Новости
НЕ ДОВОДИТЕ ДО СКОЛИОЗА...
(о правильной осанке, о причинах ее нарушения и о том, чем это чревато)
Начался учебный год. Школьники маленькие и большие склонились над уроками, задают все больше и больше, приходится просиживать за книгами часами. Заботы родителей в большей степени связаны с тем, чтобы не прогуливал уроки и выполнял домашнее задание, а врачи говорят, что самое время обратить внимание на осанку ребенка, чтобы не пропустить начало такого грозного заболевания, как сколиоз. По данным всеобщей детской диспансеризации каждый 17-й ребенок в нашем городе страдает нарушением осанки. Рассказывает детский ортопед-травматолог городской клинической больницы © 20 МИХАИЛ ТРУНЕВ.
Осанка - это привычная поза непринужденно стоящего человека. Её образующими является позвоночник и мышцы, окружающие его. Характер осанки зависит от изгибов позвоночника и грудной клетки, взаимного расположения головы, плечевого пояса, рук, туловища, таза и ног. Правильная осанка обеспечивает оптимальные условия для нормальной работы всех внутренних органов.
В норме у человека, если смотреть со спины, позвоночник прямой, а, если смотреть сбоку, он имеет изгибы: в шейном и поясничном отделах - вперед, а в грудном и крестцовом отделах - назад. Эти изгибы являются физиологическими и формируются постепенно: шейный, когда ребенок начинает держать головку, грудной – сидеть, поясничный – ходить. Эти изгибы вместе с межпозвонковыми дисками выполняют амортизирующую функцию позвоночника.
У ребёнка с правильной осанкой грудная клетка выступает вперёд, плечи слегка отведены назад, живот подтянут, голова приподнята, колени выпрямлены, руки опущены. Ребенок должен держаться свободно, непринуждённо, ему должно быть удобно стоять прямо.
«СКРЮЧЕННЫЕ» ДЕТИШКИ.
Если же ребенок стоит криво, сидит сгорбившись, ходит ссутулившись и тому подобное - говорят о неправильной осанке. Только надо понимать, что так ребенок держит тело не потому, что не хочет стоять или сидеть прямо, а потому, что ему что-то мешает это делать. Его тело приспосабливается находить удобное положение за счет искривления позвоночника в разных плоскостях - или спереди назад, или в бок. При искривлении спереди назад, например, при “сутулости” - увеличивается изгиб назад верхних отделов грудных позвонков и сглаживается изгиб в поясничном отделе. А при боковых искривлениях, если смотреть со стороны спины, позвоночник из прямого - становится похожим на дугу. Когда при искривлении позвоночника в позвонках, ребрах и межпозвонковых дисках не обнаруживают никаких деформирующих изменений, говорят о нарушении осанки. Когда такие изменения присоединяются к нарушению осанки, речь идет уже о грозном заболевании – сколиозе. То есть при нарушении осанки искривление позвоночника обратимы – не работает мышечно-связочный корсет вокруг позвоночника. При определенных приемах, называемыми самокоррекцией - поднять руки, нагнуться и т.д., позвоночник выпрямляется. Но в непроизвольной позе снова искривляется, и все части тела меняют свое взаиморасположение.
Причиной неправильной осанки порой бывает семейная предрасположенность: малыш видит, как ходят родители, и копирует их. Другая причина - привычка: ребенок приспосабливается сидеть за столом, который не соответствует его росту или плохо освещен. Но чаще всего, причиной неправильной осанки являются анатомические или физиологическими особенности организма. Например, недостаточность чувствительных рецепторов, определяющих вертикальное положение позвоночника или слабость мышечного корсета (мышц спины, живота, плечевого пояса), которые держат спину в нормальном положении. И неврологические нарушения, и слабость мышц приводят к гиподинамии - недостаточной двигательной активности ребенка, что еще больше ухудшает ситуацию с осанкой.
При неправильной осанке изменяется не только внешний вид ребёнка, но и нарушается взаиморасположение всех частей тела. В том числе, и внутренних органов в грудной клетке и брюшной полости, что приводит к их неправильной деятельности. Сутулость, впалая грудь, сниженная жизненная ёмкость лёгких, предрасположенность к простудным заболеваниям, быстрая утомляемость - звенья одной цепи. И самое опасное, - в результате длительных нарушений осанки, может развиться сколиоз – необратимое искривление позвоночника, влекущее за собой искривление всего скелета. Развивается сколиотическая болезнь с тяжелыми заболеваниями внутренних органов и ранней инвалидностью. Но даже, если это тяжелое заболевание не возникло, нарушение осанки способствует развитию дегенеративных изменений в межпозвоночных дисках, а это приводит в более старшем возрасте к тяжелым заболеваниям позвоночника, таким, например, как остеохондроз и его осложнения – грыжи дисков. Поэтому так важно следить за тем, чтобы у вашего ребенка осанка была правильной. А как?
БУДЬТЕ ВНИМАТЕЛЬНЫ К СВОЕМУ РЕБЕНКУ.
Разденьте малыша до трусиков, посмотрите, как выглядит позвоночник. Он прямой или искривлен? Плечи и лопатки находятся на одном уровне? Ребенку удобно стоять прямо? Если что-то не устраивает: как он ходит, как сидит, почему часто падает и так далее - обратитесь к ортопеду. Только врач может выяснить и помочь устранить причину неправильной осанки.
Процесс формирования осанки начинается с самого раннего возраста. Осматривая малыша, педиатр обратит внимание мамы на то, что у ее ребенка несколько снижен тонус мышц, а значит, есть предрасположенность к развитию неправильной осанки. Врач расскажет, что надо делать, чтобы осанка развивалась правильно.
Мамы и папы очень любят, когда врач назначает лечебный массаж: и дорого, и долго в очереди стояли и, главное, им самим ничего не надо делать. То же самое с мануальной терапией. Мануалисты прекрасные диагносты всех видов нарушения осанки. Родителям своих маленьких пациентов они рассказывают и показывают, что такое правильная осанка. Но основу исправления осанки должна составлять коррегирующая гимнастика после массажа и мануальной терапии, причем длительное время. То есть, если уже выявили нарушение осанки, надо заниматься с ребенком гимнастикой ежедневно, пока он не закончит расти.
Вот школьников очень часто при выявлении нарушения осанки, приводят на прием к ортопеду, чтобы взять освобождение от уроков физкультуры. Этого не стоит делать. Даже в лечение начальных форм сколиоза сейчас обязательно входят занятия физкультурой, а детям с нарушением осанки она просто необходима. Физические нагрузки на занятиях физкультурой оказывают влияние в первую очередь на связочно-мышечный и костно-суставной аппараты. Развиваются двигательные навыки, гибкость, ловкость, выносливость, сила и равновесие, вестибулярная устойчивость. Все это способствует исправлению осанки. Только надо помнить, что эффективность воздействия на деформацию позвоночника физическими упражнениями возможна только до 14-15 летнего возраста, исправить искривление позвоночника в более старшем возрасте крайне сложно - осанка уже сформировалась. Чем раньше начата коррекция нарушений осанки, тем она эффективнее.
ПРОФИЛАКТИКА НЕПРАВИЛЬНОЙ ОСАНКИ.
Важно со дня рождения малыша заботиться о формировании правильной осанки. Масса и гимнастика, которые мамы делают грудничку – эффективные меры для развития правильной осанки. Имеет значение, как носят малыша, который умеет сидеть. Нужно чаще пересаживать его с одной руки на другую.
Когда ребёнок подрос важно систематически следить за положением его туловища во время игр и учебных занятий. Родители должны напоминать детям, чтобы в положении стоя они равномерно опирались на обе ноги, держали бы голову и туловище прямо, не горбились, не стояли, наклонив голову вперёд или выпятив живот. Чтобы во время ходьбы они держали плечи на одном уровне и слегка отводили их назад, лопатки чуть - чуть сводили, живот подтягивали. Надо терпеливо бороться с такими вредными привычками детей, как стояние с опорой на одну и ту же ногу, или походкой с опущенной головой, свисающими плечами, согнутыми спиной и ногами.
Наиболее опасный период с точки зрения риска развития нарушений осанки - школьные годы. При поступлении в школу изменяется не только среда, но и образ жизни ребёнка. Вместо полной свободы движений его ждёт сидение целыми часами в вынужденной позе. Ребёнка в школе обучают, как правильно сидеть. Дома обязательно повторите с ним эти правила. Основные ориентиры правильной посадки: спина должна касаться спинки стула, руки до локтя лежать на столе, ноги должны быть согнуты в коленях под тупым или прямым углом. В связи с этим очень важен правильный подбор рабочей мебели школьника. Если ребёнок сидит на неподходящей мебели, например, рисует за высоким столом, он поднимает плечи, чтобы положить локти на стол. Устав от неудобной позы, опускает одну руку, позвоночник при этом принимает изогнутое положение. Если же стол низок, то приходится нагибаться над ним, наклонять голову и плечи. Это может вызвать сутулость.
Привычка сидеть с прямой спиной вырабатывается при одном условии - ребенку должно быть удобно. Для этого мебель должна соответствовать росту ребенка: высота сиденья стула определяется расстоянием от пола до коленных суставов сидящего ребенка; высота столешницы - на 2-3 см выше локтя свободно опущенной руки сидящего за этим столом ребенка. Стул должен заходить на 2-3 см за передний край столешницы. Между грудью и столом свободно должна проходить ладонь. Книга или экран компьютера при чтении располагается под углом 45 градусов. При правильном положении глаза ребёнка должны быть на уровне большого пальца руки, поставленной на локоть. Необходимая мощность настольной лампы - 40-50 ватт, ее располагают только слева от ребёнка. Неустанно напоминайте ребенку о необходимости выпрямиться.
И все же главное в профилактике неправильной осанки - это борьба с гиподинамией. Когда малышу надоедает однообразное сидение, предложите ему размяться, подвигаться, попрыгать, побегать. Тех, кто постарше, надо приучать к утренней зарядке. Необходимый комплекс упражнений простой утренней зарядки или лечебной гимнастики при уже возникших нарушениях осанки вам расскажет педиатр. В целом же, детям нужно больше двигаться. Прежде, чем у вашего ребенка появится компьютер, в доме должен появиться домашний стадион. Физкультура и спорт - ходьба на лыжах, катание на коньках, игра в хоккей и в футбол, плавание - прекрасные средства отдыха, закалки и профилактики нарушений осанки.
И ещё один способ выработать привычку держаться прямо. Предложите сыну или дочери встать спиной к стене, касаясь её затылком, лопатками, нижней частью туловища и пятками. Это положение и будет правильным. Пусть ребёнок его запомнит. Главное, чтобы голова и плечи держались прямо, остальное приложится.