Проспект культуры
Испанские страсти: как научиться танцевать фламенко
Изначально фламенко был одиночным танцем, после его стали исполнять парами.
Чувственностью и страстностью отличается национальный испанский танец фламенко. Поэтому он так популярен во всём мире. Люди ходят на концерты, чтобы зарядиться энергией от исполнителей, а также посещают уроки танцев. Студии фламенко есть и в нашем городе.
Мавры и цыгане
История фламенко идёт из... Индии. Есть версия, что впервые танец появился в промежутке между 500–250 годами до н. э., когда индийские танцоры приезжали с гастролями в Испанию и выступали перед аристократией. Местные жители постепенно переняли движения — и зародился национальный испанский танец фламенко.
Спустя тысячу лет в этой стране появились мавры и цыгане, которые показали свою культуру и свои народные танцы, дав фламенко новый толчок к развитию. Он был немного изменён, усовершенствован и получил всеобщую популярность среди испанцев и государств-соседей. Интересно, что информация о движениях и правилах исполнения танца передавалась исключительно в устной форме — письменно нигде не фиксировалась.
Главное — руки
Изначально фламенко был одиночным танцем, после его стали исполнять парами, хотя и традиция “соло” не ушла. Особый шарм танцу придаёт яркая жестикуляция, которая позволяет танцорам более полно передать свои эмоции.
— Руки танцовщицы фламенко необыкновенно пластичны. Они постоянно меняют темп и характер движения, от волнообразного и чувственного до резкого и чёткого. Движения кистей и пальцев очень подвижны, их сравнивают с раскрывающимся и закрывающимся веером или цветком, — рассказала руководитель красноярской студии фламенко Rosa y Tacon Алена Шуплецова. — Вся рука напряжена, все её мышцы работают — от кончиков пальцев до плеча. Благодаря этому руки становятся гибкими и грациозными, мышцы постоянно находятся в тонусе, исчезает проблема дряблости выше локтя.
Нужная пластичность рук достигается при помощи специальных упражнений. Они повторяются в качестве обязательной разминки перед началом каждого урока.
Гвозди и горох
Фламенко, помимо жестикуляции, отличается характерной дробью, своеобразной чечёткой. Специальные закрытые туфли на невысоком широком каблуке с толстой подошвой из нескольких слоёв кожи позволяют не травмировать стопы при ударах о пол. Для удобства в носок и каблук туфель вбиваются гвоздики с широкими шляпками, но сейчас встречаются металлические целиковые набойки.
Для создания нужного образа танцорам требуется специфическая одежда. Мужчины носят белую, чёрную или цветную рубаху, чёрные брюки и широкий пояс. Иногда надевают жилет-болеро, шляпу с высоким пером и берут в руки деревянную прочную трость для ударов о пол.
Женское платье для фламенко называется bata de cola (бата дэ кола) — оно шьётся по фигуре и заужено к коленям, от которых идут оборки и воланы, образуя небольшой шлейф. Цвета могут быть разными, от жгучего чёрного и красного в горох до экзотических жёлтого и розового.
С распущенными волосами фламенко практически не танцуют, на голове всегда гладкий пучок, открывающий шею и плечи. Причёску могут украсить цветы и черепаховый гребень peineta (пейнета), которым раньше удерживалась мантилья. Кастаньеты, вопреки распространённому мнению, используются нечасто, потому что это в первую очередь музыкальный инструмент, на котором надо уметь играть. Вдобавок они ограничивают движения кистей рук.
Выстукивать негатив
Красноярка Анна Николаева занимается фламенко более двух лет и считает, что это хобби помогает выплеснуть негатив.
— Я работаю в школе с детьми с ограниченными возможностями, веду развивающие занятия, — рассказала Анна. — Эта работа требует много терпения, физических и моральных сил. То есть большую часть жизни, которую я провожу на работе, эмоции приходится сдерживать. А к концу учебного года усталость накапливается так, что это сказывается на мышлении — долго вспоминаю подходящее слово или имя коллеги. Выразить непрожитые эмоции, сделать разминку, от которой восстанавливается моторика, координация движений и образуются новые нейронные связи — для этого я иду в субботу в студию фламенко. Ещё мне нравится брать в руки кастаньеты и, выстукивая “быстрое рья”, представлять себя актрисой, играющей Кармен.
Особенной популярностью у танцовщиц пользуется одежда в горошек. Этот узор остался в культуре фламенко как часть цыганской культуры. Цыганки нашивали на свои платья маленькие круглые зеркала, как символ луны, чтобы защитить себя от сглаза. Поэтому в испанском языке такой рисунок называется не “горошек”, а “маленькие луны”, а слова “луна” (luna) и “горох” (lunares) являются однокоренными.
От автора
— У меня уже есть опыт исполнения парных танцев. Захотелось ещё экспериментов, поэтому, увидев афишу студии танцев фламенко недалеко от дома, решила сходить. Честно говоря, про фламенко я знала только то, что девушки носят испанский наряд и очень сильно бьют ногами. Музыку же, к своему стыду, не слушала. Но мне попалась статья в интернете о старой танцовщице фламенко. К ней пришла учиться молоденькая русская, которая была сдержанна в эмоциях во время танца. Испанка смотрела-смотрела, не выдержала и спросила: “Как ты бьёшь посуду?” — “В смысле как?” — “Ну ты же замужем?” — “Да, замужем”. — “Тогда как бьёшь посуду?” — “Никак”. — “Порядочная жена обязательно должна уметь бить посуду!” В итоге, помимо танца, учились и бить посуду.
Фламенко — это страсть, бурные эмоции, драматизм. Похожие ощущения женщина испытывает при битье посуды. Вот я и решила получить новые впечатления.
Обязательным условием были туфли на невысоком устойчивом каблуке. Хорошо, что у меня такие были. Танцевальные не подойдут, там каблук другой формы.
Девушки на занятии были одеты в длинные юбки-рыбки и удобные футболки. Разминка длилась пятнадцать минут, за которые у меня прохрустело всё тело, от шеи до кончиков пальцев рук и ног. Особенно впечатлила разминка на вывороченность кистей, где мы делали упор лёжа, как для отжимания, но запястьями вперёд.
Самым сложным для меня в танце оказалось бить дробь и одновременно жестикулировать, потому что когда концентрируешься на ногах, то сразу выключаются руки. В общем, оказалось, что всё не так просто, как может показаться на первый взгляд.
На мой вопрос, есть ли ограничения по возрасту, педагог рассказала, что к ним на занятия ходила даже восьмидесятилетняя женщина и танцевала с большим удовольствием.
Фото: студия Rosa y Tacon