Новости

Тариф на знания

Тариф на знания

Тариф на знанияШтрафовать за “левое” репетиторство предлагают депутаты Государственной думы. По их мнению, преподаватели школ и вузов должны платить налоги за частные занятия, иначе — жесткие санкции. Соответствующие поправки в Закон “Об образовании” и Административный кодекс уже приняты в первом чтении. Эксперты прогнозируют: если их утвердят окончательно, стоимость и без того недешевых услуг репетиторов возрастет, как минимум, вдвое. Так сказать, “за вредность”…

Сегодня лицензия на репетиторство не нужна. Хотя по закону преподаватели, дающие частные уроки, должны платить налоги: либо как индивидуальные предприниматели в размере 6 процентов от дохода, либо как физические лица — 13 процентов.

Особого контроля государства в этой сфере нет. Тем не менее рассказывать о своей дополнительной деятельности педагоги соглашаются только на условиях анонимности.

“Я преподаю в трех вузах города. И ни разу не слышал, чтобы кто-нибудь отчитывался о своих репетиторских доходах. никаких препятствий для такой внеучебной деятельности сейчас не существует. За дополнительную плату занимаются и с отстающими студентами, и с абитуриентами. Стоимость академического часа (45 минут) колеблется от 250 до 400 рублей, в зависимости от квалификации педагога”, — рассказывает Игорь Иванович, преподаватель.

Студенты и поступающие в вузы могут получить вполне официальные знания, обратившись в центры дополнительного образования. Однако предпочитают платить напрямую — не через кассы, а непосредственно преподавателям. Так надежнее, считают они. При этом у каждого — свои доводы. Родители абитуриентов уверены, что индивидуальные занятия, во-первых, позволяют лучше донести знания, а, во-вторых, личное знакомство с преподавателем поможет при поступлении. Учащиеся вузов, нахватавшиеся “хвостов”, выкупают дополнительными занятиями зачеты и экзамены.

— Нередко преподаватели сами предлагают нерадивым студентам за отдельную плату наверстать пропущенные ленты, — продолжает Игорь Иванович. — Причем обычно занятия проходят дома у педагогов, и деньги учащиеся передают там же. Если закон примут, не представляю, каким образом будет отслеживаться факт оказания платных услуг. Ведь в них заинтересованы обе стороны — и ученик, и учитель. По собственной инициативе мало кто из преподавателей пойдет платить налог, да и студенты “стучать” не будут. Конечно, известны случаи, когда учащиеся жаловались на то, что преподаватель требует деньги за дополнительные занятия. Педагога наказывали, но после этого закончить обучение студенту было очень тяжело. Существует круговая порука, многие преподаватели поддерживают друг друга.

Сломать сложившуюся систему будет весьма непросто. Но депутаты настроены решительно. “Платные уроки — вид предпринимательской деятельности, — объясняет член думского Комитета по образованию Валерий Рязанский. — Она должна стать легальной. Каждый педагог, проводящий платные уроки, обязан зарегистрироваться как частный предприниматель и платить налог “. Нелегальных репетиторов планируют штрафовать на 20—50 тысяч рублей или дисквалифицировать на срок от шести месяцев до трех лет.

Согласно действующему Закону “Об образовании” репетиторство относится к платным образовательным услугам. Доход от них должен реинвестироваться в школу или вуз. То есть педагог получил деньги за занятие, сдал их в общую кассу. И уже руководство заведения решает, выдать ли их в качестве премии или потратить, к примеру, на приобретение нового компьютера. Но это — только на бумаге.

По данным опроса, проведенного Фондом “Общественное мнение”, 13 процентов абитуриентов и 16 процентов школьников пользуются услугами репетиторов. Эксперты считают эти цифры заниженными. В думском Комитете по образованию подсчитали, что частными уроками в крупных городах зарабатывает каждый четвертый преподаватель. И эти доходы пора вывести из тени.

Рассуждая на тему школьного репетиторства, не стоит забывать и о моральном аспекте. Те, кто оканчивал советскую школу, вспоминают, что раньше большинство педагогов считало своей прямой обязанностью вытягивать неуспевающих — проводить дополнительные занятия абсолютно бесплатно. К сожалению, сегодня на первый план нередко выходят рыночные отношения.

Еще один вопрос: как отделить репетиторство от взяточничества? “Одноклассница моего сына постоянно получала по математике двойки и тройки, — рассказывает Марина Александрова. — Родители решили подтянуть успеваемость ребенка и пригласили для частных занятий репетитора — того же учителя математики. Через месяц девочка стала учиться на пятерки и четверки. Однако у многих ребят возник вопрос: получает она хорошие оценки за знания или потому, что родители оплачивают эти занятия?”.

Безусловно, репетиторство в наше время считается одним из самых эффективных способов получения знаний. Однако уже сейчас эксперты называют его серой зоной. В законодательстве немало спорных моментов: так, в Законе “Об образовании” прописано, что педагогическая деятельность не является предпринимательской. И, для того чтобы нововведения заработали, необходимо убрать противоречия из законодательных актов.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА