Новости

Страховка в свободном полёте

Страховка в свободном полёте

Тарифы на самый массовый вид обязательного страхования, так называемое ОСАГО, могут стать свободными. Что это означает? Дело в том, что сейчас цены на страховку ответственности водителей держатся в так называемом “тарифном коридоре”, установленном Банком России. Однако уже в ближайшее время стены этого “коридора” могут существенно раздвинуть. А в перспективе планируется и полный отказ от регулирования тарифа в обязательных видах страхования.

Председатель Банка России Эльвира Набиуллина уже поручила подготовить “дорожную карту” по либерализации тарифа ОСАГО, а её заместитель Владимир Чистюхин недвусмысленно высказался о том, что тариф должен стать свободным. Вокруг этих предложений тут же развернулась бурная дискуссия, участие в которой приняли автомобилисты и страховщики.

Согласно расчётам активистов Федерации автомобилистов России, существующие страховые тарифы завышены в среднем на 28 процентов. Общественники посчитали, что разница между фактически собранными средствами и выплатами позволяет страховым компаниям платить за ДТП по ОСАГО вообще не получая страховых премий в течение ближайших двух лет.

У страховщиков же другое мнение по данному вопросу. Рынок ОСАГО они оценивают как высокоубыточный. “За последнее время Центробанк был вынужден дважды существенно повышать базовые тарифы на ОСАГО: осенью прошлого и весной этого года, — говорит Николай Галушкин, первый заместитель председателя правления одной из крупнейших страховых компаний страны. — Но даже с учётом этих корректировок тарифы по ОСАГО не адекватны нынешним экономическим реалиям”.

Как считают некоторые эксперты, автомобилисты только выиграют от внедрения свободных тарифов по ОСАГО. “Так как страховщики смогут предлагать автовладельцам справедливую стоимость полиса в каждом конкретном случае, — считает Николай Галушкин. — Для водителей с высокой аварийностью стоимость страхования, конечно, должна значительности возрасти”.

Но в месте с тем звучат опасения, что либерализация ОСАГО может вызвать повсеместный рост тарифов. Депутаты Государственной думы Валерий Рашкин и Сергей Обухов даже выступили с инициативой не отпускать в свободное плавание, а, наоборот, заморозить базовые ставки. “В случае свободного ценообразования на рынке ОСАГО велик риск монопольных соглашений, картельного сговора между крупнейшими участниками рынка”, — считают они.

Страховщики парируют: в сегменте ОСАГО работает несколько десятков страховщиков, что полностью исключает возможность ценового сговора. По мнению Николая Галушкина, более серьёзную опасность для рынка может представлять необоснованное занижение тарифов со стороны отдельных компаний...

В том, что реформирование рынка ОСАГО невозможно без вынужденного компромисса между ожиданиями страховщиков и требованиями автомобилистов, сходятся все стороны конфликта. Более того, эксперты в один голос говорят: изменение правил игры на рынке ОСАГО процесс небыстрый. По самым скромным оценкам, переход к свободным тарифам займёт не менее трёх лет. И в течение этого срока государство, страховщики и автовладельцы должны договориться.

В тему

По итогам десяти месяцев 2015 года средний платеж по обязательной страховке автоответственности вырос на 61 процент до 5,4 тысячи рублей (против 3,3 тысячи рублей), а страховая выплата — всего на 36 процентов. Средняя выплата достигла 47,4 тысячи рублей, в 2014-м она составляла 34,7 тысячи.

Как вы считаете, нужно ли вводить свободное ценообразование в ОСАГО?

Своим мнением вы можете поделиться с автором материала Андреем Мужщинским сегодня с 12 до 13 часов по телефону 2-115-516.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА