Новости

Сергей Аникин: “Мечтал о профессии подводника, а стал бобслеистом”

Сергей Аникин: “Мечтал о профессии подводника, а стал бобслеистом”

Директор СДЮСШОР “Сибиряк” Сергей Аникин руководит учреждением уже 28 лет. Сначала стоял у руля спорткомплекса “Сибиряк”, а потом к нему присоединили и спортшколу по зимним видам спорта. “Среди директоров, если брать во внимание мой стаж, я, можно сказать, патриарх, — шутит Сергей Семёнович. — А ведь когда-то совершенно не хотел связывать свою жизнь со спортом, после десятого класса даже работал в Абакане спасателем”.

— Родом я из Хакасии, из посёлка Усть-Абакан, — продолжает Сергей Аникин. — Как и все пацаны, в детстве бегал в своё удовольствие, прыгал, играл. Но, видимо, было во мне что-то заложено от природы, сначала выиграл школьные соревнования в беге на короткие дистанции, потом районные, следом областные. Но мечтал о другом…

Между спортом и танцами

В школе у нас работала секция подводного плавания, там всё преподавалось на очень серьёзном уровне, вот я и загорелся. Хотел продолжить уже обучение во Владивостоке по профессии, связанной с погружениями, подводным плаванием. Моя старшая сестра в то время училась в Красноярске в педагогическом институте, занималась там лёгкой атлетикой у Арно Генриховича Зейберта. Она попросила как бы между прочим приехать её навестить. Позднее я понял, конечно, что всё это было неспроста, поскольку опять как бы между делом меня пригласили на тренировку и попросили пробежаться.

Дистанцию преодолевал в кедах, до сих пор помню результат — 11.3. Для бега в кедах это приличное время, к тому же я перед стартом практически не разминался. В итоге уговорили меня поступить в пединститут на факультет физического воспитания, и стал я тоже заниматься у Арно Генриховича. В результатах начал расти довольно быстро. Вошёл в состав сборной Красноярского края. На тот момент мне было восемнадцать лет — для того, чтобы начинать в спринте, возраст уже приличный. Тренировался я в группе мастеров, где-то случались травмы. После одной из таких травм стал заниматься танцами. Ими я увлекался, кстати, ещё в школе. Ходил и на бальные танцы, и на народные. Вот и в институте пошёл в танцевальный кружок. Парень-то я видный был, высокий, здоровый. В общем, за меня там сразу ухватились. (Смеётся.) Говорят: “Всё, будешь у нас танцевать”. Потом меня пригласили на просмотр в ансамбль “Енисейские зори”, который базировался в Сибирском технологическом институте. Сходил я туда, и меня пригласили в ансамбль. Реакция Зейберта была незамедлительной. Он меня поставил перед выбором: “Либо ты учишься на спортивном факультете в нашем вузе и занимаешься лёгкой атлетикой, либо танцуй и учись в технологическом!” Я выбрал спорт. Лёгкой атлетикой занимался до 1984 года, выполнил норматив кандидата в мастера спорта.

Хотелось новых ощущений

В те годы в бобслее наблюдался значительный подъём. Меня позвали на отбор в национальную сборную по бобслею. В то время в команде уже был один и воспитанников Арно Генриховича Владимир Александров, успехи которого меня и подвигли идти в бобслей. Отобрался, в сборной Советского Союза я был с 1984 года по 1988-й. Из лёгкой атлетики в бобслей немало переходит атлетов, так принято. В основном идут в разгоняющие. Но есть те, кто затем из разгоняющих переходит в пилоты.

Вы знаете, 28 лет руковожу учреждением и каждый день прихожу сюда с удовольствием. Мне приятно, что со мной работают люди годами, десятилетиями. Люди, которые по-настоящему любят своё дело и делают всё, чтобы наши виды спорта развивались, а воспитанники добивались высот.:

Я перешёл в разгоняющие. Скорость меня абсолютно не страшила. Как раз наоборот. Молодой же был, азартный. Хотелось каких-то новых ощущений. Да и потом, когда садишься в боб, разгоняя его, скорости не чувствуешь. Испытываешь одно удовольствие.

Не могу сказать, что добился больших высот в этом виде спорта. Я входил во второй состав сборной. В основной пробиться было очень сложно. Всё-таки был Советский Союз, а это пятнадцать республик, конкуренция большая. Выполнил норматив мастера спорта СССР. Становился чемпионом ЦС ДСО “Динамо”, чемпионом РСФСР.

На Спартакиаде народов СССР в 1986 году завоевал бронзу. Получилось так, что на спартакиаде соревнования по бобслею проходили обособленно, не в Красноярске, а в Башкирии, в городе Мелеузе. На тот период только там была единственная специализированная бобслейная трасса. Ну и поскольку стартовали мы в Башкирии, то и все впечатления от Спартакиады народов СССР остались там, в Мелеузе. Было много участников. И выстрелили представители совсем не зимних республик — Казахстана, Киргизии, Грузии, Молдавии, Украины и, конечно же, Латвии, латыши всегда были в авангарде. Бобслеисты нашего края тоже выступили достойно.

Говоря о Латвии, стоит отметить, что там бобслей — вид спорта если не номер один, то номер два, это точно. Там в своё время построили в Сигулде отличную санно-бобслейную трассу. Изначально её планировали возвести под Питером, однако тренером сборной Советского Союза был латыш, и он сумел продавить этот вопрос и сделать так, чтобы трасса появилась в Сигулде. Мне, кстати, довелось поучаствовать и в её строительстве, и потренироваться там. В Риге изготавливали бобы и далеко шагнули в плане технологий этого процесса. Плюс латвийским бобслеистам существенную помощь оказывало в те годы руководство республики. Всё это способствовало тому, что там сложилась сильная команда, латыши своих лидерских позиций не уступают до сих пор. Я вот наблюдаю за ними уже долгие годы, они обходятся своим тренерским составом, иностранцев не приглашают. Ну что тут скажешь — молодцы ребята!

Первая база

Обстоятельства так сложились, что спортивную карьеру я завершил в самом расцвете сил, в 27 лет. Но без спорта я оставался всего лишь два месяца, работал в старом аэропорту на Взлётке, а потом меня пригласили в спортивный комплекс “Сибиряк”. Раньше он принадлежал одной из строительных организаций. И вот с 1988 года я здесь работаю. В 1992 году мы одними из первых перешли в муниципальную собственность. А в 2007-м прошла реорганизация — слияние нашего комплекса и спортивной школы по зимним видам спорта.

В нашей СДЮСШОР культивируется три вида: зимнее ориентирование, лыжные гонки и биатлон. Что касается зимнего спортивного ориентирования, то оно сейчас в нашей школе активно развивается. У нас работает замечательный тренер Ирина Онищенко, когда-то она сама входила в состав национальной сборной. Есть член сборной России и среди наших воспитанников. Это Игорь Линкевич. Есть и другие хорошие ребята, которые стоят на пороге серьёзных достижений. Так что думаю, что в 2017 году на чемпионате мира по спортивному ориентированию, который пройдёт у нас, в Красноярске, и станет тестовым соревнованием перед Универсиадой, наши воспитанники будут обязательно участвовать.

В лыжных гонках у нас, как в принципе вообще в России, есть проблемы. Основная — это наличие своей материальной базы. Мы арендовали и арендуем объекты для всех наших видов: для биатлона — академию биатлона, для лыжных гонок — стадион “Ветлужанка”.

Реакция Зейберта была незамедлительной. Он меня поставил перед выбором: “Либо ты учишься на спортивном факультете в нашем вузе и занимаешься лёгкой атлетикой, либо танцуй и учись в технологическом!:

В этом году был реконструирован стадион “Динамо”, который стал нашей первой базой. Летом на “Динамо” можно заниматься лёгкой атлетикой и игровыми видами спорта. Там обустроен замечательный беговой круг со специальным покрытием, которое позволяет проводить и лыжероллерную подготовку. Также на стадионе есть всё для занятий по общей физической подготовке.

Отмечу, что “Динамо” — это не только база для спортсменов, это отличное место для активного отдыха горожан. Красноярцы, кстати, уже оценили обновлённый стадион по достоинству и с удовольствием его посещают. Особенно многолюдно на “Динамо” по выходным. И очень приятно, что мы получаем хорошие отзывы и слова благодарности от жителей за этот объект.

Зимой в Берёзовой роще, опять же поскольку это одно из излюбленных мест красноярцев, профессиональным лыжникам сложновато. Поскольку из-за большого количества отдыхающих сильно не разгонишься, да и сделать стандартную трассу, соответствующую всем параметрам по ширине и протяжённости, здесь не получается. Но для начинающих спортсменов и наших ветеранов она вполне подходит.

Несмотря на все трудности, результаты в лыжных гонках у нас тоже имеются. Наш воспитанник Кирилл Киливнюк вошёл в состав сборной России. В этом виде спорта это очень большое достижение, поскольку здесь большая конкуренция. Вообще замечу, что, несмотря на то, что Красноярский край зимний регион, но для того чтобы нашим спортсменам пробиться в национальные сборные, им нужно быть на голову выше всех остальных. Так было всегда.

Перспективы хорошие

На балансе нашего учреждения находится база “Радуга”. Часть территории мы передали в прошлом году академии зимних видов спорта, там будет построен лыжный стадион, на котором после проведения студенческих игр смогут тренироваться спортсмены-мастера. Часть земель “Радуги” мы оставили себе, у нас там разместиться своя база.

В биатлоне у нас подрастает хорошая смена. Это ребята 2000—2001 годов рождения. Они сейчас и показывают результат. В этом году стали чемпионами России в эстафете. Так что перспективы у нас неплохие. И если раньше мы готовы были выполнять поставленные задачи на пятёрку, то сейчас на две пятёрки. (Смеётся.)

Вы знаете, 28 лет руковожу учреждением и каждый день прихожу сюда с удовольствием. Мне приятно, что со мной работают люди годами, десятилетиями. Люди, которые по-настоящему любят своё дело и делают всё, чтобы наши виды спорта развивались, а воспитанники добивались высот.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА