Красноярск исторический
В Красноярске издана книга "История Красного Яра"
“Недурно для тех, у кого денежки есть!”
Книга “История Красного Яра” издана . Она вышла в свет в год 390-летия нашего города. По сути, печатное издание стало продолжением телевизионного проекта, благодаря которому жители города и края узнавали новые факты из истории Красноярска, нашего региона. На днях в городе прошла презентация книги.
Многокомпонентный медийный проект организовали в конце 90-х годов уже прошлого столетия сотрудники краевого музея, администрации Красноярска и журналисты. На нескольких телеканалах с 1997-го по 2003 год выходили программы “Истории Красного Яра”, “Сибирская энциклопедия”, “Жили-были”. Благословил проект, в котором главным стала история города, писатель Виктор Астафьев. На презентации он сказал: “Вы делаете то, что останется навсегда”.
“Съёмочная группа несколько дней в неделю работала в фондах музея под руководством директора музея Валентины Михайловны Ярошевской и научного сотрудника Людмилы Антоновны Сысоевой”, — рассказала автор книги Елена Еханина, которая была автором телепередач об истории Красноярска.
Программа “Истории Красного Яра” начала выходить на ТВК в 1997 году и была приурочена к 370-летию Красноярска. И вот через 20 лет проект продолжится в книге, содержащей 26 отдельных очерков. “Читатель встретит знакомые факты исторических событий, связанных с покорением Сибири, героизмом первопроходцев, примерами проявления сибирского характера, событиями, судьбами, некоторыми легендами”, — говорится в предисловии к изданию.
Отдельные главы книги посвящены, например, улице Береговой, приезду в город Фритьофа Нансена, истории часовни Параскевы Пятницы, а также драматического театра. Еда тоже стала героем издания — в главе “Что есть в печи — на стол мечи” автор рассказывает о том, как и чем питались в Сибири, в том числе в Красноярске, в XVIII—XIX веках. А жила Сибирь зажиточнее европейских губерний, утверждается в издании. Посещавшие её учёные, путешественники, писатели отмечали, что на своём пути встречали чистые избы, обилие скота, сытых хозяев, хороший стол. Так, Антон Чехов, следуя на остров Сахалин, в своих записках из Сибири отмечал: “К чаю мне подают блинов из пшеничной муки, пирогов с творогом и яйцами, оладий, сдобных куличей. Хлеб везде по Сибирскому тракту пекут вкуснейший”.
А вот что писал декабрист Василий Давыдов из Красноярска своему другу: “Сокольников (купец, имевший продуктовую лавку. — Ред.) в нынешний год отличился: лимбургский сыр славный, стильтон (дорогой английский сыр. — Ред.) чудесный, пикули (смесь мелких маринованных овощей или фруктов. — Ред.) настоящие английские, вина хорошие; недурно для тех, у кого денежки есть!” Письмо написано в 1849 году.
Люди, которых судьба занесла в Сибирь, отмечали отличительную черту жителей сурового края — гостеприимство. В книге это особо отмечено. И приводится цитата из книги “О пережитом и перечувствованном” декабриста Александра Беляева: “Надо заметить одну черту в угощении, принадлежавшую тому краю, — это настойчивое потчевание, что, конечно, доказывает прекрасное качество хозяев — их радушное гостеприимство, твёрдое желание, чтобы гость был вполне упитан, упоён и вынес из дома полное удовольствие”.
В тему
Иконе Преображения Господня посвящён один из очерков книги. Икона считается хранительницей, главной духовной святыней Красноярска. Она была написана сибирскими мастерами иконописи к 100-летию со дня основания Красноярска для соборной Преображенской церкви. В страшном пожаре 1773 года икона уцелела. Через 23 года служащие городского магистрата пожертвовали иконе серебряный оклад весом 13 фунтов 68 золотников. Но в 1935 году серебряный оклад был изъят с пометкой “сдан в банк для нужд индустриализации”. Сама же икона хранилась в музее. В 1999 году её увезли в Москву на реставрацию. Работы проводились во Всероссийском художественном научно-реставрационном центре имени академика И. Э. Грабаря.
21 января 2000 года обновлённая святыня была освящена архиепископом Красноярским и Енисейским Антонием. А через три года родилась традиция, связанная с празднование дня города: верующие с иконой совершают крестный ход и воздают молитвы перед чудотворной хранительницей Красноярска.