Новости

Николай Щербаков: «Чтобы растить чужого ребёнка, одной доброты недостаточно»

Николай Щербаков: «Чтобы растить чужого ребёнка, одной доброты недостаточно»

“Чужих детей не бывает”, “каждый приёмный ребёнок может стать родным”… Что на самом деле кроется под этими светлыми слоганами, с которыми каждый нормальный человек внутренне согласится? При этом все знают, что далеко не все детдомовцы и их опекуны, однажды встретившись, живут счастливо и без трудностей.

Каждая приёмная семья нуждается в грамотной поддержке, уверен психолог Николай Щербаков, сотрудник фонда “Счастливые дети”, постоянно консультирующий приёмных родителей. Преподаватель СФУ и приёмный отец трёх подростков поделился своим взглядом на усыновление.

— Николай Николаевич, по ТВ идут сериалы об усыновлении, всё больше людей берут детей в семьи, кажется, наше общество становится более ответственным по отношению к сиротам. А какова ситуация на самом деле?

— То, что стали обращать внимание на проблему сиротства в СМИ и на телевидении, — уже хорошо. Но на самом деле ситуация ещё далека до совершенства. Кроме появления в России школ приёмных родителей, а такую школу обязательно должны пройти все желающие стать таковыми, и деятельности общественных организаций, которые так или иначе стараются помогать приёмным родителям, явных позитивных изменений я за последние годы не заметил. Одно время шли разговоры о создании службы репетиторов для приёмных детей, так как почти каждый такой ребёнок нуждается в помощи в учёбе, но что-то инициатива эта заглохла. Хотя её реализация могла бы помочь приёмным родителям несколько разгрузиться физически и эмоционально. Потому что главные задачи родителей всё же несколько иные, чем «подтягивать» детей по школьным предметам.

— Существует стереотип, согласно которому, достаточно просто быть добрым человеком и любить детей, чтобы вырастить чужого ребёнка. Приёмной семьёй могут стать только особенные люди? Или кандидатов можно обучить?

— Если бы дело было только в доброте, не было бы возвратов детей из приёмных семей в детские дома. Приёмный родитель, кроме прочего, должен быть психически устойчивым человеком. И очень хорошо, если семья будет полной: для приёмных детей особенно важно, чтобы рядом были и мама, и папа. Разные специальные знания тоже необходимы. Школа приёмных родителей настраивает людей, что процесс простым не будет. Некоторые в результате обучения в школе переосмысливают своё решение стать приёмными родителями. По мне, это тоже хороший результат. Прежде чем решиться на такой серьёзный шаг, нужно хорошо рассчитать свои силы. Дети, нуждающиеся в семьях, особенно не маленькие, почти всегда имеют непростую биографию, они многое пережили. И именно приёмной семье предстоит заниматься реабилитацией такого ребёнка — социальной, психологической, педагогической, медицинской. Поэтому семьям часто требуются консультации и просто человеческая поддержка. Бесплатные анонимные психологические консультации для приёмных семей проводит фонд “Счастливые дети”. Также мы проводим ежемесячные семинары для приёмных родителей.

— Николай Николаевич, Вы наверняка слышали о ситуации с многодетной семьёй Дель из Подмосковья, откуда неожиданно быстро изъяли десятерых приёмных детей. Сейчас идёт разбирательство, общественность возмущена, звучат кардинально разные точки зрения. Кто тут виноват и что делать? Какой должна быть идеальная схема работы государства с приёмной семьёй?

— В случае с семьёй Дель, на мой взгляд, сильно перестарались сотрудники органов опеки. Ведь детей забирали из этой семьи некорректным способом: с занятий, с утренников и т. п. — до выяснения всех обстоятельств. При наличии проблемной ситуации в приёмной семье, а я вполне допускаю, что проблемы могли быть, первейшая задача разных государственных органов — оказать приёмным родителям всяческую помощь. Исходя из интересов детей и их потребностей. Детям, особенно маленьким, важно жить в семье, а не в казённом учреждении, пусть и в самом хорошем.

А тут были применены методы, которые с интересами детей никак не связаны. К сожалению, служащих, работающих с приёмными детьми, — сотрудников органов опеки, детских врачей, педагогов, — почти не учат принципам работы с приёмными семьями. Есть специфика, которую этим специалистам необходимо знать.

В моей практике консультирования приёмных родителей не так давно был вопиющий случай. Сотрудники детского сада, увидев у трёхлетней приёмной девочки ангиому за ухом, приняли её за следы побоев, сразу вызвали милицию, представителей опеки и т. д. Принялись допрашивать ребёнка, выяснять, били ли её. И всё это — без законных представителей. К слову, мать девочки поставили в известность о происходящем сотрудники органов опеки, которые и заведующей детским садом сказали, что таким образом действовать неправомочно.

— Скорее всего, воспитатели действовали из лучших побуждений…

— Но их благие намерения нанесли вред всем. Потому что у педагогов не было элементарных знаний о том, что представляют собой приёмные дети, какова специфика их поведения, как действовать и т. п. В результате насилие над ребёнком не подтвердилось, а родители решили больше не водить детей в этот детсад. Более того — подали на учреждение в суд за нанесение морального вреда.

К счастью, есть примеры другого подхода. Десять лет назад я работал психологом одного из муниципальных садиков. Его заведующая, Галина Александровна Рублёва, многое делала для того, чтобы дети в учреждении чувствовали себя хорошо. Ребята пяти лет и старше проходили дважды в год диагностику на эмоциональную комфортность в садике и в семье, результаты тестирования напрямую влияли на аттестацию педагогов. Когда воспитатели начали подозревать, что одного приёмного ребёнка физически наказывают, заведующая лично встретилась с его родителями и предложила им заниматься с психологом. И предупредила мать и отца, что если факты насилия подтвердятся, она обратится в соответствующие органы. Мы занимались с семьёй несколько лет, это оздоровило атмосферу в ней. Работать в интересах детей можно и нужно, было бы желание учиться этому.

Необходимо признать, что многие приёмные дети, как и воспитанники детдомов, — дети особые. И без развития у взрослых, которые работают с ними, определённых компетентностей, необходимых для их понимания и продуктивного взаимодействия, серьёзные проблемы неизбежны. Часто школы и детсады жалуются на таких ребят, просто не знают, что с ними делать, а порой и «выдавливают» из учреждений, явно или не явно давая понять, что им тут не место. Но это ошибочная позиция. На мой взгляд, необходимо наделить всех приёмных детей статусом нуждающихся в инклюзии. Для того чтобы работающие с ними педагоги имели основания повышать свою квалификацию.

В марте этого года в Краевом Институте Повышения Квалификации работников образования стартует программа для педагогов “Сиротство как особое детство”, направленная как раз на развитие компетенций подобных специалистов. Программа замышлялась для педагогов детдомов, но хороша будет и для сотрудников органов опеки, психоневрологических интернатов, домов ребёнка, школ и детсадов. Чтобы попасть на обучение в ИПК, желающие должны подать в КИПК заявки в середине или в конце календарного года.

Благотворительный фонд “Счастливые дети”

Тел.: (391) 215-06-15

https://happydeti24.ru

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА