Актуально
Что оставил Красноярску Павел Федирко
Павел Стефанович Федирко руководил Красноярским краем 15 лет, и нынешний облик столицы региона во многом - его заслуга. Аэропорт "Емельяново", Взлетка, оперный театр, здание филармонии, КИЦ, Театральная площадь, дворец спорта имени Ивана Ярыгина и многое другое.
"Городские новости" решили дать возможность рассказать о Петре Стефановиче, его характере и поступках героям наших публикаций: редкое интервью с известными красноярцами обходилось без упоминаний о Федирко.
Юрий Гвоздиков, художественный руководитель Красноярского музыкального театра
В 1990-е годы для театра настали тяжёлые времена. Люди стали жить хуже, им было уже не до культурного досуга, поэтому тех скудных сборов, которые приносила театральная касса, хватало только на финансирование спектаклей — костюмы, реквизит, декорации. На зарплаты артистам денег порой уже не было. При театре был создан попечительский совет, куда входили 15 директоров красноярских заводов, которые поддерживали финансами.
Собрать этот совет помог Павел Федирко.
Очень уважаю этого человека, который столько сделал для культуры горда и края, — говорит Юрий Гвоздиков. — При нём ведь у нас открылись хореографическое училище, институт искусств, театр оперы и балета, при нём же поставили на реконструкцию театр музкомедии. Так вот, когда у меня возникла идея организовать попечительский совет, я обратился к нему, поскольку сам ещё мало кого знал, и он приглашал директоров предприятий, советовал оказать помощь театру, и ведь никто не отказывал.
Владимир Рубашенко, руководитель краевого Управления капитального строительства
— Был, например, такой случай: строили ярыгинский дворец и по какой-то причине не освоили выделенные средства. А вопрос тогда стоял так: не освоили деньги — стройка будет законсервирована.
Ко мне обратился первый секретарь горкома КПСС Капелько (я был тогда руководителем УКСа) с просьбой помочь. А сделать это можно было только с нарушением закона. Но я согласился, ведь речь шла об очень важном для города и края объекте.
Отчитались мы о том, что все деньги полностью использованы, и вдруг приезжает женщина — ревизор из Госбанка. Она, конечно, всё это обнаружила. Пришлось обращаться к первому секретарю крайкома КПСС Павлу Стефановичу Федирко. Тот позвонил руководителю Госбанка и уговорил спустить дело на тормозах.
Но поскольку факт приписки вскрылся и отреагировать на него надо было обязательно, на бюро крайкома партии мне вынесли выговор. Правда, в скором времени его сняли. А ведь тогда за приписки можно было тогда лишиться и партбилета, и должности, да и под суд попасть.
Читайте также: Павел Федирко: "Действуя только по правилам, упрешься в стену"
Дмитрий Миндиашвили, мастер спорта СССР по вольной борьбе
— Триумф Ивана Ярыгина на мюнхенской Олимпиаде дал огромный толчок развитию борьбы во всём регионе. 1 июня 1973 года навсегда осталось в моей памяти. Именно тогда и была основана Красноярская школа высшего спортивного мастерства по видам борьбы. Огромную поддержку оказал первый секретарь Красноярского крайкома партии Павел Стефанович Федирко. Наша школа стала первым подобным учреждением в Сибири, на Урале и Дальнем Востоке.
С Павлом Стефановичем мы сработались отлично. Я такой человек, фанатик настоящий, для своего дела жизнь положу, видимо, он это увидел. Доверяли друг другу безгранично. Я вообще считаю, что если душу такому человеку откроешь и он сделает то же самое, то вам становится всё по плечу.
Арэг Демирханов, главный архитектор Красноярского края
— В строительстве тебе повезёт, если ты попадёшь к сильному руководителю. Архитектура всегда была и будет прерогативой власти. Вообразите, Пётр I собирает общественное собрание, на котором спрашивает, будем ли строить на болоте самый красивый город в мире… Для подобных затей требуется властное решение.
Мне повезло с Павлом Стефановичем Федирко. Потрясающий, строгий руководитель. Сам проводил архитектурно-строительные штабы на стройках. Но он доверял партнёрам. И вы видите результат нашей совместной работы: в нашей филармонии выступают самые выдающиеся музыканты мира, которые дают нашей площадке самые высокие оценки. В общем, нам с вами не стыдно…
Егор Васильев, министр экономики и регионального развития Красноярского края
— Спартакиады народов СССР 1982-го и 1986 годов прошли в Красноярске, несмотря на экономический кризис того времени, во многом фатальный для страны, который, по сути, и привёл к распаду СССР. И тогда голоса против Спартакиады раздавались гораздо сильнее, чем сейчас против Универсиады. Но ведь справились же.
Здесь надо отдать должное Павлу Стефановичу Федирко, он был умелым лоббистом и руководителем. В результате Спартакиада принесла городу и краю 18 новых спортивных объектов на миллиарды рублей. Именно той кампании «Превратим Сибирь в край высокой культуры» мы обязаны нынешними Центральным парком, большим концертным залом, театром оперы и балета, высоткой сибирского отделения академии наук, аэропортом и ещё многими и многими культурными объектами построенными в городе и крае. Тогда это потребовало больших дипломатических и организационных усилий, но именно благодаря им у нас есть наш Красноярск, к которому мы привыкли.
Читайте также:Павел Федирко: "Меня тоже начинали низлагать, но остановились"
Петр Пимашков, мэр Красноярска, депутат Государственной Думы
— Конечно, для меня во многом примером настоящего руководителя является Павел Стефанович Федирко, с которым я работал непосредственно, участвовал в подготовке и разработке документов по развитию региона. Выезжая с Павлом Стефановичем в районы края, видел, как он общался с жителями.
Все вопросы он решал масштабно, перспективно и по-деловому. Благодаря Павлу Стефановичу в крае был создан тот огромный промышленный потенциал, который и сейчас позволяет региону оставаться лидером во многих отраслях экономики.
Михаил Бенюмов, главный дирижер Красноярского камерного оркестра
— Красноярск пережил две волны “культурной революции”. Первая волна была инициирована краевыми властями.
Павел Стефанович Федирко — мудрый и сильный человек — своей волей решил превратить Красноярск (в 70-е годы прошлого века весьма провинциальный город) в одну из культурных столиц России. Он смотрел далеко вперёд: думал о том, что пройдут годы и резко встанет кадровый вопрос во всех областях — науке, промышленности, образовании, медицине… Понимал, что люди, получившие хорошее образование в Москве, Санкт-Петербурге, ни за что не согласятся жить в городе, где нет современной мощной культурной инфраструктуры. И он сделал всё, чтобы в Красноярске появился оперный театр, симфонический оркестр.
И ещё один верный шаг — открытие института искусств. Ведь покупать музыкантов со стороны в сотни раз дороже, чем воспитывать их самим. Результат налицо: в составах оркестровых коллективов Красноярска сегодня свыше семидесяти процентов выпускников академии, а наш оркестр на сто процентов состоит из музыкантов, получивших образование в Красноярске.
Геннадий Фадеев, глава РЖД
— В 1975 году из Нижнеудинска я был переведён в Красноярск начальником отделения Восточно-Сибирской железной дороги, а когда через четыре года она обрела самостоятельный статус, стал начальником Красноярской железной дороги.
Краевой комитет партии во главе с Павлом Стефановичем Федирко, рассматривая размещение семей прибывших руководителей железной дороги, выделил нам две высотки, которые только что построили на берегу Енисея у речного вокзала. Мы там расквартировались, но с таким расчётом, что в будущем железная дорога вернёт городу это жильё.
Помню такой момент: меня пригласили в краевой комитет партии к первому секретарю. Он открыл на столе план города и показал мне место Стрелки, где Кача впадает в Енисей. А раньше там стояли двухэтажные деревянные дома барачного типа, вот он меня и спросил: «Это ваши бараки? Их надо снести». Я говорю: «Наши. Но если вы поручаете мне снести эти дома, позвольте построить на этом месте новое жильё для железнодорожников». Согласие на это я получил, и мы быстро стали осваивать Стрелку.
Читайте также:Павел Федирко: "Подходы к развитию Красноярска и края"
Илья Клеймиц, художественный руководитель Красноярской краевой филармонии
— Да, мы знали, что на Стрелке было кладбище, но когда было принято решение о строительстве большого и малого концертных залов, на этом месте уже давно не было никаких погостов, было пустое место. Федирко позвал молодого Демирханова и попросил сделать проектно-сметную документацию. Сказал, что нам надо построить большой зал для ансамбля Годенко, малый — для симфонического оркестра Шпиллера.
Строительство шло под личным руководством Федирко. Он приезжал каждый месяц на планёрку, на которую обязательно собирались все директора заводов и крупных учреждений города. Как-то ему сказали, что не хватает алюминиевых уголков. Федирко поинтересовался, где их можно достать. Ему ответили, что в Белоруссии, в Минске. Тогда он тут же освободил от планёрки начальника главного управления материально-технического снабжения края Перцовича: “Немедленно вылетайте в Минск и без уголков не возвращайтесь”. Через два дня дефицитные уголки были в Красноярске.
Когда строительство подходило к концу и осталось только покрыть крышу малого зала, Федирко спросил у Шпиллера, какие рояли нужно купить, чтобы к нам приезжали лучшие музыканты. Иван Всеволодович ответил: Steinway & Sons. Каждый рояль тогда стоил восемьдесят тысяч долларов. Федирко сказал: “Нет вопросов. Принимается”. Через пять дней в Красноярск привезли два шикарных рояля Steinway. При помощи специальных японских кранов рояли опустили в малый зал через крышу.
Валерий Глотов, глава Красноярского горисполкома
Глотов рассказывал, что у него никогда не было никогда никаких конфликтов с первым секретарём крайкома.
Федирко только на вид производил впечатление сурового человека, - вспоминал Глотов. - Скорее всего он был решительным и требовательным руководителем, особенно не терпел пьяниц и болтунов. С ним работалось тяжело, но в то же время радостно. Если первый что-то требовал, то всегда оказывал выполняющему его поручение стопроцентную поддержку. Никогда не оставлял город один на один с бедой, а ситуации оказывались чисто сложными.