Новости
Раритет по евростандартам
Активно обсуждаемый уже больше месяца скандал, разгоревшийся вокруг неудачной реконструкции здания речного вокзала, похоже, вошел в завершающую стадию — краевая прокуратура возбудила уголовное дело “о повреждении памятника истории и культуры”.
При этом в СМИ не раз проходила информация о том, что служба по охране объектов культурного наследия администрации Красноярского края, сейчас запрещающая производство незаконных работ на здании, в 2007 году сама же выдала на это соответствующее разрешение. По-пробуем проследить историю в развитии и понять, почему же так получилось. И кто не уберег столь важный раритет нашего культурного фонда.
Согласно решению крайисполкома здание речного вокзала является памятником архитектуры регионального значения с 1986 года. В ХIХ веке на его месте находилась пристань, и на нее сходили такие великие личности, как Шмидт, Чехов, Шишков, цесаревич Николай II, Ленин. 29 июня 1950 года торжественно был открыт речной вокзал, спроектированный архитектором А. М. Голубевым. И сегодня он считается одним из лучших в Сибири. Например, рассказывают историки, в 1958 году на Международной выставке в Брюсселе этот проект был высоко оценен жюри и удостоен серебряной медали. По мнению Александра Зубрицкого, начальника отдела охраны объектов культурного наследия службы по охране объектов культурного наследия администрации Красноярского края, это еще раз доказывает тот факт, что речвокзал — действительно памятник архитектуры, который горожанам стоит беречь. Александр Дмитриевич показывает фотографии, сделанные до и после начала “восстановительных” работ на речном вокзале нынешним его собственником — компанией ООО “Дива”. Некоторые похожи на настоящее варварство.
— Со стороны Енисея здание открывается террасой, на которую люди, ожидая отправления теплохода, могли выходить в хорошую погоду.
Посмотрите, какая была красота. Собственники здания решили ее застеклить, начали устанавливать пластиковые окна, таким образом изменяя исторический облик объекта культурного наследия, — рассказывает Александр Зубрицкий. — Причем в прокуратуре представители “Дивы” утверждали, что, застекляя террасу, создают тепловой контур, а значит — напротив, сохраняют памятник архитектуры.
Первые документы по этому делу датируются июлем 2007 года, когда служба по охране объектов культурного наследия выдала ООО “Дива” разрешение на производство работ по (внимание!) проведению инженерно-технического обследования конструкции и, затем, на разработку научно-проектной документации для реставрации “недвижимого памятника истории и культуры”. Чуть позже — еще и на проведение противоаварийных работ, под которыми в данном случае подразумевалась замена несущих конструкций крыши и кровли.
— При этом ввиду отсутствия согласованного с нами проекта реставрации здания речного вокзала разрешение на производство ремонтно-реставрационных работ на данном объекте мы не выдавали, — показывает толстую папку с документами Александр Дмитриевич. — Соответственно, и не курировали работы, которые проводиться не должны были в принципе. Когда же стал известен факт реконструкции здания, в апреле текущего года была проведена внеплановая проверка, по результатам которой выяснилось, что по южному фасаду вокзала уже были демонтированы оконные заполнения и кирпичная кладка под ними, а также перила и лепные балясины ограждений галереи, а сами галереи застеклены. Как вы понимаете, все эти работы в данном случае не являлись противоаварийными. И владельцы здания просто-напросто преследовали какие-то свои цели — возможно, желали расширить площадь здания.
При этом согласно действующему законодательству объект культурного наследия может использоваться лишь с соблюдением целого ряда условий. Одним из основных является: “обеспечение неизменности облика и интерьера в соответствии с особенностями данного объекта”, послужившими основанием для его включения в реестр. В случае с речным вокзалом прокурорская проверка установила, что в здании фактически проводятся работы по его реконструкции, поскольку затрагиваются несущие конструкции помещения, хотя разрешение на производство ремонтно-реставрационных работ не выдавалось. В феврале 2008 года служба выдала ООО “Дива” предписание о приостановке всех видов работ на объекте. В марте УВД по Центральному району Красноярска в возбуждении уголовного дела отказало. Вскоре дело по факту повреждения объекта культурного наследия по статье 243 УК РФ все же было возбуждено. На данный момент по нему проводится дознание.
Нарушения законодательства об охране объектов культурного наследия в части сохранности памятников культуры — зданий, представляющих архитектурную, историческую и иную культурную ценность, — в наше время явление, встречающееся сплошь и рядом. Многие памятники эксплуатируются с нарушением требований пожарной безопасности, технических норм и правил, без оформленных охранных обязательств и проведения ремонтно-реставрационных работ. Арендаторы и владельцы не считают необходимым соблюдать требования закона, часть памятников по всему краю находится в неудовлетворительном состоянии. Как правило, существуют две крайности: ремонтно-реставрационные работы не проводятся или — как в случае с речным вокзалом — проводятся на усмотрение владельцев, без ведома соответствующих служб. Из-за нарушения требований пожарной безопасности при эксплуатации объектов культурного наследия не раз возникали угрозы серьезного их повреждения. Особенно это касается памятников деревянного зодчества. И повлиять на ситуацию не так-то просто. Пусть королевство и маловато, но всякий хозяин в нем — барин и считает, что может решать самостоятельно, в каких комнатах не хватает пластиковых окон, а в каких — явно лишняя лепнина.