Стадион
Александр Карелин: «У Ивана Ярыгина одна национальность — борец»
С Александром Карелиным мы встретились на турнире на призы Алексея Шумакова и поговорили не только о юбиляре, но и об Иване Ярыгине.
В этом году у академии борьбы имени Дмитрия Миндиашвили сразу ряд знаковых дат: 45 лет со дня своего основания, 85-летие самого Миндиашвили, 70-летний юбилей Алексея Шумакова, на праздновании которого побывал легендарный борец депутат Государственной думы Александр Карелин. С Сан-Санычем мы встретились на турнире на призы Алексея Шумакова и поговорили не только о юбиляре, но и об Иване Ярыгине. В этом году 7 ноября исполняется 70 лет со дня рождения прославленного земляка-олимпийца, а 11 октября будет 21 год, как Ивана Ярыгина с нами нет.
Рецепт успеха
— Какую роль играет академия борьбы имени Дмитрия Миндиашвили для нашего вида спорта? — повторил наш вопрос Александр Карелин. — Я бы его переформулировал: какую роль играет Красноярский край для борьбы? Тут есть ответ: Красноярский край для борьбы — это Иван Сергеевич Ярыгин. В данном вопросе я не могу излишне ограничивать себя. В своё время Иван Сергеевич сумел объединить и вольников, и классиков, хотя это было очень трудно сделать. Но он сохранил объединённую федерацию борьбы и тем самым создал большой повод для гордости. Ярыгин был последовательным человеком и всегда следовал традициям, которые вложил в него другой легендарный человек — Дмитрий Георгиевич Миндиашвили, отметивший в этом году свой юбилей.
Очень символично, что в стенах Красноярской академии борьбы провёл свой юбилейный турнир наш прославленный Алексей Васильевич Шумаков, который сам является юбиляром. Он уже долгое время и с завидным упорством проводит соревнования на свои призы. И его близкие постоянно находятся рядом с ним, в том числе и мама Любовь Александровна, которой уже 90 лет. Дай Бог ей здоровья!
Я не знаю ни одного человека, который бы провёл при жизни 35 турниров! Вот серьёзно говорю, ни одного! Алексей Васильевич для меня является уникальным примером. Тот факт, что к нему на турнир едут даже из других регионов и стран, говорит об уважении к нему, к его личности, к его незлобному юмору, к его верности и преданности спорту. Каких только должностей у него не было в борьбе! Шумаков удивителен, обладая невысоким ростом, он является высочайшим примером для подражания. Как бы мы ни называли его, он навсегда останется в борьбе.
Все участники его турнира смогут в будущем стать олимпийскими чемпионами и повторить мой успех, успех Ярыгина, Шумакова и других наших прославленных ребят. Нужна одна маленькая деталь — работать. Тупо и ограниченно работать. Не базарить, не зубоскалить, а молчать и работать. Говорить уже я должен, когда в галстуке хожу.
Наш Ваня
Вот все эти люди — Ярыгин, Шумаков, Миндиашвили — сделали всё, чтобы наши борцы были лидерами на мировой арене. Благодаря их усилиям, у нас появились и Бувайсар Сайтиев, и его брат Адам, которые смогли восстановить тот хрупкий баланс в борьбе и вписать в историю этого спорта горящие золотом строки. Этих людей уже нельзя назвать просто спортсменами. Ну разве можно назвать простым спортсменом Бувайсара Сайтиева с его тремя олимпийскими победами? Это уже легенды спорта.
При этом они реализовались и в других сферах — взять того же Шумакова, который является подполковником военно-воздушных сил. Их воспитывали без каких-либо ограничений, и весь тренерский состав во главе с Дмитрием Георгиевичем Миндиашвили ни в коей мере не ограничивал ребят в их стремлении к знаниям и в активной гражданской позиции. Также у них есть уважение к труду, к старшему поколению и к миру борьбы, в котором они выросли. Ещё своё влияние оказала суровая сибирская природа, которая вырастила Ярыгина и Шумакова. Но она должна быть помножена на мастерство и убедительность тренерского искусства.
Я узнал о Ярыгине ещё до того, как лично познакомился с ним. Мой отец был боксёром, но первый свой документальный фильм, тогда ещё чёрно-белый, я посмотрел именно о борце, которого звали Иван Ярыгин. В той ленте показан эпизод, в котором он переживал сложный период своей жизни, когда возвращался в команду. О многих борцах я собирал газетные вырезки и читал книжки, когда узнал, что борьба есть. Но только о Ярыгине я знал больше, потому что смотрел фильм о нём, будучи маленьким жителем заснеженного Новосибирска. До сих пор помню ту картинку: вокруг него берёзы, а он стоит в полушубке и в шерстяном костюме сборной Советского Союза.
К нему всю жизнь обращались как “наш Ваня”. Он был объединителем без каких-либо условий, без предварительных соглашений. Иногда ему было очень больно, но он никогда не думал, что можно ранжировать людей по категориям “чужой” или “неприятель” исключительно из-за конъюнктурных соображений. Хотя на ковре он был жесток к себе и беспощаден к соперникам. Я знаком с Натальей Алексеевной, с его детьми и всей этой замечательной семьёй, с его друзьями. О нём до сих пор говорят с улыбкой на лице и влажными глазами.
Щедрый в своей доброте
Есть такая замечательная установка: добро должно быть с кулаками. Конечно, Ярыгин никогда не применял её буквально, в прямом смысле этих слов. Для него это звучало так: нужно быть убедительным во всех вопросах и при этом щедрым в своей доброте. Даже когда Ивана предавали — такие эпизоды и персонажи тоже были, и я, к сожалению, тому свидетель, — даже тогда, проглатывая слёзы, он говорил, что мы все живём в борьбе и должны объединяться. В нём, как в рыжем человеке, подобном солнцу, говорила доброта. За счёт этого он стёсывал грани даже с самых сложных персонажей.
Можно ли назвать Ярыгина героем? Знаете, у нас был легендарный борец Анатолий Иванович Парфёнов, который в военные годы переплыл Днепр на спине и организовал плацдарм с простреленными руками и одним пулемётом. Потом он стал чемпионом Олимпийских игр в 1956 году. Вот это героизм. А Ярыгин вкладывал в это понятие другие смыслы. Он никогда не жадничал и не выпячивал себя вперёд других. Я знаю красноярцев, которые благодаря Ивану Сергеевичу нашли себя в Москве. Именно благодаря борцу из Красноярска, этому рыжему гиганту с добродушной улыбкой и хитринкой в глазах, они шли, как по надёжному тросу, в сложноорганизованные пенаты под названием “московская жизнь”. Он не был жадным, не имел никакой корысти и слишком широко дружил. При этом он мог настоять, объединить и предложить за основу элементы таких отношений, и это у него всегда получалось.
У Ярыгина не было какой-то одной определённой национальности или конфессии. У него была одна национальность — борец. И ценилось ещё одно обстоятельство — лучший. В нём заключалась вопиющая сибирская русскость. Мне была предоставлена уникальная возможность познакомиться с ним, когда я вошёл в состав национальной команды. На некоторых из сборов мы пересекались с вольниками, а Ярыгин тогда был как раз главным тренером. Он всегда делился своим правом быть первым с тренерами — не только по должности, но и по результату. Его доброта никогда не переходила в колючесть. Но он мог быть настойчив, умел аргументировать, умел принимать сложные ответственные решения.
Ярыгин зачастую принимал такие решения, которые повлияли на жизни многих людей. Кого-то он ставил в состав, а кому-то отказывал в этом праве. Тогда была сумасшедшая конкуренция даже в первой четвёрке, не говоря уже о первой двойке борцов в каждом весе. В Красноярском крае, кстати, всегда складывалась сильная конкуренция. Всё, что происходило и происходит в других регионах, кажется детским утренником по сравнению с тем, что творится здесь. Да и во времена спортивной карьеры Ярыгина была уникальная плеяда борцов. Победы Ивана Сергеевича для меня особенно ценны, не только потому, что он сибиряк, как и я, а потому, что он сам прошёл через эту жёсткую и даже жестокую конкурентную прожарку.
ДОСЬЕ
Александр Александрович КАРЕЛИН (родился 19 сентября 1967 года, Новосибирск) — советский и российский спортсмен, борец греко-римского стиля, депутат Государственной думы пяти созывов, заслуженный мастер спорта СССР (1988), Герой Российской Федерации (1997).
Трёхкратный победитель Олимпийских игр в весовой категории “до 130 кг” (1988, 1992, 1996), серебряный призёр Олимпийских игр (2000), девятикратный чемпион мира, 12-кратный чемпион Европы, 13-кратный чемпион СССР, СНГ и России. Включён в число 25 лучших спортсменов XX века. Признан величайшим борцом греко-римского стиля XX века по версии Международной федерации объединённых стилей борьбы.
За всю спортивную карьеру выиграл 888 поединков и потерпел два поражения. Занесён в Книгу рекордов Гиннесса как спортсмен, в течение тринадцати лет не проигравший ни одной схватки и в течение шести лет не проигравший ни одного балла во всех официальных поединках.
Полковник налоговой полиции. Доктор педагогических наук. Отец троих детей.
Фото: Александр Черных