Туризм и путешествия
Алтайские ворота: от Старого базара до товарища Анатолия
Почему, поехав на курорт, нужно хотя бы на день задержаться в Барнауле, и что мешает городу стать Меккой для туристов.
Несмотря на растущий интерес соотечественников к путешествиям по России, сибирские города туристами не избалованы. И не потому, что у нас “по улицам медведи ходят”, — возможно, такой факт как раз сыграл бы нынче в плюс. Просто бытует мнение, что смотреть тут не на что, а делать совершенно нечего. Чтобы развеять это очевидное заблуждение, мы отправились в поездку по ближайшим к Красноярску региональным столицам. Наша миссия состояла из двух частей. Первая — оценить туристический потенциал соседей. А вторая — выяснить, что снижает привлекательность сибирских городов, делая упор на экологию. Первым на нашем пути оказался город Барнаул — столица Алтайского края.
Пока транзит
Вообще-то туристы в Барнауле встречаются довольно часто. Вот только они тут не задерживаются. Город, население которого, по некоторым данным, перевалило за 690 тысяч человек, в маршрутах путешественников отмечен как малозначащий транзитный пункт на пути в Горный Алтай или в Белокуриху. Хотя и с гостиничным сервисом, и с общепитом тут всё в порядке, многочисленные приезжие максимум здесь ночуют, чтобы потом рвануть на курорт или Чуйский тракт. А многие мчат прямо из аэропорта, чтобы зря времени не терять.
Обижаются ли сами барнаульцы на такое отношение?
— Наверное, раньше и правда причин у нас задерживаться не было, — признался один из местных жителей Владимир Константинович. — Алтайский край — аграрный регион, и столица его, скажем так, лоском не отличалась. Руководили здесь люди сельского склада, им не до благоустройства было. Но в 2017 году к нам назначили губернатором Томенко, кстати, он ваш, из Красноярского края. Виктор Петрович человек городской, поэтому стал активно наводить порядок в самом Барнауле. И стали у нас появляться места, которые не стыдно и туристам показать…
Парк и обелиски
На вопрос, что у вас посмотреть, барнаульцы в первую очередь называют Нагорный парк. Место не просто красивое, а историческое. И своеобразное. Так как, что уж греха таить, освоение высокой живописной горки на самом берегу Оби началось с устройства… кладбища. Погост просуществовал здесь с 1774 по 1931 год. То есть более полутора веков!
А в ХХ веке история сделала невероятный кульбит: в 1956 году на территории бывшего кладбища открылась Выставка достижений народного хозяйства, которая пользовалась большой популярностью. Но продержалась барнаульская ВДНХ только до 1990-х — тогда достижений просто не стало. В итоге выставка закрылась, а её павильоны частью сгорели, а частью истлели.
Следующий этап начался в 2013-м, когда на горе принялись восстанавливать, вернее строить заново, храм Иоанна Предтечи, стоявший здесь с XVIII века. Он совсем небольшой, но очень душевный. Вокруг него деревья, дорожки, лавочки, художественные фонари. Плюс совершенно очаровательная белая беседка с коваными лебедями. Вроде бы очевидный кич, но при этом смотрится органично. Кроме того, когда гуляешь по парку, на глаза постоянно попадаются кресты и обелиски. Ими отмечены те места, где покоится прах местных деятелей науки и искусства — изобретателей, инженеров, архитекторов. По идее надгробия должны подавлять, напоминая о бренности бытия. Но ничего подобного! Кругом так просторно и светло, что ни о чём печальном даже не думаешь.
На углях
Благоустройство в Нагорном парке выполнено не в модном нынче современном экостиле, а с отсылкой к позапрошлому веку. Это придаёт месту особое очарование: хоть кино по романам Тургенева снимай. Правда, вид с крутого берега открывается не только на великолепную Обь, но и на большой район новостроек, возвращающий нас в век XXI. Что-то вроде местной реплики Москва-Сити, только поменьше, попроще.
Ещё одна отсылка к прошлому — печной дым. В холодный день (а мы приехали как раз в период накрывших Сибирь мартовских морозов) здесь потягивает горящим угольком. Как оказалось, со стороны частного сектора, который практически примыкает к Нагорному парку.
Вообще деревянных одноэтажных слободок в Барнауле много, в том числе в самом центре города. Постепенно их сносят, но стайки избушек всё равно постоянно попадаются на глаза. Даже в районах новостроек. Такая странная мешанина — высотные дома с современным остеклением, а под ними вкрапления мелких построек с дымящими трубами.
При этом Барнаул — город газифицированный. В новых микрорайонах вовсю устанавливают небольшие газовые котельные, которые смотрятся вполне аккуратно, а работают с минимальными выбросами. И некоторые частные дома тоже отапливаются газовыми котлами. Однако позволить себе такое могут далеко не все жители слободок.
— Сейчас к участку трубу бесплатно подводят, но, чтобы завести её в дом, подключить и купить необходимое оборудование, требуется очень много денег, — рассказал Аркадий, работник местного предприятия по уборке улиц. — Поэтому многие люди всё ещё топят углём и дровами.
Топят, надо сказать, от души. В последние годы Барнаул стал регулярно попадать в антирейтинги Минприроды РФ. Зимой здесь фиксируются превышения загрязняющих веществ, в том числе бензапирена. Есть информация, что и столицу Алтайского края, и соседний Бийск уже планируют включить в федеральную программу “Чистый воздух”, которая нацелена на улучшение экологической обстановки и снижение выбросов загрязняющих веществ в российских городах.
— Не скажу, что мы здесь постоянно задыхаемся, предприятия-то не работают, при советской власти бывало и хуже, — поделился барнаулец Сергей. — Но зимой, в мороз, когда нет ветра, картина печальная. Я сам живу в центре, в низине. Когда частный сектор затапливает печки, сильный смрад стоит. У нас в январе несколько раз объявляли режим неблагоприятных метеоусловий.
Свой Арбат
В наш приезд в Барнауле было немного ветрено, да и мороз пощипал только утром, а к обеду потеплело до минус семи. Поэтому дым от печек был несильным и не мешал нам наслаждаться прогулкой по местным туристическим локациям. Спустившись с Нагорного парка, мы прошлись по местному Арбату (опять ассоциация с Москвой, но барнаульцы этот участок именно так и называют).
В 2017 году один из отрезков Мало-Тобольской улицы, расположенной в центре города, сделали пешеходным. Просторную мостовую выложили брусчаткой, установили “пушкинские” фонари и лавочки. А ещё Мало-Тобольскую отгородили от рядов соседнего уличного рынка современными павильонами с заведениями общепита. Также здесь стали приводить в порядок исторические особняки — ряд невысоких и довольно нарядных домиков. В итоге после всех этих усилий получилось уютное и душевное пространство.
Но главным центром притяжения на этой улице стал Старый базар, который расположился рядом с речкой Барнаулкой. По сути, это крытый рынок в самом современном исполнении. Красивый, чистый, уютный. Если честно, мы даже немного позавидовали барнаульцам. Именно таким нам хотелось бы видеть наш красноярский Центральный рынок.
На первом этаже Старого базара расположены различные кафе с вполне демократичными ценами. И готовят неплохо. Нам очень понравились вареники с творогом и сухофруктами и равиоли с вишней. Просто пальчики оближешь! Ну а второй этаж — торговые ряды. Не сказать, что дешёвые, зато здесь можно приобрести знаменитый алтайский мёд, вкусные местные сыры и молочку, деликатесы из мяса марала. Продавщицы, как на подбор, душевные и заботливые, без проблем дают вкусняшки на пробу.
Красная армия на фасаде
Главная улица Барнаула — проспект Ленина. Хорошее, кстати, место для прогулок. Потоки транспорта разделяет настоящий бульвар, засаженный деревьями. И расположены здесь очень интересные архитектурные объекты. Один из них — театр кукол “Сказка”. Вот честно, мимо не пройти, такая красота! Сразу вспоминается история Буратино и заведение Карабаса-Барабаса.
Привлекает взгляд и строение, в торце которого размещена скульптура красноармейца. Это — бывший Дом пионеров, который вплотную примыкает к зданию Барнаульского духовного училища. Такой вот странный архитектурно-исторический микс.
Есть на главном проспекте и гранитный столб под названием Нулевой километр. Он символизирует начало всех дорог в Алтайском крае, так как рядом с ним находится главпочтамт.
А ещё, гуляя по проспекту Ленина, можно узнать, что именно в Барнауле жил изобретатель первой паровой машины Иван Ползунов — памятник ему поражает внушительными размерами. И всё же эмоционально нас гораздо больше зацепил другой монумент, посвящённый переселенцам на Алтай. Очень трогательная скульптура: крестьянин с лукошком, из которого он разбрасывает семена, и тоненькая девочка с длинной косой. Ведь это люди, благодаря которым сегодня Алтайский край называют одной из главных житниц России.
Буквально напротив памятника переселенцам находится ещё одна достопримечательность Барнаула — Дом под шпилем. Он украшает площадь Октября, а также является негласным символом города.
Честно говоря, из всей этой мозаики больших и малых достопримечательностей проспекта Ленина складывается образ вполне себе туристической улицы, на которой есть что посмотреть. Про то, чем заняться, — уже другой вопрос. Мы всё-таки посещали Барнаул в холодное время. В мороз и на ветру, как известно, не до локаций. Зато уже в мае здесь тепло и всё цветёт. К тому же машины на парковках глушат — зимой их многие оставляют работающими.
— Вот от автомобилей у нас в центре в морозы смрад и запах, — пожаловалась местная жительница Светлана. — Особенно в районе Арбитражного суда. Ни пройти, не вздохнуть. Машины постепенно переводят на газ, но дело идёт медленно.
Вскрыть тачку вантузом
Так как путешествовали мы практически в зимних условиях, было решено хотя бы часть времени провести в музее. Ну хотя бы потому, что там можно хорошенько отогреться.
В принципе в этом плане в Барнауле нет никаких проблем с выбором. Самый раскрученный музей — “Горная аптека”, в которой можно познакомиться со всеми особенностями алтайской фармацевтики и даже изготовить пилюли на мастер-классе. Но про неё и без нас многие знают, потому мы решили поискать что-то малоизвестное, неакадемичное и не слишком научное. В итоге выбор пал на музей автоугона имени Руслана Дульцева-Деточкина.
Как ни странно, но наш водитель — между прочим, коренной барнаулец — понятия не имел, что в его городе есть такое учреждение. Вот в принципе не знал! Но у нас был адрес, причём нам он показался более чем странным: музей расположился на улице Анатолия. Кто такой этот Анатолий, почему обычное в наших широтах имя отразилось в местной топонимике, никто из местных объяснить не мог. Всегда, мол, так называлась, все привыкли.
Кстати, сама улочка оказалась хоть и в самом центре, но при этом и в самой гуще частного сектора. И музей тоже располагается в старом двухэтажном здании, частично вросшем в землю. Зато на его стане есть табличка, где подробно разъяснено, почему улица так называется. Оказывается, Анатолий — это партийная кличка местного революционера и партизана Матвея Ворожцова. И вообще, правильно было бы говорить: имени товарища Анатолия!
Впечатления о самом музее… двойственные. Точно можно сказать лишь о том, что мы не пожалели. Ну где ещё можно получить подробную инструкцию о том, как пользоваться вантузом для угона автомобиля? Или где ещё увидишь глушилку сигнализации, сделанную из некогда популярной игры тетрис? А вот зал с советскими машинами удручил — яркие представители советского автопрома, в том числе знаменитая “Победа”, находятся просто в плачевном состоянии. Их бы зашпаклевать, покрасить, залакировать. А так — ну чисто рухлядь…
И всё же мы ничуть не пожалели, что зашли в это место, которое, согласно рекламному проспекту, входит в топ-6 (!) самых удивительных музеев России. Ведь на выходе мы получили калачи из печи и пару пакетиков иван-чая. Оказались с прибылью и целым багажом впечатлений от уютного города, который, поверьте, не нужно рассматривать только как транзитный пункт.
История
Барнаул был основан горнозаводчиком Акинфием Демидовым в 1730 году. Произошло это в связи с развитием горного дела на Алтае. Сначала здесь добывалась медь, а позже серебро.
Раритет
В столице Алтайского края есть достопримечательность, о которой многие барнаульцы даже и не догадываются. На Социалистическом проспекте, над бывшим торговым домом Сухова, находятся чугунные львы, которые сидят здесь уже добрую сотню лет. Краеведы до сих пор не знают, откуда они здесь взялись и кто их сделал. Существует популярная версия, что их привезли из Китая.