«Любой борец хотя бы раз слышал о нашем турнире»: вице-президент UWW Наталья Ярыгина о странах и проблемах
Наталья Ярыгина рассказала о будущих планах на турнир, имеющихся проблемах, ситуации в мировой борьбе и многом другом.
Наталья Ярыгина уже много лет является идейным вдохновителем турнира памяти своего мужа, легендарного борца-олимпионика Ивана Ярыгина. Её энергии можно только позавидовать. График Натальи Алексеевны, которая занимает высокую должность в мировой борцовской иерархии, расписан чуть ли не по минутам. Но в нём нашлось время для эксклюзивного интервью «Городским новостям». Наталья Ярыгина рассказала о будущих планах на турнир, имеющихся проблемах, ситуации в мировой борьбе и многом другом.
ВАЖЕН УРОВЕНЬ
— Это уже далеко не первый турнир памяти Ивана Ярыгина. Есть ли у вас какие-то свежие впечатления и ощущения от проделанной работы?
— Конечно. Мы очень серьёзно готовимся к каждому турниру. Это мероприятие, наверное, одно из важнейших в моей жизни. Вся наша команда волнуется и в то же время живёт в ожидании большого спортивного праздника. Я обычно говорю: «Для меня самое главное на турнире — это его предвкушение и послевкусие».
Очень приятно, что в Красноярске собираются друзья Ивана. К сожалению, время неумолимо, и многих уже нет в живых. Но мы всегда рады видеть всех, кто работал с Иваном на протяжении долгих лет. И конечно, нас радуют молодые борцы, которые только начинают свой путь к спортивной славе.
— Можно ли сказать, что для вас каждый турнир уникален?
— Конечно. Я помню ещё первые турниры, которые проводились в начале девяностых. С каждым годом их уровень становился лучше. Всегда отмечаю организацию — она просто супер! Все моменты отработаны до автоматизма. Ни разу не было ситуации, когда мне что-то не нравилось. А ещё на каждом турнире делают уникальные церемонии открытия — мои коллеги сравнивают их с олимпийскими. Не знаю, как организаторам удаётся постоянно креативить и каждый раз придумывать что-то новое, но я очень им благодарна.
— В этом году на Ярыгинский турнир заявились спортсмены из 21 страны. Нет ли какой-то планки, которую вы хотели бы взять в будущем? Например, 30 или 40 стран?
— Такого нет. Конечно, всегда хочется, чтобы на арене висело как можно больше флагов — они украшают любой международный турнир. Но в то же время очень важен уровень борцов. Поверьте, никто не хочет видеть здесь кого попало. Спортсмен должен быть готов на сто процентов. И конечно, хотелось бы, чтобы к нам приезжало как можно больше великих борцов. Увы, сейчас такое время, когда не всегда удаётся их позвать.
— Почему?
— Всех в первую очередь интересует призовой фонд. Если человек — олимпийский чемпион и мировая звезда, то он хорошо подумает, стоит ли ему куда-то ехать. В Красноярск из Москвы-то тяжело добираться, а если из Америки? Понятно, что с увеличением призового фонда нам будет проще договариваться. Но пока имеем то, что имеем.
— А возможно ли увеличение призовых в перспективе?
— Да, если нам помогут красноярские бизнесмены. Мы всегда формировали фонд турнира в Москве. Нам помогали друзья Ивана, но многих уже нет в живых. С каждым годом находить средства становится всё труднее. Поэтому я бы очень хотела, чтобы красноярский бизнес поддержал нас. Пусть это будет моим обращением к общественности. (Улыбается.)
На самом деле мы любим говорить, что живём в сложное время. Что год назад, что сейчас — нам всегда непросто. Я не помню, когда мы говорили, что живём в шикарное и беспроблемное время. (Смеётся.) Но при этом турнир всё равно проходит, и его до сих пор очень ценят в борцовском мире. Приезжают новые страны, зажигаются звёзды. В любом случае жизнь продолжается.
НЕТ НИКАКОЙ ИЗОЛЯЦИИ
— Вы сказали про новые страны. В этом году впервые на Ярыгинский турнир заявилась спортсменка из Бразилии. Как она вообще узнала о Красноярске?
— О нашем турнире знают во всём мире — это факт. Любой борец хотя бы раз в жизни слышал о нём. Тут уже работает классическое сарафанное радио. Думаю, девочка из Бразилии где-то услышала или подслушала, заинтересовалась и захотела приехать.
— А как вообще происходит этот процесс? Вот захотела бразильянка побороться в Красноярске — что ей надо?
— В первую очередь обратиться в международную федерацию. Обычно этим занимаются тренеры или менеджеры. Мы высылаем приглашения всем, кто изъявил желание приехать к нам. А там уже главное — решить визовые вопросы и найти деньги на поездку. Со всеми спортсменами, которые хотят заявиться на Ярыгинский турнир, мы ведём активную переписку и всячески стараемся помочь.
— Недавно появилась новость, что российские борцы в возрасте до 24 лет допущены к международным соревнованиям с флагом и гимном. Какие чувства у вас возникли от неё?
— Радость вперемешку с разочарованием. Взрослых-то до сих пор не восстановили в правах. Осадочек, прямо скажу, остался. Я понимаю, что на нашу страну свесили всех собак. Кому-то позволено полнейшее беззаконие, а мы почему-то во всём виноваты. Но это уже политика.
С другой стороны, сдвиг по юниорам означает очень многое. Есть надежда, что в ближайшем будущем вернутся и наши взрослые спортсмены. Тем более этот вопрос скоро будет решать не Международный олимпийский комитет, а федерация, которая всегда лояльно относилась к России.
Я прямо скажу: никакой изоляции нашей страны нет. Это на публику все воинственно настроены. В кулуарах мы прекрасно общаемся даже с теми странами, которые традиционно нас недолюбливают. В 2024 году я переизбиралась на пост вице-президента Объединённого мира борьбы, и первыми за меня проголосовали делегаты из Польши.
— О как? Мягко говоря, не самая дружелюбная страна.
— Вот! Но при этом она поддержала представителя России. Мне поляки сами об этом сообщили. Я вам больше скажу: мы можем общаться с глазу на глаз даже с украинцами и прибалтами. Не со всеми, конечно, и они в этом никогда не признаются — боятся проблем. Но даже в самых воинственных странах есть адекватные люди, с которыми можно решать рабочие вопросы.
МИНДИАШВИЛИ НЕЛЬЗЯ ЗАМЕНИТЬ
— Вернёмся к местным реалиям. Ныне покойный Бувайсар Сайтиев в интервью «Городским новостям» утверждал, что уровень краевой борьбы в последние годы упал. Ваше мнение на этот счёт?
— Если судить по результатам, то да, есть такое.
— И как восстанавливать этот уровень?
— Вот хотелось бы обсудить этот вопрос на исполкоме Федерации. Думаю, вместе мы придём к какому-то решению.
— А как сами думаете, в чём причина?
— Честно говоря, я не понимаю. В Красноярске есть шикарная академия борьбы! Я приезжаю туда — везде чистенько, уютно, полные залы, хорошие тренеры… Мои коллеги из других стран восторгаются местным уровнем. Вижу, что появились перспективные ребятишки, да и девочки тоже есть. В таких условиях грех не побеждать!
— Но при этом на последнем чемпионате России по вольной борьбе девять побед из десяти на счету Дагестана. У наших же всего две бронзы. Как-то негусто.
— Это удивительно, что с такими условиями нет побед. Хотя, может, слишком хорошо — тоже плохо? Я вот вспоминаю время, когда вышла замуж за Ивана. Нам же жить негде было! Мы и на вокзале ночевали, и у Миндиашвили дома оставались. Были холодные-голодные. Хорошо хоть, что могли в спортзале помыться. Но при этом у Ивана был стимул чего-то добиться, и он сделал его чемпионом. Сейчас же такое не прокатит — другое время.
— Можно ли сказать, что на уровень нашей борьбы повлиял уход Дмитрия Георгиевича?
— Конечно. Это в первую очередь. Вот говорят, что незаменимых людей нет. Но к Миндиашвили это не относится. Тот самый случай, когда человека невозможно заменить.
Дмитрий Георгиевич всегда умел настроить на борьбу. Даже в солидном возрасте он ездил по краю, посещал детские соревнования и давал советы ребятишкам. Я как-то была свидетелем разговора Миндиашвили с маленькими девочками — он проводил им разбор полётов. После его слов мне самой захотелось выйти на ковёр! Дмитрий Георгиевич был потрясающим мотиватором.
Понятно, что нам нужно идти вперёд. Поэтому мы и собрали исполком в Красноярске. Надо понимать, почему прекрасные условия не дают новых чемпионов. Может, у тренеров глаз замылился, и они чего-то не замечают. Будем решать, что делать дальше.
ДОСЬЕ
Наталья ЯРЫГИНА
Дата рождения: 22 июня 1954 года (Салават, Башкирская АССР).
Должность: вице-президент Объединённого мира борьбы (UWW), первый вице-президент Федерации спортивной борьбы России, президент фонда содействия развитию спорта имени Ивана Ярыгина.
Награды: орден Святой Ольги (1999), золотой орден FILA (2000), благодарность президента России (2004).
Вдова двукратного олимпийского чемпиона по вольной борьбе Ивана Ярыгина (1948–1997).
Живёт в Москве.













