтение нотаций. При шлепке по попе в голове ребёнка лучше осядет запрет на его неправильные действия или слова. Но физическое наказание не должно быть жестоким или частым. Только там, где оно действительно нужно. Иначе ребёнок рискует вырасти агрессивным. Через физическое наказание любящий родитель проявляет заботу о своём малыше, любовь к нему, а не собственный гнев или жестокость. Людям, склонным к агрессии, физически наказывать детей или животных нельзя.

Нельзя бить ребёнка по голове, давать затрещины и т. д. Можно шлепнуть по рукам, попе, ногам (газетой, тряпкой, игрушкой). Не надо забывать о тактильном контакте и в моменты поощрения ребёнка: погладить по голове, спине, пощекотать, ласково похлопать по плечу.

Почти все мамы думают, что именно их ребёнок “несадовский”, а остальные малыши якобы ведут и чувствуют себя в саду лучше. Но это не так.

Сказочное восприятие мира детьми этого возраста — это отдельная тема. Для них всё вокруг пока ещё наполнено волшебством, магией. Хорошо, если вы разделяете такое восприятие мира со своим малышом, конечно, с поправками на свой возраст и знания. Для ребёнка тогда не будет конфликта между своим восприятием окружающего и вашим. Если нет — то хотя бы не разрушайте это волшебство. Если вы не хотите воспитать из ребёнка жесткого прагматика, сохраните его веру в чудо. А лучше попробуйте разыскать это чувство и в себе. То, чему учится на данном жизненном этапе ваш ребёнок, — и ваш урок тоже. Постарайтесь пройти его на своём, взрослом уровне на хороший балл.

Трёхлетнему малышу предстоит испытание — привыкание к детскому саду. В привычную, сложившуюся жизнь ребёнка буквально врываются следующие изменения: чёткий режим дня; отсутствие родных рядом; постоянный контакт со сверстниками; необходимость слушаться и подчиняться незнакомому до этого человеку; резкое уменьшение персонального внимания.

Часть детей адаптируются относительно легко, и негативные моменты у них уходят в течение одной — трёхнедель. Другим несколько сложнее, и адаптация может длиться около двух месяцев, по истечении которых их тревога значительно снижается. Если же ребенок не адаптировался по истечении трёх месяцев, такая адаптация считается тяжёлой и требует помощи специалиста-психолога.

Многие особенности поведения ребёнка в период адаптации к саду пугают родителей настолько, что они задумываются: а сможет ли ребёнок вообще адаптироваться к саду, закончится ли когда-нибудь этот ужас? С уверенностью можно сказать: те особенности поведения, которые очень беспокоят родителей, в основном являются типичными для всех детей, находящихся в процессе адаптации. В этот период почти все мамы думают, что именно их ребёнок “несадовский”, а остальные малыши якобы ведут и чувствуют себя лучше. Но это не так. Есть распространённые изменения в поведении ребёнка в период адаптации к детскому саду.

В первые дни пребывания в саду гораздо сильнее выражены отрицательные эмоции: от хныканья, “плача за компанию” до постоянного приступообразного плача. Особенно яркими являются проявления:

— страха, когда кроха явно боится идти в садик, боится воспитателя или того, что мама за ним не вернётся;

— гнева, когда малыш вырывается, не давая себя раздеть, или даже может ударить взрослого, собирающегося оставить его;

— “заторможенности”, как будто эмоций нет вообще.

В первые дни ребёнок испытывает мало положительных эмоций. Он очень расстроен расставанием с мамой и привычной средой. Если малыш и улыбается, то в основном это реакция на новизну или на яркий стимул: необычная игрушка, весёлая игра. Наберитесь терпения! На смену отрицательным эмоциям обязательно придут положительные, свидетельствующие о завершении адаптационного периода. А вот плакать при расставании кроха может ещё долго, и это не говорит о том, что адаптация идёт плохо. Если ребёнок успокаивается в течение нескольких минут после ухода мамы, то всё в порядке.

Для справки

Адаптация — это приспособление организма к изменяющимся внешним условиям. Этот процесс требует больших затрат психической энергии и часто проходит с напряжением, а то и перенапряжением психических и физических сил организма.

В тему

Что должен уметь и знать малыш в трёхлетнем возрасте?

  1. Его словарный запас уже около ста слов, речь фразами, недлинными предложениями.

  2. Он должен уметь оперировать понятиями “больше-меньше”, “большой-маленький”, “1, 2, — много”, уметь считать предметы до двух-трёх.

  3. Уметь показать на себе или игрушке части тела; сказать, зачем они нужны.

  4. Знать геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник.

  5. Знать основные цвета: красный, синий, желтый и т. д.

  6. Узнавать животных, произносить (имитировать) их голоса.

  7. Проявлять активный интерес к общению со сверстниками.

Не следует поощрять своего ребёнка к опережению в развитии. Это может привести к развитию психического расстройства, особенно если это уже заложено в генах. Полезно заниматься с ребёнком в игровой форме, недолго, сколько продержится его интерес, но с определённой регулярностью.

В период адаптации к детскому саду можно наблюдать изменения в привычном поведении. И эти особенности важно знать родителям, чтобы понимать, что происходит с малышом и как реагировать на его поступки. Рассказывает детский психотерапевт Елена Остапенко.

Контакты со сверстниками и воспитателем. В первые дни у ребёнка снижается социальная активность. Даже общительные, оптимистичные дети могут стать напряжёнными, замкнутыми, беспокойными, малообщительными. Нужно помнить, что малыши двух-трёх лет играют не вместе, а рядом. У них ещё не развита сюжетная игра, в которую включались бы несколько детей. Поэтому не стоит расстраиваться, если ваш ребёнок пока не взаимодействует с другими малышами. О том, что адаптация идёт успешно, можно судить по тому, что кроха всё охотнее взаимодействует с воспитателем в группе, откликается на его просьбы.

Познавательная активность. Первое время познавательная активность может быть снижена или даже вовсе отсутствовать на фоне стрессовых реакций. Иногда ребёнок не интересуется даже игрушками. Многим детям требуется посидеть в сторонке, чтобы сориентироваться в окружающей обстановке. В процессе успешной адаптации малыш постепенно начинает осваивать пространство группы, его “вылазки” к игрушкам станут более частыми и смелыми, ребёнок станет задавать вопросы воспитателю.

Навыки. Под влиянием новых внешних воздействий в первое время малыш может на короткое время “растерять” навыки самообслуживания: умение пользоваться ложкой, носовым платком, горшком и т.д. Успешность адаптации определяется тем, что ребёнок не только “вспоминает” забытое, но и вы с удивлением и радостью отмечаете новые достижения, которым он научился в саду.

Особенности речи. У некоторых детей словарный запас оскудевает/уменьшается или появляются “облегчённые” слова и предложения. Не волнуйтесь! Речь восстановится и обогатится, когда адаптация будет завершена.

Двигательная активность. Некоторые дети становятся заторможенными, а некоторые неуправляемо активными. Это зависит от темперамента ребёнка. Изменяется также и домашняя активность. Хорошим признаком является восстановление нормальной активности дома, а затем и в садике.

Сон. Если ребёнка оставить на дневной сон, то первые дни он будет засыпать плохо. Малыш может вскакивать или, уснув, вскоре просыпаться с плачем. Дома также может отмечаться беспокойный дневной и ночной сон. К моменту завершения адаптации сон и дома, и в саду обязательно нормализуется.

Аппетит. В первое время у ребёнка аппетит может снизиться. Это связано с непривычной пищей: непривычен и вид, и вкус, а также со стрессовыми реакциями — малышу просто не хочется есть. Хорошим признаком считается восстановление аппетита. Пусть съедает не всё на тарелке, но он начинает кушать.

Здоровье. В это время снижается сопротивляемость организма инфекциям, и ребёнок может заболеть в первый месяц, а то и раньше посещения садика.

Чем может помочь мама? Каждая мама, видя, насколько ребёнку непросто, желает помочь ему быстрее адаптироваться. И это замечательно. Комплекс мер состоит в том, чтобы создать дома бережную обстановку, щадящую нервную систему малыша, которая в период адаптации ребёнка к садику и так работает на полную мощность. Постарайтесь подготовить ребёнка к посещению детского сада заранее, за несколько месяцев до этого события. Эта подготовка заключается в том, чтобы родители:

— гуляли возле садика или на его территории, рассказывая малышу, что ему предстоит туда ходить: “Детский сад — это такой красивый большой дом, куда мамы и папы приводят своих детей. Мы бы очень хотели, чтобы ты познакомился и подружился с другими детьми и взрослыми. В детском саду всё приспособлено для детей. Там маленькие столики и стульчики, кроватки, маленькие раковинки для умывания, маленькие шкафчики, много красивых игрушек. В саду тебе будет очень интересно и весело…”;

— познакомили ребёнка с воспитателями заранее, особенно чтобы он не просто видел эту “тётю” несколько минут, а смог бы пообщаться с ней и пройти в группу, пока мама находится неподалёку;

— в присутствии ребёнка всегда отзывались положительно о воспитателях, даже в том случае, если вам что-то не понравилось. Ребёнку легче будет привыкнуть, зная, что он остаётся с хорошей воспитательницей. Расскажите кому-нибудь в его присутствии, в какой хороший сад теперь ходит малыш и какие замечательные воспитатели там работают;

Если ребёнок видит на тарелке более-менее привычную пищу, он быстрее начинает кушать в саду, а еда и питьё — это залог более уравновешенного состояния.

— играли в садик с игрушками: вы можете придумать свою сказку о том, как маленький Мишка впервые пошёл в садик, и как ему сначала было неуютно и немного страшно, и как потом он подружился с детьми и воспитателями. И в сказке, и в игре ключевым моментом является возвращение мамы за ребёнком, поэтому ни в коем случае не прерывайте повествования, пока не настанет этот момент. Собственно всё это и затевается, чтобы малыш понял: мама обязательно за ним вернётся.

Нужно приучить ребёнка за месяц до посещения детского сада к режиму, который его ждёт в детском саду. Познакомиться с режимом можно в дошкольном учреждении.

Для того чтобы легко встать утром, лучше лечь не позже 20.30. Необходимо и в выходные дни, когда ребёнок дома, придерживаться режима дня, принятого в детском саду. Можно позволить поспать ему чуть дольше, но не нужно позволять “отсыпаться” слишком долго, что существенно может сдвинуть распорядок дня и вызвать излишнюю нервозность.

Следует приблизить рацион питания дома к садовскому. Если ребёнок видит на тарелке более-менее привычную пищу, он быстрее начинает кушать в саду, а еда и питьё — это залог более уравновешенного состояния. Основу рациона в детском саду составляют каши, творожные запеканки и сырники, омлет, различные котлеты (мясные, куриные и рыбные), тушёные овощи и, конечно, супы. Заранее дома исключите протёртую пищу.

АКЦЕНТ

Очень важно оздоровить ребёнка. За один-два месяца пройти медицинский осмотр, сдать необходимые анализы. Постараться, чтобы ребёнок как можно больше времени проводил на свежем воздухе, не менее четырёх часов зимой и весь световой день летом. Проводить массаж, гимнастику, закаливающие процедуры. Детям, физически здоровым и не имеющим ни хронических заболеваний, ни предрасположенности к частым простудным заболеваниям, в адаптационный период можно направить все силы организма на привыкание к новому, не тратя их ещё и на борьбу с болезнью.

В ТЕМУ

Научите своего малыша навыкам самостоятельности

  1. Одевание (хотя бы в небольшом объёме). Научите ребёнка управляться с одеждой самостоятельно. Позаботьтесь о том, чтобы все вещи были максимально простыми и удобными, без лишних застёжек или пуговиц, ботинки — на липучках. Шапку и шарф лучше заменить на шапку-шлем — и на шею не дует, и надевать проще. Вместо рубашек приготовьте водолазки, вместо кофт — свитера. Главное, чтобы малыш быстро собирался на прогулку и был аккуратным и опрятным.

  2. Чтобы ребёнку было легко убирать свои вещи, позаботьтесь о петельках на одежде, удобных для него. Сделайте маркировку одежды. Целесообразно указать не только имя и фамилию, но и условный символ (цветок, бабочка и т.д.), познакомьте с ним малыша, чтобы он легко узнал свою одежду. Дома организуйте вешалку для верхней одежды ребёнка так, чтобы она была ему доступна и чтобы он сам мог самостоятельно после прогулки вешать туда свою одежду. Не делайте этого за ребёнка, а наблюдайте, направляйте его, помогайте, напоминайте, хвалите за то, что он сам, без напоминания, убирает свои вещи на место.

  3. Перед сном поставьте рядом с кроваткой стульчик для одежды. Приучайте его снимать одежду самостоятельно и складывать её на стульчике, а утром надевать чистую одежду, которую вы приготовили. Стремитесь к тому, чтобы ребёнок знал название одежды и правильно указывал на неё. Когда он одевается и раздевается, будьте рядом с ним, поощряйте, используя игровые приёмы. При необходимости помогайте советами, выраженными в спокойном тоне. Не торопите ребёнка, сохраняйте спокойствие: навык самообслуживания требует усилий, терпения и многократных повторений. Предоставьте ему возможность овладевать необходимыми навыками, в том числе и культурно-гигиеническими: “горшечный” этикет, самостоятельное принятие пищи.

  4. Обучайте ребёнка выполнять элементарные правила культурного поведения на улице и в помещении — не топтать зелёные насаждения, бросать мусор в предназначенных местах, аккуратно пользоваться туалетом, не выходить из-за стола не окончив еды, говорить “спасибо” и т.д. Необходимо помнить, что родители — образец для поведения. Что делают родители, то делают и дети!

Если ребёнок это всё умеет, он не тратит силы на то, чтобы срочно этому учиться, а пользуется уже сложившимися навыками.

Адаптация

Период адаптации к детскому саду — непростой период для вашего малыша. И если родители будут придерживаться некоторых правил, то привыкнуть к новым условиям жизни ребёнку будет проще. Рассказывает детский психотерапевт Елена Остапенко.

В период адаптации не отучайте ребёнка от “дурных” привычек, например от соски, чтобы не перегружать нервную систему малыша. У него в жизни сейчас слишком много изменений, и лишнее напряжение ни к чему.

Постарайтесь, чтобы дома малыша окружала спокойная и бесконфликтная атмосфера. Чаще обнимайте малыша, гладьте по головке, говорите ласковые слова. Отмечайте его успехи, улучшение в поведении. Больше хвалите, чем ругайте. Ему сейчас так нужна ваша поддержка!

Будьте терпимее к капризам. Они возникают из-за перегрузки нервной системы. Обнимите кроху, помогите ему успокоиться и переключите на игру.

Дайте в сад небольшую игрушку. Малыши этого возраста могут нуждаться в игрушке — заместителе мамы. Прижимая к себе что-то мягкое, которое является частичкой дома, ребёнок будет чувствовать себя гораздо спокойнее. Стоит, правда, помнить, что далеко не во всех садиках это разрешено, поэтому вам следует заручиться пониманием и поддержкой персонала садика. Игрушка — это не просто вещь, это некий “товарищ”, которому можно довериться в напряжённой ситуации. Разговаривая с воспитателем группы, куда поступил ребёнок, сообщите, каким ласковым именем его называют дома, расскажите о его привычках, особенностях поведения и других подробностях домашней жизни.

Больше всего родитель и ребёнок расстраиваются при расставании. Как нужно организовать утро, чтобы день и у мамы, и у малыша прошёл спокойно? Главное правило таково: спокойна мама — спокоен малыш. Он “считывает” вашу неуверенность и ещё больше расстраивается. Собираясь утром, не спешите сами и не торопите малыша — дети этого очень не любят. Если будет спешка — вы рискуете испортить настроение ребёнку. Лучше постарайтесь сделать так, чтобы у вас хватило времени на спокойные сборы: встаньте пораньше.

И дома, и в саду говорите с малышом спокойно, уверенно. Проявляйте доброжелательную настойчивость при пробуждении, одевании, а в саду — раздевании. Разговаривайте с ребёнком не слишком громким, но уверенным голосом, озвучивая всё, что вы делаете. Иногда хорошим помощником при пробуждении и сборах является та самая игрушка, которую кроха берёт с собой в садик. Видя, что зайчик “так хочет в сад”, малыш заразится его уверенностью и хорошим настроением.

Пусть малыша отводит тот родитель или родственник, с которым ему легче расстаться. Воспитатели давно заметили, что с одним из родителей ребёнок расстаётся относительно спокойно, а другого никак не может отпустить от себя, продолжая переживать после его ухода.

Обязательно скажите, что вы придёте, и обозначьте, когда: после прогулки, или после обеда, или после того, как он поспит и покушает. Малышу легче знать/понять, что мама придёт после какого-то события, чем ждать её каждую минуту. Не задерживайтесь, выполняйте свои обещания!

У вас должен быть свой ритуал прощания — например, поцеловать, помахать рукой, сказать “пока”. После этого сразу уходите: уверенно и не оборачиваясь. Чем дольше вы топчетесь в нерешительности, тем сильнее переживает малыш.

Познакомьте ребёнка с другими детьми и их родителями. Называйте других детей в присутствии вашего ребёнка по имени. Спрашивайте дома своего малыша о Лене, Толе и т.д. Поощряйте обращения вашего ребёнка за помощью и поддержкой к другим людям в вашем присутствии.

Трудно приходится детям, у которых не соблюдены одно или несколько условий. Чем больше, тем ему будет сложнее. Особенно трудно малышам, которые воспринимают поход в сад как неожиданность из-за того, что родители не сочли нужным поговорить об этом. Бывают ситуации, когда посещение садика начинается неожиданно по объективным причинам: например, вследствие тяжелой болезни бабушки, которая до этого ухаживала за малышом. Тогда адаптация проходит дольше и требует ещё большего терпения и внимания родителей.

К сожалению, иногда родители совершают серьёзные ошибки, которые затрудняют адаптацию ребёнка.

Чего нельзя делать ни в коем случае:

Нельзя наказывать или сердиться на малыша за то, что он плачет при расставании, или дома при упоминании необходимости идти в сад! Помните, он имеет право на такую реакцию. Строгое напоминание о том, что “он обещал не плакать”, тоже абсолютно неэффективно. Дети этого возраста ещё не умеют “держать слово”. Лучше ещё раз напомнить, что вы обязательно придёте.

Нельзя пугать детским садом: “Вот будешь себя плохо вести, опять в детский сад пойдёшь!”. Место, которым пугают, никогда не станет любимым или безопасным.

Нельзя обманывать ребёнка, говоря, что вы придёте очень скоро, если малышу, например, предстоит оставаться в садике полдня или даже полный день. Пусть лучше он знает, что мама придёт нескоро, чем будет ждать её целый день и может потерять доверие к самому близкому человеку.

Нельзя уходить украдкой ни при каких обстоятельствах — например, увидев, что малыш нашёл себе увлекательное занятие. В этом случае через несколько дней не стоит удивляться, когда ребёнок не захочет отпускать вас, не слушая никаких уговоров: это последствия ваших “тихих” уходов.

Поверьте, многие негативные проявления в поведении ребёнка являются нормальным проявлением процесса адаптации. Вам нужно понять: очень скоро они начнут уменьшаться, а потом и вовсе сойдут на “нет”. Через некоторое время вы с удивлением, а потом и гордостью начнёте отмечать, что малыш стал гораздо самостоятельнее и приобрёл много полезных навыков.

Материал подготовили Ирина Никоненко и Ксения Лалетина.

Приготовьте для садика одежду:

— сменную обувь: тапочки или туфельки на каблучке с удобной застёжкой;

— 2 носовых платка;

— расчёску;

— два комплекта нижнего белья;

— сменную одежду на случай, если ребёнок нечаянно испачкается;

— пакет для испачканной одежды.

Запасная одежда должна находиться в мешке на вешалке в шкафчике ребёнка.

Дайте в сад небольшую игрушку. Малыши этого возраста могут нуждаться в игрушке — заместителе мамы. Прижимая к себе что-то мягкое, которое является частичкой дома, ребёнок будет чувствовать себя гораздо спокойнее.

В ТЕМУ

Когда речь идёт об адаптации ребёнка к саду, очень много говорят о том, как трудно малышу и какая ему нужна помощь. Но “за кадром” остаётся один очень важный человек — мама, которая находится в не меньшем стрессе и переживаниях! Она тоже остро нуждается в помощи и почти никогда её не получает. Часто мамы не понимают, что с ними происходит, и пытаются игнорировать свои эмоции. Но не стоит этого делать. Вы имеете право на все свои чувства, и в данном случае они являются естественными. Поступление в сад — это момент отделения мамы от ребёнка, и это испытание для обоих. У мамы тоже “рвётся” сердце, когда она видит, как переживает малыш, а ведь в первое время он может заплакать только при одном упоминании, что завтра придётся идти в сад. Чтобы помочь себе, нужно:

Быть уверенной, что посещение сада действительно нужно семье. Например, когда маме просто необходимо работать, чтобы вносить свой вклад, порой единственный, в доход семьи. Иногда мамы отдают ребёнка в сад раньше, чем выходят на работу, чтобы помочь ему адаптироваться, забирая пораньше, если это будет нужно. Чем меньше у мамы сомнений в целесообразности посещения сада, тем больше уверенности, что ребёнок рано или поздно обязательно справится. И малыш, реагируя именно на эту уверенную позицию мамы, адаптируется гораздо быстрее.

Поверить, что малыш на самом деле вовсе не “слабое” создание. Адаптационная система ребёнка достаточно сильна, чтобы это испытание выдержать, даже если слёзы текут рекой. Парадоксально, но факт: хорошо, что кроха плачет! Поверьте, у него настоящее горе, ведь он расстаётся с самым дорогим человеком — с вами! Он пока не знает, что вы обязательно придёте, ещё не установился режим. Но вы-то знаете, что происходит, и уверены, что заберёте малыша из сада. Хуже, когда ребёнок настолько зажат тисками стресса, что не может плакать. Плач — это помощник нервной системы, он не даёт ей перегружаться. Поэтому не бойтесь детского плача, не сердитесь на ребёнка за “нытьё”. Конечно, детские слёзы заставляют вас переживать, но вы тоже обязательно справитесь.

Воспользоваться помощью. Если в саду есть психолог, то этот специалист может помочь не только и не столько ребёнку, сколько его маме, рассказав о том, как проходит адаптация, и, уверив, что в саду действительно работают люди, внимательные к детям. Иногда маме очень нужно знать, что её ребёнок быстро успокаивается после её ухода, и такую информацию может дать психолог, наблюдающий за детьми в процессе адаптации, и воспитатели.

Заручиться поддержкой. Вокруг вас — тоже мамы, переживающие те же чувства в этот период. Поддерживайте друг друга, узнайте, какие “ноу-хау” есть у каждой из вас в деле помощи малышу. Вместе отмечайте и радуйтесь успехам детей и самих себя.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА