Красноярск исторический
60 лет назад на строительство КрАЗа приехали пограничники
В честь них названы улица и сквер Пограничников.
Откуда в Красноярске появились улица и сквер Пограничников? Многие красноярцы уверены, что это просто дань уважения бойцам, охраняющим рубежи нашей Родины. Отчасти это действительно так, но есть и другая причина, которая, к сожалению, постепенно стирается из памяти горожан: в 1960-е годы над строительством КрАЗа — флагмана красноярской промышленности — взяли шефство погранвойска СССР: тысячи демобилизованных солдат-комсомольцев со всех застав Союза приезжали в наш город строить завод-гигант, другие предприятия и жилые кварталы. Они создавали здесь семьи, оставались жить и работать.
25 марта во Дворце Труда и Согласия состоится празднование 60-летия со дня приезда первого отряда пограничников на строительство Красноярского алюминиевого завода.
Первый десант
Ветеран погранвойск Анатолий Бахмут был в числе первых военнослужащих, приехавших 26 марта 1960 года по комсомольской путёвке на строительство КрАЗа. А до этого именно он и его товарищи написали письмо Никите Хрущёву, положившее начало “пограничной эпопее” — так сами в шутку называют массовый приезд пограничников в Красноярск его участники.
— Я служил в Юго-Западном округе, на границе с Польшей, — вспоминает Анатолий Николаевич. — В один из дней нас собрали в красном уголке и сообщили, что будет сокращение погранвойск. Мы с ребятами разговорились о том, кто куда поедет после службы. И тут Толик Каталаев, наш комсорг, предложил написать письмо Никите Хрущёву с просьбой отправить нас на любую стройку Союза. Мы так и сделали, а где-то через месяц нам пришёл ответ о том, что наша просьба удовлетворена: строительство Красноярского алюминиевого завода объявляется комсомольской стройкой, и мы направляемся туда. От нашей заставы было отобрано восемь самых достойных бойцов-комсомольцев, а всего с юго-западной границы в Красноярск тогда поехали 75 человек.
Из восьми товарищей в Красноярске сегодня остался один Анатолий Бахмут. Ещё один сослуживец Виктор Коньшин живёт в Воронежской области, с ним Анатолий Николаевич поддерживает связь, а остальных, к сожалению, уже нет в живых.
Золотые люди
Инициатива пограничников была официально поддержана совместным решением руководства погранвойск и Центрального комитета комсомола СССР. Уже в 1960 году на строительство алюминиевого завода в Красноярск прибыли более двух тысяч демобилизованных бойцов со всех пограничных округов. В 1962 году их было девять тысяч, а в 1964-м — двенадцать тысяч.
Главный инженер Красноярскалюминстроя в те годы писал, что пограничники показали себя квалифицированными рабочими и умелыми организаторами: “Основная сила на стройке алюминиевого завода — это бывшие пограничники. Люди, которые, без преувеличения будет сказано, вытянули наш трест… Более половины всех бригадиров, мастеров и прорабов — бывшие пограничники. Я просто рад, что наш трест попал в число тех предприятий, над которыми шефствует пограничный комсомол. Это же золотые люди!”
О неоценимом вкладе бойцов в зелёных фуражках в строительство КрАЗа красноречиво свидетельствует тот факт, что на одном из первых слитков алюминия, выплавленных на предприятии в 1964 году, были выгравированы слова: “Пограничникам Советского Союза — наш первый алюминий!”
Новый этап в жизни города
Помимо КрАЗа пограничники строили и другие крупнейшие предприятия города и края. В их числе Ачинский глинозёмный комбинат и Саянский алюминиевый завод. Так, Сергей Бабушкин, тоже приехавший в Красноярск в 1960 году, в самом начале “пограничной эпопеи”, стал первым начальником управления на строительстве СаЗа. “А до этого тоже работал на КрАЗе, прошёл всю технологическую цепочку производства алюминия — от добычи сырья до выплавки металла”, — добавляет Сергей Егорович.
КраМЗ, целлюлозно-бумажный комбинат, Промхимстрой, экскаваторный завод, аэропорт, Никольский животноводческий комплекс — только часть объектов, в строительстве которых были задействованы пограничники. Наконец, жилые массивы и общественные здания Советского района тоже были во многом выстроены их руками. Анатолий Бахмут вспоминает, что первый дорожный бордюр в Зелёной Роще, на улице Джамбульской, поставила именно их бригада. “Помню, мы толком не умели ещё строить, крутили этот камень и так и сяк, — смеётся ветеран. — В итоге нам прислали одного деда, и он нас научил”.
Герой труда и замминистра
Красноярск в свою очередь радушно встречал бойцов-строителей — это отмечают пограничники всех поколений, приезжавших строить КрАЗ. “По тем временам нам создавали все условия, — отмечает Юрий Жуков, прибывший на строительство в 1970-е годы. — Встречали буквально у трапа самолёта, отвозили в новые общежития с комнатами на три человека со всеми удобствами, выдавали по 60 рублей подъёмных. Сразу по приезде отправляли в учебный комбинат, обучали профессии, присваивали разряды. Для тех, у кого не было среднего образования, — вечерняя школа, кто хотел учиться дальше — строительный техникум, филиал Томского инженерно-строительного института. А не хочешь быть строителем — Красноярск давал и другие возможности”.
Зампредседателя краевой общественной организации сохранения традиций пограничных войск “Пограничник” Юрий Семёнов подчёркивает, что многие из его товарищей в Красноярске не просто встали на ноги, а добились серьёзных успехов в жизни: “Возьмите, к примеру, Толю Бахмута: начинал разнорабочим на стройке, а стал потом управляющим “Крайремстройтреста”, первым заместителем главы Берёзовского района, почётным работником ЖКХ России”.
Почти легендарная личность среди пограничников — строителей КрАЗа — Михаил Малыхин, ставший единственный Героем Социалистического Труда из всех, кто возводил предприятие. Примечательно, что он руководил бригадой штукатуров-отделочников, состоявшей из одних женщин. А Юрий Лосев, тоже приехавший после службы на границе в Красноярск по комсомольской путёвке, в 1980-е годы стал заместителем министра строительства СССР. К слову, о многих интересных и заслуженных людях, которые вышли из среды пограничников — строителей КрАЗа, написано в книге Геннадия Лугового “Пограничная крепость”, вышедшей в Красноярске в 2010 году — к 50-летию приезда первых воинов застав.
Никто не жалеет, что приехал
“Пограничная эпопея” длилась около 20 лет — с 1960 по 1980 год. “Если быть совсем точным, последняя партия ребят-пограничников приехала в Красноярск в 1982 году на строительство экскаваторного завода, — отмечает Юрий Жуков. — Я это хорошо помню, потому что сам их встречал как секретарь комсомольской организации. Но это уже были отголоски прежнего массового движения — приехали всего человек пятнадцать”.
По приблизительным подсчётам, за два десятилетия в Красноярск на строительство КрАЗа и других объектов приехали свыше 20 тысяч воинов-пограничников. Конечно, многие здесь не задержались, но немало и тех, кто остался и создал семьи, для кого Красноярск стал второй родиной. “К примеру, я сам родом с Донбасса, Толя Бахмут — из Харьковской области, кто-то из-под Ленинграда, из Средней Азии, — отмечает Юрий Жуков. — Мы все помним, как нас агитировали приехать в Красноярск комсорги на заставах: знаешь, мол, какие девушки красивые в Сибири или какая там рыбалка, охота, природа. Но никто из нас не жалеет, что в своё время приехал сюда, а те годы мы вспоминаем с ностальгией, как самые романтичные и лучшие в жизни”.
Время пришло
Ещё в 1978 году на Красноярском алюминиевом заводе прошёл митинг, на котором было принято решение увековечить память пограничников — строителей предприятия. Был даже изготовлен мемориальный камень в виде мозаичной стелы, которую установили возле главной проходной КрАЗа. Надпись на камне гласила: на этом месте будет установлен памятник пограничникам, построившим и освоившим КрАЗ.
Однако в 1990-е годы со сменой собственника на предприятии камень сначала отодвинули от проходной бульдозером, а потом он и вовсе пропал. Нечто подобное стало происходить и с самой памятью о пограничниках — строителях завода. Чтобы их заслуги перед городом не были окончательно забыты, ветераны “пограничной эпопеи” тогда же, в 1990-е годы, создали свою общественную организацию “Пограничник”. Она ведёт большую патриотическую работу. Сейчас идёт подготовка к юбилейной дате.
— 25 марта во Дворце Труда и Согласия мы будем торжественно отмечать 60 лет со дня приезда первых пограничников на строительство КрАЗа, — говорит председатель краевой общественной организации “Пограничник” Юрий Лопатин. — На празднике будем вручать нашим ветеранам специально изготовленные медали и знаки с надписью: “Державу строить и хранить!” А 26 марта празднование даты также пройдёт в Ачинске. Надеемся, что этими событиями мы привлечём внимание к вопросу, который очень хотим решить. Ещё в 1978 году возникла идея установить памятник воинам-пограничникам, строившим КрАЗ. Несколько лет назад в городе появилось и подходящее место для него — сквер Пограничников на проспекте Металлургов. Есть эскиз памятника, выполненный красноярским скульптором Владимиром Гиричем, кстати, тоже пограничником. Мы уже обращались к руководству РУСАЛа, властям города и края с просьбой о помощи в создании и установке памятника. Надеюсь, что общими усилиями сделаем это доброе, благородное дело.
На знамени красноярской краевой общественной организации “Пограничник” есть надпись: “Запасной пограничный округ”. Это звание неофициальное, но заслуженное. Сначала в 1967 году начальник главного управления погранвойск СССР Павел Зырянов, побывав в Красноярске, назвал стройку КрАЗа “пограничным отрядом” — столько солдат-пограничников на ней работали. А вот негласное звание запасного пограничного округа Красноярск получил в 1969 году после советско-китайского вооружённого конфликта на острове Даманском, в котором погибли 58 советских бойцов. И вот почему.
— Тогда отслуживших опытных пограничников по всей стране призвали по желанию вновь пойти на службу в связи с обострением ситуации на границе, — вспоминает Юрий Семёнов. — В Красноярске собрание пограничников проходило в актовом зале строительного техникума посёлка Индустриального, и я помню, что весь зал поднял руки на этот призыв. Это при том, что многие уже основательно пустили корни на гражданке — обзавелись семьями, детьми, продвигались по карьерной лестнице. А всё потому, что бывших пограничников не бывает. По итогам голосования отобрали пятерых самых достойных ребят, они прошли ускоренные офицерские курсы и отправились на дальневосточную границу. После этого Красноярск и стали называть запасным пограничным округом.