ЖКХ и благоустройство

Сколько раз в году можно повышать квартплату?

Если у жителя есть вопросы, почему в квитанции появилась та или иная цифра, то в первую очередь нужно обратиться в свою управляющую организацию. Там обязаны всё объяснить.

Сколько раз в году можно повышать квартплату?

“По закону тарифы на коммунальные услуги увеличиваются один раз в год — 1 июля. Но у меня плата за отопление за 12 месяцев вырастает дважды. В прошлом году сумма к оплате увеличилась не только с июля, но и с мая. В этом году июльского повышения ещё не было, но плата увеличилась с марта. Как такое может быть? Я уже не говорю о том, что иногда приходят квитанции с дополнительной строкой, в которой проводится какая-то корректировка размера платы за коммуналку, и это не только тепло, но и вода. С уважением Гладышева Т.В.”.

Читательница “Городских новостей” в своём письме подняла сразу несколько вопросов, ответим на них по очереди.

Первое. Повышение платы с 1 июля связано с тем, что краевые власти раз в год устанавливают новые тарифы на коммунальные услуги. Речь идёт о том, что повышается стоимость одной гигакалории тепловой энергии, одного кубометра холодной и горячей воды, сточных вод, одного киловатт/часа электроэнергии и одного куба газа. При этом стоит отметить, что плата за коммуналку с 1 июля по сравнению с так называемым базовым периодом (им считается декабрь предыдущего года) не может превышать установленного государством предельного индекса. В Красноярске и крае он равен 3,9 процента. То есть если в декабре за свет, воду и тепло житель заплатил две тысячи рублей, то с 1 июля сумма к оплате не должна превышать 2 078 рублей при условии, что объём потреблённых ресурсов был одинаков. Если тарифы, установленные краевыми властями, приводят к тому, что плата за коммуналку растёт больше чем на 3,9 процента, то разницу собственникам компенсирует бюджет региона.

Второе. Повышение платы, которое у читательницы произошло в марте, а в прошлом году в мае, имеет иную природу. Если женщина внимательно посмотрит на свои квитанции, то она увидит, что стоимость одной гигакалории с 1 июля предыдущего года по 30 июня этого не изменялась. Так же как и с 1 июля 2016-го по 30 июня 2017-го. Но с апреля 2018-го и с мая 2017-го изменился объём потребляемого ежемесячно тепла. Красноярцы, чьи дома оборудованы общедомовыми узлами учёта тепла, платят за отопление не по факту, а по одной двенадцатой. Предсказать, сколько гигакалорий дом потребит за грядущий год, нельзя. Поэтому берётся реальный объём потребления тепловой энергии за весь прошлый год, делится на 12, и в новом году жители платят по этому нормативу. Так, в 2018-м люди платят по среднему потреблению, зафиксированному в 2017-м, а в 2017-м платили по среднему потреблению 2016-го. В начале следующего года опять анализируются показания общедомового счётчика, и если при применении полученного по показаниям предыдущего года норматива оказывается, что люди заплатили больше или меньше, то делается ежегодный перерасчёт. В этом случае управляющая организация либо возвращает людям переплаченные средства, либо делает доначисления. Также по итогам перерасчёта меняется и норматив потребления тепловой энергии. Он становится либо меньше, чем был, либо больше. В случае с читательницей норматив два года подряд рос.

Третье. Корректировка платы за коммунальные услуги, о которой также спрашивает читательница, проводится в том случае, если общедомовые приборы учёта коммунальных ресурсов показали, что за предыдущий период люди платили по показаниям индивидуальных счётчиков или по нормативу. Если прибора учёта в квартире нет, люди заплатили либо больше реального общего потребления, либо меньше. Почему такая ситуация возможна. Тут есть два нюанса. Первый: в квартире прописан один человек, а по факту проживает несколько. Очевидно, что люди потребляют больше ресурса, чем оплачивают. И этот перерасход относится на общедомовые нужды и делится пропорционально между всеми собственниками пропорционально площади квартиры. Второй нюанс: многие жители, несмотря на то, что в их доме стоят общедомовые приборы учёта, платят за общедомовые нужды не по факту, а по нормативу. По итогам месяца может случиться так, что люди заплатили больше реального потребления или меньше. И когда ресурсоснабжающие организации выставляют счёт жилищникам за потреблённый ресурс, сотрудники УК делают корректировку.

АКЦЕНТ

Если у жителя есть вопросы, почему в квитанции появилась та или иная цифра, то в первую очередь нужно обратиться в свою управляющую организацию. Там обязаны всё объяснить. Если у собственников есть сомнения в том, что жилищники правильно произвели начисление платы за коммуналку, то они вправе обратиться в Службу строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края (ул. Парижской коммуны, 33, тел. 212-46-31). Сотрудники этого ведомства имеют полномочия по проверке правильности начисления платы за коммуналку. Если будут выявлены нарушения, то жилищники будут обязаны их справить. Но по итогам проверки может выясниться не только то, что жилищники неправомерно увеличили сумму к оплате, но и то, что, наоборот, сотрудники УК начислили меньше, чем должны были.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА