Живой уголок
Нечеловеческая жизнь: как животные пережили пандемию
Коронавирус отразился не только на людях, но и на братьях наших меньших.
Кто виноват в том, что на нас свалился коронавирус? Самое распространенное мнение — пандемию принесли летучие мыши, которыми неаккуратно позавтракал пожилой китаец. Но все же ученые единогласны в том, что распространение любого вируса — явление антропогенное. Человек захватывает природу, отнимая у нее все новые площади. Леса вырубаются, моря осушаются, дикие звери и птицы вынуждены покидать естественную среду обитания и мигрировать в другое место, принося с собой неизвестные нам инфекции.
Пандемия коснулась и человеческих братьев меньших. И, как и у людей, принесла животному миру как печали, так и радости.
Природа берет свое
Притихшие города, закрытые границы, пустующие парки и заповедники, ограниченное транспортное сообщение между населенными пунктами — все это привело к бурному всплеску активности у диких животных. Соцсети заполонили видеоролики о захвативших людскую территорию зверях. В Англии по городским улицам бродили олени, Германию атаковали дикие кабаны, в венецианских каналах плескались дельфины, а в Индии заметили малабарскую циветту, которую уже 20 лет как считали вымершим видом:
В Сибири и на Дальнем Востоке медведи, не стесняясь, бродили по окрестностям городов. Но для Красноярска это, в общем-то, не новость: косолапые и в обычное время к нам захаживали. Просто в сибирской тайге сейчас наблюдается резкое увеличение медвежьей популяции, красноярское минэкологии даже выдало лицензии на отстрел хищников для корректировки их численности. А вот чего раньше не было — так это нашествия маралов. Недавно целую маралью семью заметили возле Сопки.
— Маралы, как и другие крупные животные, не любят шума, поэтому, когда в лесу много людей, они уходят подальше вглубь заповедника и за его пределы, — пояснил научный сотрудник заповедника «Столбы» Владимир Кожечкин. — А тут несколько месяцев была тишина, олени начали осваивать новые территории. Другие животные тоже чувствовали себя вольготно, активно размножались. Но пандемия выявила для нас другую проблему — это стаи агрессивных бездомных собак. В городе их, видимо, перестали подкармливать, и они с весны повадились совершать набеги на заповедные территории, и продолжают до сих пор. Задавили несколько маралов, вот недавно еще два трупа копытных мы обнаружили. Волков они боятся, избегают, но в заповеднике для них все же больше добычи, чем опасностей.
Главное, что нам показала пандемия, — то, что природа еще не утратила возможности самовосстановления, причем даже в краткие сроки. Из-за прекращения авиаперелетов, сокращения работы промышленных производств по данным ООН в 2020 году выброс СО2 в мире сократился на 17%. В масштабах планеты, правда, это не особо значительный результат, во всяком случае, глобальное потепление он не остановит. Но вот если бы режим самоизоляции продлился не год, а лет 20, тогда результат был бы весомым.
Главный минус отсутствия человека в лесах — это сложное конкурентная борьба разных видов за новые территории. Например, из-за увеличения поголовья маралов и косуль со Столбов почти ушли лоси — не хватало кормовой базы. А бурундуки и белки на Столбах, привыкшие угощаться у туристов, вынуждены были самостоятельно добывать пропитание в лесу и чаще становились жертвами хищников.
Но, как говорят специалисты, такое положение вещей временное, как только люди вернулись в лес, животная жизнь обратилась в привычное русло.
И скучно, и грустно
Совсем иные проблемы у животных в зоопарках. Называть их в полном смысле слова дикими уже не получается, без помощи человека они не выживут. И если «местные» обитатели парков — медведи, волки, лисы — еще вполне привычны к сибирским условиям, то об экзотических питомцах и вовсе речи не идет.
Главная проблема, с которой пришлось столкнуться зоопаркам в пандемийный год, конечно же, финансовая. Содержание животных, вообще, довольно затратное дело. Только на корм уходят десятки тысяч рублей ежедневно, а в отсутствие посетителей деньги брать практически негде.
— Пандемия, конечно, больно по зоопаркам ударила. Мы писали письма на федеральный уровень, понимая, что местным властям всю необходимую поддержку просто невозможно оказать. В итоге зоопарки внесли в список наиболее пострадавших отраслей, и какую-то помощь нам удалось получить. Правда, были трудности: помощь, в основном, оказывалась предприятиям, а мы учреждение: все наши доходы идут на уставную цель – содержание коллекции животных. Но тем не менее и власти, и бизнес нам как могли помогали, — рассказал в интервью программе «Вести» директор парка флоры и фауны «Роев ручей» Андрей Горбань. — В среднем потери за первые месяцы пандемии составили порядка 40 млн рублей. К сожалению, это практически наша годовая строительная программа, многие проекты пришлось заморозить.
Еще одна проблема — психологическая. Оказывается, животные привыкают к постоянному вниманию, и отсутствие зрителей для многих оборачивается настоящим стрессом. Сотрудникам «Роева ручья» пришлось приложить немало усилий, чтобы развлечь заскучавших животных. Например, чтобы шимпанзе не впали в депрессию, им показывали мультфильмы.
Фото: Мария Ленц — "КП-Красноярск"
Но были и приятные последствия от пандемии. Безмятежное существование заставляло зверей активнее общаться друг с другом, и как результат — летом 2020 года в зоопарке случился настоящий беби-бум. Малыши появились у обезьянок-капуцинов, лам, египетских гусей, северных оленей и сурикатов.
Фото: Олег Чипура
Сотрудники зоопарка отмечают, что у некоторых животных годами не рождались детки, а сейчас все дружно решили приумножить семьи.
Фото: Олег Чипура
Котики против стресса
По данным опроса, проведенного прошлой осенью телеканалом "Живая планета", 49% россиян перенести тяготы самоизоляции помогли домашние животные. В сложный период питомцы помогают сохранить психологическое здоровье. Чаще так считает молодежь (65% опрошенных 18-24 лет) и пожилые респонденты (53% среди людей старше 60 лет). А вот люди среднего возраста наиболее скептичны: среди них почти половина утверждают, что наличие домашних животных никак не влияет на психологическое состояние человека в пандемию (например, так считают 48% в возрасте 35-45 лет по сравнению с 38% в среднем). Лишь 2% ответили, что наличие питомцев негативно сказываются на психологическом состоянии человека, и что с ними в пандемию тяжелее; в основном такие ответы дали респонденты с низким уровнем дохода.
Питомники по разведению домашних питомцев, а также зоомагазины отметили рост приобретений пушистых друзей именно в период пандемии. А по данным торговой сети "Командор", в 2020 году самым популярным товаром у красноярцев стал кошачий корм.
Известное в Красноярске котокафе " The КОШКИ", как и остальные заведения, первые месяцы пандемии было закрыто. Но если многие кафе и бары просто закрылись, распустив работников по домам, здесь ситуация оказалась сложнее — питомцев надо было кормить и ухаживать за ними.
Фото: котокафе " The КОШКИ"
— Нам помогали наши постоянные посетители, подписчики. Благодаря им у наших кошечек всегда были корм и наполнители для лотков, — рассказала хозяйка заведения Виктория Ровская. — Некоторых котиков удалось пристроить в добрые руки. Но самую неоценимую помощь нам оказал наш арендодатель: он просто не стал брать с нас арендную плату, пока мы были закрыты. Коммуналку оплачивали, и все.
Другие проблемы были у профессиональных заводчиков. Границы оказались закрыты не только для людей, но и для животных.
Хозяйка питомника "Таежный край" Ирина Ёсина с 80-х годов занимается сохранением местной породы — сибирской кошки. Благодаря ее стараниям, у наших пушистых красавиц есть поклонники во всем мире.
Фото: "Таежный край". Красавица Журавушка живет в Дании.
— У меня не просто кошачий приют, я не раздаю котят. Я занимаюсь именно селекционной деятельностью. То есть, человек приобретает котенка, с ним заключается определенный договор о сохранении породы. Поэтому у меня постоянный обмен информацией и, естественно, животными с жителями многих стран мира, — рассказывает Ирина. — И вот когда началась пандемия, многие мои питомцы не смогли уехать к новым хозяевам за границу. И я, в свою очередь, не могла привозить оттуда кошек. Сейчас еще не все границы открылись, а те направления, которые уже доступны, в несколько раз взвинтили цены. Чтобы отправить котенка за рубеж, нужно порядка 2 тысяч долларов. Это в несколько раз дороже, чем он сам стоит.
В целом Ирина Ёсина отметила, что тренд на приобретение домашних питомцев уже после пандемии еще долго будет сохраняться. Люди поняли, что настоящая преданность и дружба важнее временных невзгод.
Человек собаке друг
Проблема бродячих собак для Красноярска актуальна. И если в обычное время сердобольные горожане подкармливают обездоленных животных, то пандемия в прямом смысле заставила многих из них голодать.
Не легче пришлось и тем бродягам, которым посчастливилось оказаться в собачьих приютах. Хотя определенную заботу со стороны государства бродячие четвероногие все же получили.
— Главное, муниципалитет пересчитал нам арендную плату, мы платили всего 10% целых полгода, — рассказала директор организации “Объединение любителей животных “Друг” Марина Якубенко. — А с осени нам выделили субсидию на частичное покрытие расходов, что тоже немаловажно. Ведь и корма, и ветеринарное обслуживание, и стерилизация собак стоят недешево. Но мы справились. Горожане помогали с кормами. А вот сказать, что многие стремились забрать животных себе, я не могу. Может, потому что рядом с нами приют "Хаски", вот хасок часто забирают. Хотя беспородные собаки не менее верные и преданные друзья.