Новости

Граждане резервации

Граждане резервации

Граждане резервации
Граждане резервации

Трудно сказать, какие пропагандистские “фишки” будут у партий накануне декабрьских выборов в Госдуму. Разговоры о взаимной корректности, бойкоте “черных технологий” выглядят, конечно, симпатично, но неубедительно. Партиям нужна какая-то аргументация, которая убедит избирателей в собственной исключительности.

В пределах короткого промежутка времени нам постараются доказать, что мы могли бы жить лучше. Могли бы, конечно, кто спорит, хотя народная мудрость давно определила: желания не всегда совпадают с возможностями. Наверняка у каждой партии будет своя версия этого несоответствия. Как свидетельствует практика, тезисы в основном идентичны, разве что с небольшими вариациями в сторону социальности. Вероятно, именно эти “вариации” и станут доминирующими в предвыборных спорах.

Набор, опять же, знакомый: достойная зарплата и пенсия, доступное жилье и медицина, рабочие места, война с коррупцией, прочие хорошие вещи (почему сразу не сказать: даешь социализм?! — Авт.). При этом никто не вспомнит о правах человека как категории скорее гуманитарной, чем социально-экономической. Речь не о том, что в милиции руки заламывают, а о “правах”, которые даются с рождения. Конечно, государство имеет к ним косвенное отношение, но именно своим нейтралитетом оно и способствует их нарушению.

Нередко показателем уровня жизни служат цены на хлеб. Это тоже критерий, но не единственный. В гуманитарном контексте существует еще и свобода передвижения. В первый раз, когда из-за стоимости авиабилета не смог прилететь на малую родину, ощутил легкое потрясение. В следующем году зарплата опять не поспевала за прыткими авиаторами-менеджерами. Встречи с близкими становились редкими и неизбежными только в случае смерти одного из них. Несоответствия желаний и возможностей привели к крамольной мысли: демократия — это не там, где есть частная собственность, рыночная экономика и свобода слова. Оценочный показатель демократии — право на свободное передвижение. В любую сторону и в любое время. Речь идет о среднестатистическом гражданине с соответствующей зарплатой.

Недавно российские транспортники “сбросили” в СМИ информацию об очередном повышении цен на авиабилеты. Речь шла о 20—40 процентах (своеобразное зондирование общественного мнения на предварительном этапе). Если даже поверить, что средний уровень зарплаты в Красноярском крае составляет 12 тыс. рублей, стоимость авиабилетов, после предполагаемого повышения, достигнет примерно 20 тыс. Разница между месячным доходом и ценой авиабилета — своеобразный показатель гражданских свобод. В середине 80-х стоимость авиабилета в сторону Москвы колебалась от 80 до 90 рублей при средней зарплате 140—200 рублей. Таким образом, советский человек обладал большими гражданскими правами, чем сейчас. Финансовая составляющая не являлась их ограничителем. По крайней мере, свободу передвижения по стране она ему обеспечивала.

Увы, но общество на это “зондирование” не отреагировало и приняло эту принудительную силу реальности как неизбежный элемент рыночной экономики. В свое время Мандельштам справедливо заметил: “Мы думаем, что у нас все в порядке, потому что ходят трамваи…”.

Понимание свобод и прав в сознании наших граждан уже давно атрофировано. Иначе чем объяснить, что на свободу передвижения посягнули даже фискальные органы. Они гордо и грозно объявили: должники по выплате кредитов и услуг ЖКХ попадают в “черный” список “невыездных” за рубеж. Какая каша должна быть в головах людей, чтобы не понимать суть свободы личности! Даже Конституционный суд не реагирует на тиражирование запретов, хотя это его прерогатива — оберегать права личности. Если так и дальше пойдет, основным законом общества будет уже не Конституция РФ, а Уголовный кодекс. Парадокс в том, что самые негативные изменения в обществе происходят при молчаливом согласии большинства. Повышение цен на авиабилеты воспринимается сегодня с экономической, а не гуманитарной точки зрения.

Давным-давно Герцен написал: “Среди демократических свобод, обычно упоминаемых во всех декларациях прав человека, неизменно значатся свобода слова, собраний, печати, совести, т.е. религиозных и политических убеждений. Но никогда в этом традиционном перечне не упоминается свобода передвижений по земному шару, — настолько естественными представляются эти потребность и надобность человека. Внести в список гражданских прав человека свободу передвижения представляется таким же нелепым, как если бы кому-нибудь вздумалось внести туда свободу дышать”.

Цены на билеты, ограничивающие передвижения, болезненны для России вдвойне из-за ее географического пространства. Не следует думать, что рыночные отношения как некая абстракция, которую не пощупать руками и не дать оплеуху, может самостоятельно и в рамках наших прав решить эту проблему. Это как езда на автомобиле по городским улицам. Существуют правила движения, им следуешь, пока один из светофоров не выйдет из строя. Привычная система сразу же становится разбалансированной. Чтобы избежать неприятностей, требуется регулировщик. В нашем случае его функции принадлежат государству. Недавно “государство” в лице краевой администрации уже пригрозило соответствующим игрокам на рынке жилья карательными мерами, если не будет прекращен рост цен на квартиры. Это и есть функции регулировщика. Если упустить из виду авиаторов, мы рискуем превратить каждый субъект Федерации в своеобразную резервацию, отгородившись не только от мира, но и от собственной страны в пределах своего околотка. Не потому, что мы такие индивидуалисты, а просто нет мочи…

Провозгласить можно какие угодно права. Сталинская Конституция 1936 года представляла собой самый гуманный документ в мире, что не помешало нашим предкам жить в страхе. Так и со свободой передвижения. Право есть, езжай куда хочешь, если, конечно, сможешь…

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА