Новости

Ярость “Булавки”

Ярость “Булавки”

Почему ураганам присваивают имена?

Запланированное несчастье. Как еще назвать тайфуны, которые терзают страны, соседствующие с теплым океаном? Только-только в Китае попрощались с тайфуном “Виспа”, который в виде ливневых дождей добрался и до нашей страны, как в Поднебесную устремился еще одно стихийное бедствие — тропический шторм “Франциско”. И такое происходит каждый год.

Мы живем на дне огромного воздушного океана. Он так же неспокоен, как и любой другой океан нашей планеты. Его воздушные массы все время перемещаются — это и есть ветер, “смесительная установка”, которая обеспечивает обмен между грязным городским воздухом и чистым лесным. Он разгоняет тучи и приносит дождевые облака на поля. Но ветер может быть и разрушителем — он страшнее многих других природных стихий. И в этом убеждается тот, кто сталкивался с ураганом.

Тайфуны или ураганы, как их по-разному называют в разных районах земного шара, — это, в общем, одно из наиболее загадочных явлений в атмосфере. Ураган или тайфун (от китайских слов “тай” — большой и “фун” — ветер) возникает исключительно над океаном: в районе Карибского моря, Филиппин, в западных частях Атлантики и Тихого океана. Зарождаются они и набирают силу, когда поверхность воды достаточно теплая — обычно больше 27 градусов. Благодаря вращению Земли восходящие потоки воздуха, пришедшие со многих сотен километров, начинают закручиваться, а затем — и двигаться. Причем “прогулка” затягивается на тысячи километров.

Люди давно пытаются изучать и обуздать ураганы. Еще в 1806 году английский адмирал Фрэнсис Бофорт предложил 12-балльную шкалу ветров, названную по его имени “шкалой Бофорта”. Он подразделил ветры в зависимости от скорости перемещения воздушных масс. Уже при силе в 9 баллов, когда скорость составляет от 20 до 24 м/сек., ветер валит ветхие строения, срывает крыши домов. Если же скорость ветра достигает 32 м/сек., о нем говорят как об урагане.

Сегодня у американских метеорологов есть шкала, которая делит все ураганы на пять категорий. Чем больше число, тем страшнее стихия. Скажем, тайфуну присвоили категорию “четыре”. Это означает, что у него скорость ветра что-то типа 40, в порывах до 50, и даже до 70 м/сек. То есть ураган четвертой степени может: вызывать значительные разрушения, срывать крыши с домов, вырывать с корнем деревья, вызывать большие подтопления берегов и штормовой нагон. Штормовые нагоны особенно опасны в Бенгальском заливе. Там такая структура берега, что на него во время тайфуна набегает мощная волна, которая может достигать высоту до 10 и более метров. Был случай в 1970 году, когда в Бангладеш от нашествия такого урагана или циклона, как там их называют, погибло 350 тыс. человек. Всего же за 10 лет ураганы (а всего за год их возникает около 80) унесли 500 тыс. человеческих жизней.

Насколько силен зародившийся ураган, можно судить по его спутниковым снимкам. Если на них просматривается черная точка в центре атмосферного образования — так называемый “глаз бури” или зона затишья, то перед нами тайфун, скорость которого уже достигла не менее 33 метров в секунду. А у “Катрины” во Флоридском проливе, которая разрушила в 2005 году город Новый Орлеан в США, она была около 70 метров в секунду. Но и это не предел. Несколько лет назад в Бенгальском заливе зародился тайфун, который буквально вязал морские узлы из 120-метровых ветряков, вырабатывавших электроэнергию, недалеко от города Бомбея. А ведь они были сделаны из стальных балок диаметром 10 сантиметров. Как потом установили специалисты, скорость ветра достигала 100 метров в секунду!

К слову, “глаз бури” — это уникальное природное явление, которое бывает в наиболее мощных ураганах. Американцы, которые называют себя “охотники за ураганами”, влетали в этот глаз и убеждались в том, что в нем — штиль. Тем не менее, глаз очень коварен: когда он проходит над каким-то городом, то многим жителям кажется, что ураган стих. А на самом деле “глаз” имеет в диаметре 10—20 км, он проходит за 40 минут, и опять начинается буря.

Ураганам принято давать имена. Это делается для того, чтобы не путать их, особенно тогда, когда в одном и том же районе мира действуют несколько тропических циклонов, для того чтобы не было недоразумений при прогнозировании погоды, в выпуске штормовых оповещений и предупреждений.

До появления первой системы присвоения имен ураганам они получали свои названия бессистемно и случайно. Порой ураган называли именем святого, в день которого произошло бедствие. Так, например, свое имя получил ураган “Санта-Анна”, который достиг города Пуэрто-Рико 26 июля 1825 года, в день св. Анны. Название могло даваться по местности, которая пострадала от стихии больше всего. Иногда название определялось самой формой развития урагана. Так, например, получил свое имя ураган “Булавка” в 1935 году, форма траектории которого напоминала упомянутый предмет.

Известен оригинальный метод присвоения имен ураганам, придуманный австралийским метеорологом Клементом Раггом: он называл тайфуны именами членов парламента, которые отказывались голосовать за выделение кредитов на метеоисследования.

Широкое распространение имена циклонов получили во время Второй мировой войны. Метеорологи военно-воздушных и военно-морских сил США вели наблюдение за тайфунами в северо-западной части Тихого океана. Чтобы избежать путаницы, военные метеорологи называли тайфуны именами своих жен или подруг. После войны национальная метеослужба США составила алфавитный список женских имен. Основной идеей этого списка стало использование коротких, простых и легко запоминающихся имен.

К 1950 году появилась первая система в именах ураганов. Сначала выбрали фонетический армейский алфавит, а в 1953 году решили вернуться к женским именам. В последующем присвоение ураганам женских имен вошло в систему и было распространено на другие тропические циклоны — на тихоокеанские тайфуны, штормы Индийского океана и северо-западного побережья Австралии. Пришлось упорядочить и саму процедуру присвоения имен. Так, первый ураган года стали называть женским именем, начинающимся с первой буквы алфавита, второй — со второй и т. д. Имена выбирались краткие, которые легко произносятся и легко запоминаются. Для тайфунов существовал список из 84 женских имен. В 1979 году Всемирная метеорологическая организация (ВМО) совместно с национальной метеослужбой США расширили этот список, включив также и мужские имена.

Поскольку бассейнов, где формируются ураганы, несколько, то и списков имен тоже несколько. Для ураганов Атлантического бассейна есть 6 алфавитных перечней, каждый — из 21 имени, которые используются 6 лет подряд, а потом повторяются. Если в году окажется больше 21 атлантического урагана, в дело пойдет греческий алфавит.

В случае если тайфун особенно разрушителен, имя, присвоенное ему, вычеркивается из перечня и заменяется другим. Так имя Katrina (этот ураган унес жизни более полутора тысяч человек, а ущерб составил 80 млрд долларов) навсегда вычеркнуто из списка метеорологов.

В северо-западной части Тихого океана для тайфунов припасены названия животных, цветов, деревьев и даже продуктов: Накри, Юфунг, Канмури, Копу. Японцы отказались давать смертоносным тайфунам женские имена, потому что женщин там считают существами нежными и тихими. А тропические циклоны севера Индийского океана остаются безымянными.

В последние годы то и дело обсуждается гипотеза, которая заключается в следующем: некоторые ураганы создаются искусственно, через распыление аэрозолей или намагниченных частиц для уничтожения прибрежных территорий вражеских стран силами природы. Мол, облака же научились разгонять, почему бы не вызывать тайфуны? Причем эта тема уже была использована кинематографом. Но ученые заверяют: это стопроцентная фантастика. Действительно, облака разгонять можно, но они обладают гораздо меньшей энергией, чем тайфун. Американские ученые в 70-х годах пробовали вызывать бурю, у них был такой проект, который в литературе назывался “Ярость шторма”. Но исследования сошли на нет. Экспериментаторы так и не могли понять, почему тайфун выбрал ту или иную траекторию движения: то ли это его естественный поступок из-за сил природы, то ли результат распыления.

Тайфуны и ураганы были, есть и будут. Но ученые предостерегают: ситуация накаляется. И прогнозируют рост и числа ураганов, и их мощности. Например, среднее количество ураганов за сезон в Атлантике увеличилось за последнее столетие вдвое. Согласно последнему исследованию американских ученых это связано с повышением средней температуры мирового океана вследствие парникового эффекта и глобального потепления климата.

В своем исследовании Грэг Холланд из Национального центра атмосферных исследований и Питер Вебстер из Технологического института штата Джорджия выделили три периода, начиная с 1900 года, когда резко увеличивалось количество тропических штормов и ураганов: с 1900-го по 1930 год в Атлантике в год зарождалось в среднем по 4 урагана и 2 тропических шторма; с 1930-го по 1940-й среднегодовое число штормов выросло до 10, из которых 5 превратились в более мощные ураганы; с 1995-го по 2005-й — 8 ураганов и семь штормов.

Непосредственно перед каждым из этих периодов был зафиксирован рост средней температуры поверхности воды Мирового океана. К примеру, перед вторым периодом, начавшемся в 1930 году, рост составил порядка четверти градуса по Фаренгейту. Схожее изменение имело место и перед третьим периодом. “Эти цифры — явный показатель того, что климатические изменения являются главной причиной атлантических ураганов”,— отметил Холланд. Авторы исследования считают, что “недавнее увеличение количества тропических ураганов является следствием парникового эффекта”.

Коме того, по мнению европейских ученых, глобальное потепление может вызвать ураганы или тропические циклоны по всему Средиземному морю, что станет серьезной угрозой для жителей прибрежных регионов. В настоящее время ураганы, возникающие в Атлантике, редко достигают Европы, однако повышение температуры на три градуса по Цельсию может привести к их появлению в будущем и в Средиземном море. А это — неизбежные и человеческие, и экономические потери.

Ученые считают, что человечество должно понять, насколько опасно глобальное потепление, которое во многом зависит от загрязнения атмосферы. Необходимо во что бы то ни стало остановить развитие парникового эффекта, который влияет на климат Земли, на равновесие сил в природе. Из-за неразумной человеческой деятельности стихия все чаще проявляет свой нрав. Страдают практически все континенты.

Стихийные бедствия — катастрофические природные явления и процессы, возникающие, как правило, внезапно и приводящие к нарушению повседневного уклада жизни значительного числа людей, человеческим жертвам, уничтожению материальных ценностей. К стихийным бедствиям относятся: наводнения, циклоны, тайфуны, смерчи, град, молнии, землетрясения, цунами, сели, оползни, массовые лесные и торфяные пожары, извержение вулканов, засухи, обвалы, снежные лавины, и др. Возникновению некоторых стихийных бедствий (пожары, обвалы, оползни) может способствовать деятельность человека. Для каждого такого природного явления характерно наличие присущих ему поражающих факторов. Больше всего человечество страдает от наводнений, циклонов и землетрясений.

Большинство стихийных бедствий невозможно полностью предотвратить, но их неблагоприятные последствия могут быть значительно уменьшены при проведении мероприятий по прогнозированию, своевременному оповещению населения о приближении стихийных бедствий и принятию соответствующих предосторожностей и мер защиты. В ряде государств ведутся интенсивные поиски надежных способов прогнозирования стихийных бедствий. В России в последнее время достигнуты определенные успехи в научном прогнозировании землетрясений. В масштабе страны и в порядке международного сотрудничества тайфуны и сели прогнозируются с помощью метеорологических спутников Земли.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА