Актуально
Где и за чей счёт должен устанавливаться электросчётчик
Сейчас потребители электроэнергии обязаны устанавливать приборы учёта за свои деньги, но с 1 июля эта ситуация изменится.
Сейчас потребители электроэнергии обязаны устанавливать приборы учёта за свои деньги, но с 1 июля эта ситуация изменится. “Городские новости” вместе с сетевыми организациями, гарантирующими поставщиками и Народным контролем в ЖКХ разбирались, кому перейдёт эта ответственность.
Ответственность пока на потребителях
Жительница частного сектора Красноярска Александра Сидорова обратилась в редакцию “Городских новостей” с просьбой разобраться в её проблеме. Женщина рассказала, что сетевая организация МРСК “Сибирь” отказывает ей в установке и опломбировании прибора учёта электроэнергии. “Сотрудники МРСК “Сибирь” настаивают на том, что электросчётчик нужно устанавливать за воротами дома на заборе, или на общем столбе линии электропередачи, или ещё как-нибудь на улице за пределами моей личной территории, — написала Александра. — Они говорят, что если счётчик установить в доме или во дворе дома, то его не будут пломбировать и узаконивать, при этом ссылаются на постановление правительства РФ от 04.05.2012 № 442”.
Александра высказывает опасение, что на улице прибор учёта могут повредить дети или вандалы, а то и попросту украсть. Он не будет защищён от мороза, жары и конденсата, постоянные колебания температур уменьшат срок эксплуатации. И она в таком случае будет постоянно ремонтировать прибор, или ей придётся и вовсе заново его покупать. “У знакомых в СНТ (за пределами города) обязали установить прибор на доме, так у них уже и ломали, и воровали, а крайними всегда оказываются хозяева, — делится переживаниями наша читательница. — И почему мою личную вещь, за которую я заплатила деньги, я должна непонятно как устанавливать за пределами моего жилища? Какое право имеют сотрудники МРСК “Сибирь” отказывать в опломбировке и постановке на учёт? Ни у кого из соседей по улице электросчётчики не вынесены ни на улицу, ни тем более на общий столб”, — пишет жительница Красноярска.
Доступ без препятствий
За ответами на вопросы Александры мы обратились в красноярский филиал сетевой организации “Россети Сибири”. Там нам пояснили, что по закону жители частного сектора должны обеспечивать беспрепятственный доступ представителей сетевой организации к приборам учёта для проверки их состояния, снятия проверочных показаний в любой день недели и любое время суток. Поэтому приборы учёта должны устанавливаться “на границе балансовой принадлежности электросети или в месте, максимально приближенном к этой границе”. Это регулируется пунктом 144 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утверждённый постановлением правительства РФ от 04.05.2012 № 442. “Граница раздела балансовой принадлежности объектов электроэнергетики и эксплуатационной ответственности сторон между Красноярским филиалом Россети Сибири и потребителем проходит по контактным соединениям на изоляторах опоры, от которой произведено подключение объекта”, — сообщили в Россетях. То есть приборы учёта требуется устанавливать в легкодоступных для снятия показаний и проверки местах, в максимально приближенном к границе балансовой принадлежности месте: на опоре, на высоте в пределах от 80 сантиметров до 1,7 метра.
Однако, как уточнили в Россетях, сейчас есть интеллектуальные приборы учёта, показания с которых можно снять дистанционно.
В то же время специалисты говорят следующее: “Согласно действующему законодательству, обслуживание, поддержание прибора учёта в работоспособном состоянии входит в обязанности собственника прибора учёта. Иными словами, потребитель несёт ответственность за сохранность и работоспособность приборов учёта, принадлежащих ему, а сетевая организация несёт ответственность за сохранность и работоспособность своих приборов учёта. Приобрести счётчики электроэнергии можно в специализированных магазинах либо напрямую у производителя”.
Таким образом, если Александра хочет сейчас установить счётчик, купленный за свой счёт, ей придётся согласиться с условиями сетевой организации.
А тарифы изменятся?
С 1 июля такие споры должны прекратиться. С этой даты вступают в действие изменения “Основных положений функционирования розничных рынков электроэнергии”. Главное новшество заключается в том, что ответственность за обслуживание, проведение государственной поверки, замену прибора учёта возлагается на электросетевую компанию. Приборы будут приобретать они же, сетевые организации. “В случае утраты или порчи прибора учёта потребителя сетевая организация в течение шести месяцев обязана установить данный счётчик на безвозмездной основе”, — рассказали в компании “Россети Сибири”.
При этом в ПАО “Красноярскэнергосбыт” пояснили, что сетевые организации несут ответственность за учёт электрической энергии в частном секторе, а в многоквартирных домах — это гарантирующие поставщики электроэнергии. “На территории Красноярского края, от Ермаковского района на юге до Кежемского района на севере региона, гарантирующим поставщиком является ПАО “Красноярскэнергосбыт”. Сетевых организаций в Красноярском крае около 60”, — уточнили в организации.
Как поясняет председатель координационного совета общественного движения “Народный контроль в ЖКХ” Роман Казаков, расходы на установку, замену и поверку индивидуальных приборов учёта электроэнергии всё равно будут нести потребители. “Расходы должны быть включены при государственном регулировании в состав сбытовой надбавки гарантирующего поставщика (в Красноярске это ПАО “Красноярскэнергосбыт”) и в состав тарифа на услуги по передаче электрической энергии сетевой организации (в Красноярске это МРСК Сибири)”, — говорит Роман Казаков. Он также отмечает, что на тарифы для физлиц эта ситуация не повлияет, но, возможно, отразится на стоимости электроэнергии для предприятий и организаций, которые платят за электроэнергию по ценам розничного рынка.