Актуально

Из «Чёрной книги» — в сквер и лес

Как пришельцы из других широт влияют на сибирскую природу.

Из «Чёрной книги» — в сквер и лес

О Красной книге, в которую занесены редкие виды животных и растений, слышали все. А вот о том, что есть «Чёрная книга» наиболее злостных видов флоры, многие даже не догадываются. Тем не менее есть и такая. Составили её учёные-ботаники, занеся на страницы те деревья, кустарники и травы, чьё распространение угрожает вытеснить "местное население", подорвав биоразнообразие.

Коварный борщевик

«Чёрная книга флоры Сибири» — это большая исследовательская работа, которая была издана в 2016 году. Её составители из обширного списка претендентов выбрали 58 наиболее опасных видов, которые занесло на территорию от Красноярска до Омска из других стран и даже с других континентов. При этом в список вошли самые агрессивные из них.

Учёные дали оценку экономическому ущербу, вызванному распространением таких растений, а также рекомендации по возможному их использованию. Предложили и методы контроля чужеродных видов, которые позволят сократить их распространение и дальнейшее продвижение.

Конечно же, возникает вопрос: как попадают к нам растения, чья родина находится за многие тысячи километров от нашей территории? Да очень просто. Несколько лет назад, рассказывая федеральным СМИ об этом сборнике, один из авторов книги, доктор биологических наук Андрей Куприянов, подчеркнул: «В Сибирь могут доставляться грузы из Южной Америки, Африки, Австралии. С грузами попадают зачатки всевозможных семян. Кроме того, оборот растений сегодня огромен. Их можно брать откуда угодно и высаживать где угодно, не отвечая за последствия. Даже если вид на новой территории будет вести себя агрессивно».

Впрочем, иногда в распространении таких растений виноваты и сами учёные. Всем сегодня известен борщевик Сосновского. Когда-то его привезли в среднюю полосу России с Кавказа — была идея использовать мясистое растение в качестве кормовой культуры. Но оказалось, что в более холодном климате внутренняя часть стеблей стала ядовитой. Уничтожить борщевик не удалось, более того, он стал быстро распространяться, перевалил за Урал и обосновался у нас в Сибири. Теперь с ним борются дачники на своих участках, подчас получая чувствительные ожоги.

Плохой сосед

Одним из главных источников инвазионных видов флоры (то есть наиболее агрессивных, вытесняющих местные растения) является Северная Америка. Кстати, именно оттуда родом дерево, которое возглавляет список «Чёрной книги флоры Сибири». Это всем известный клён ясенелистный, американский. В нашей стране его иногда называют клёном негундо, клёном калифорнийским, а в некоторых случаях клёном-убийцей. Почему же это пышное дерево с густой листвой получило такое зловещее прозвище? Уж явно тут дело не в происхождении.

— В «Чёрную книгу» этот вид попал по ряду причин, — говорит ведущий специалист Института леса имени Сукачёва Мария Кириенко. — Во-первых, есть данные о том, что его пыльца может вызывать у некоторых людей аллергические реакции. А во-вторых, клён ясенелистный притесняет другие виды. Многоствольный, быстрорастущий, он занимает много места и очень сильно влияет на другие растения вокруг себя.

По словам Марии Алексеевны, свойство одних организмов подавлять развитие других называется аллелопатия. Корни клёна выделяют вещества, которые не дают больше расти никаким другим видам флоры. Кстати, это замечают и многие жители, во дворах которых стоят эти деревья. Под ними подчас даже нет газона — но тут всё дело в густой кроне. Она затеняет землю и не позволяет развиваться травянистым растениям.

В городском управлении зелёного строительства нам не смогли сказать, сколько всего клёнов ясенелистных растёт в нашем городе. Лишь признали, что очень много. Встретить это дерево можно сегодня в любом районе краевого центра, он захватил буквально всю территорию. Почему это растение так распространилось по Красноярску?

— Этот вид очень устойчив к вредным загрязняющим веществам, — поясняет Мария Кириенко. — И это его большой плюс. Например, он может спокойно чувствовать себя в промышленной зоне, где ничего больше не растёт. Это действительно стоит использовать. Но на тех территориях, где мы хотели бы видеть разнообразные растения, необходимо ограничивать распространение клёна ясенелистного.

По словам учёных, из рекреационных зон необходимо постепенно убирать эти деревья, расчищая территорию для других, не столь агрессивных растений. Под эту работу даже подготовлена определённая правовая база. Год назад, в апреле 2021-го, администрация Красноярска утвердила постановление, которым были определены правила озеленения города. Согласно одному из пунктов документа «посадка в городе женских экземпляров тополей, клена ясенелистного и других растений, засоряющих территорию во время плодоношения или вызывающих массовые аллергические реакции во время цветения, не допускается». Да, эти растения могут быть включены в проекты озеленения санитарно-защитных зон, но подход к высадке должен быть очень взвешенным.

Лес выстоит

Ещё один вопрос, который возникает при изучении «Черной книги флоры Сибири», да и других регионов нашей страны (такой документ составлен, например, для средней полосы России): не приведёт ли распространение инвазионных видов к экологической катастрофе?

Конечно, ничего хорошего в том, что какие-то растения, проникая в наши широты, подавляют местную флору, нет. Особенно когда в числе пострадавших оказываются культурные виды, имеющие большое значение для экономики. Например, просо сорное, занесённое в Сибирь из тёплых краёв, стало расти не только на пустырях Кемеровской области, но и может образовывать целые заросли на возделанных полях. Это уже настоящая мина замедленного действия, влияющая на урожай. А вот тот же клён ясенелистный появился на границах национального парка «Красноярские Столбы». Правда, и он, и другие проникшие на заповедную территорию инвазионные виды флоры, в глубь сибирского леса не наступают. Можно сказать, держатся поближе к человеку.

— Конечно же, появление у нас таких растений — это плохо, — отмечает заместитель директора по научной работе национального парка «Красноярские Столбы» Анастасия Кнорре. — Но они, по нашим наблюдениям, не подавляют местную флору на охраняемой природной территории.

Почему клёны не захватывают территорию, заросшую лесными растениями? По словам директора национального парка «Красноярские Столбы» Вячеслава Щербакова, в здоровом сибирском лесу нет свободного места, на котором могли бы развиваться инвазионные виды флоры.

— Там, где растут высокие устоявшиеся деревья, очень густая тень, в которой не прорастает даже клён, — говорит Вячеслав Михайлович.

Только в городе, особенно промышленном, таких зарослей, как в национальном парке, нет и быть не может. Поэтому пришелец из Северной Америки чувствует себя превосходно, захватывая всё более обширную территорию и вытесняя другие виды. И это плохо, так как в парках и скверах, во дворах и на аллеях всё-таки должны расти разные деревья. Ведь это как минимум красиво. Тем более что устойчивость к дыму и газу имеют не только клёны, но и множество других, не столь агрессивных растений. Авторы правил озеленения ещё год назад составили целый список, в который вошли 24 дерева и 37 кустарников, хорошо приживающихся в условиях мегаполиса. Среди них разные виды рябин, лип, берёз, яблонь, вязов и ив. Разные формы листьев и кроны, разные цвета, безусловно, добавляют привлекательности нашим улицам. И им необходимо освободить место, на котором они смогли бы прижиться.

Постановление администрации Красноярска № 273 от 16.04.2021 «Об утверждении Правил создания, содержания и охраны зеленого фонда города Красноярска» — так называется документ, которым устанавливаются правила озеленения краевого центра.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА