Красноярск исторический
Ностальгия: как в советское время в Сибири переживали морозы
Вспоминаем, как в советское время сибиряки готовились к зиме.
Нынешняя зима в Сибири выдалась довольно морозной, не в пример прошлой, мягкой и вполне комфортной. Но услужливая память подсказывает: почему-то раньше, в 1960—1980-е годы минус 25 за окном считались абсолютной нормой. И актированные дни для школьников объявлялись где-то от минус 35 градусов мороза.
Поролон и жгуты из газет
Уже выросло целое поколение, которое даже не задумывается о том, что когда-то подготовка окон к зиме была отдельным процессом. Сложным, но во многом даже увлекательным. Окошки надо было не просто помыть и закрыть, но ещё и законопатить, заклеить.
Рамы у всех были двойные. Перво-наперво конопатили внешние, чтобы не дуло. В ход шли поролон, вата, жгуты из размоченных газет. Всё это дело запихивалось в щели ножичком, уплотнялось максимально, а потом заклеивалось. Это сейчас есть скотчи и другие приспособления, а в прошлые времена проблему решали кто во что горазд. Использовали для заклеивания щелей бинты, тонкие полоски ткани, бумагу. Брали тазик с тёплой водой, мочили ту же ткань, тщательно намыливали, расправляли и клеили. Или варили клейстер из крахмала (он, кстати, не оставлял следов на стекле после смывания весной).
В частном секторе всё было просто: натопил — живёшь в тепле. В многоэтажных домах дело обстояло зачастую сложнее. Батареи могли перемёзнуть, а то и лопнуть. Для поддержания тепла в каждой квартире имелись обогреватели.
— У нас дома и у всех соседей по коммуналке были обогреватели — такие тарелки с открытой спиралью, они назывались отражателями, — вспоминает пенсионерка Ольга Смирнова, жительница Советского района. — Хорошая штука, удобная, но и проблемная. Папа мой любил возле отражателя газету читать по вечерам, так бумага регулярно вспыхивала...
Холодрыга в “Икарусе”
Уж не знаем, как в других городах, а в родном Красноярске с транспортом буквально до двухтысячных была напряжёнка. Зимой стояние на остановках превращалось в бо-о-о-льшую проблему. Дождёшься троллейбуса, втиснешься, если повезёт, с боков вроде тепло от людей, а ноги к полу примерзают. Или те же “Икарусы” вспомним: затолкает тебя толпа в “гармошку”, а там резина дырявая, и в ухо тебе, придвинутому намертво к дырке, ветер свищет. И ноги, опять же, застывают на металлической поверхности. А обувь...
Валенок в Сибири было не достать — издержки плановой советской экономики. Народ ходил в сапогах и ботинках “прощай, молодость”: войлочные такие штуковины на молниях и шнурках. Дамы-модницы щеголяли в полусапожках румынских или венгерских. Наибольшим писком были финские сапоги, страшно дефицитные. И буквально все завидовали северянкам, которые носили унтайки, расшитые бисером.
— В моей университетской группе учились три девочки из Норильска, — рассказывает филолог Лариса Кириленкова. — У всех троих были унтайки, такие красивые-красивые, глаз не оторвать! И тёплые... Как-то в общежитии сидели, что-то отмечали, надо было в магазин сгонять, я вызвалась и попросила разрешения унтайки надеть. Долго же пришлось меня компании ждать: я радостно гуляла в тёплой чужой обувке вокруг общаги...
Авоська за окном
В морозы — это все прекрасно понимают — нужно хорошо и сытно питаться. Идеальный вариант — сало и пельмени. В частном секторе проблем с вопросом сохранения продуктов не возникало (в сени на холодок), но в городских квартирах они имелись. Первые советские холодильники появились только в 50-е годы прошлого века, значились в страшном дефиците, поэтому привычной была такая картина: из каждого второго окна свисала авоська-“нихренаська” с драгоценным содержимым. Синички, конечно, их потрошили, но это, как говорится, совсем другая история.
Отдельная тема — это шапки. Вариантов было не так много. Умелицы их вязали из шерсти, неумелицам оставалось покупать. Самый популярный мех — кролик, но его ещё надо было отыскать. Ондатра считалась уже шиком, а уж норка... Что там говорить.
— Когда я поступила в университет, родители сделали мне подарок — пошили в ателье пальто с норковым воротником, — говорит предприниматель Елена Строева, — а на рукавах были такие полосочки тоже из норки. Но через год полоски срезали, чтобы папе сшить формовку, меха не хватило...
Если сейчас крадут смартфоны, то в прежние времена с народа снимали шапки. На какие только ухищрения не шли люди, чтобы сберечь свои головные уборы! И иголки в мех втыкали, и резинки пришивали — натягивали на подбородок...
— Мне сестра из Магадана привезла норковую формовку, я страшно гордилась, — делится педагог Олеся Версанова, — смотрела на всех свысока. А однажды садилась в автобус, и какой-то нахал снял с меня шапку. Дверцы закрылись, автобус поехал... Всё! Осталась я с непокрытой головой. Плакала неделю.
Экспериментатор!
А кто из советских детей не лизал на морозе дверцы подъезда или перила металлической горки? Это же жуть какая-то! Каждый ведь понимал — не надо! И всё равно пытались лизнуть. Взрослые потом тёплой водичкой отливали.
— Я языком прислонился к ручке двери, прилип, естественно, — вспоминает Юрий Гершенович, — оторвал, как говорится, с мясом. Но когда язык поджил, подумал: к стеклу ведь прилипнуть не должен? Экспериментатор! Ну, и с тем же эффектом лизнул бутылку...
Многое ушло из тех советских зим. Картонки на горках (сейчас — ледянки), мужские шапки-“пирожки”, валенки с галошами... И морозы как-то стали не такие суровые. И всё равно зимушка-зима остаётся родной и очень любимой.
Анонс
Уважаемые читатели! Предлагаем вам вместе с нами вернуться в эпоху СССР, мы публикуем материалы, так или иначе относящиеся к Советскому Союзу. Если у вас есть интересные истории, связанные с покупкой первого цветного телевизора, автомобиля, если вы помните, как служили в армии, во что одевали детей, какие фильмы особенно любили, словом, если вы жили в то время и вам есть о чём рассказать, — ждём ваших писем и фотографий по адресу: 660021, Красноярск, ул. Робеспьера, 7, 10-й этаж. Адрес электронной почты: priem@gornovosti.ru.