Новости

Весенний кранопад

Весенний кранопад

10 марта в Красноярске на строительной площадке в микрорайоне Покровский упал башенный кран. Сообщение о ЧП поступило в скорую помощь в 10 часов 23 минуты, оперативному дежурному по городу главного управления по гражданской обороне, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности администрации Красноярска - в 10 часов 46 минут. В результате происшествия погибли три человека.

Хроники пикирующей техники

Всё произошло на строительной площадке в микрорайоне Покровский, на пересечении улиц Водянникова и Линейной. По оперативной информации УВД Красноярска, кран КБ-403А российского производства, 1984 года выпуска упал во время регулировки кранового оборудования. В момент падения в кабине крана находилась крановщица, рядом, на крановой площадке, - двое мужчин, монтажников ООО «Сибирьтехстрой». Строительный подъёмник повалился на землю, подмяв строительный вагончик и «КамАЗ», гружённый бетонными плитами. Водитель «КамАЗа» не пострадал, в вагончике людей не было. В результате падения крана погибли два человека: 42-летняя крановщица и 26-летний монтажник. Второй монтажник 1986 года рождения с черепно-мозговой травмой был госпитализирован и в тот же вечер умер в больнице.

По факту падения крана тут же было возбуждено уголовное дело по ч. 3 ст. 216 УК РФ «Нарушение правил безопасности при ведении горных, строительных или иных работ, повлёкшее по неосторожности смерть двух или более лиц», а немного позже было установлено, что тяжелая техника принадлежала строительной фирме ООО «Авангард». В следственном управлении СК при прокуратуре РФ по Красноярскому краю говорят, что руководство компании до сих пор скрывается от следствия, не отвечает на телефонные звонки и не выходит на связь.

Как стало известно, кран готовился к лицензированию, в момент падения на нём производились монтажные работы.

- Сейчас ведётся допрос свидетелей, очевидцев, назначается экспертиза, - сказала старший помощник руководителя главного следственного управления Ольга Шаманская. - Только по результатам экспертизы будет понятна причина падения крана. С места происшествия в качестве вещественных доказательств изъяты болты и крепления крана, крупногабаритные детали соответствующим образом промаркированы и отданы на ответственное хранение прорабу стройки.

Пока о причинах падения крана можно только предполагать. Как говорит Ольга Шаманская, одна из рабочих версий - перевес груза, возможно, виноваты стропальщики, которые прикрепляли на кран груз. Но рассматриваются и другие варианты - например, коррозия или неправильная марка металла, как было в случае с падением крана в прошлом году.

В России строительные краны падают с завидной регулярностью. Практически месяца не проходит без сообщений об очередном ЧП. В Красноярске за последние шесть лет упало аж семь кранов. В 2004 году при обрушении крана на строительную площадку пострадали трое рабочих, женщина с переломом позвоночника была доставлена в больницу. В 2005 году краны падали весной и осенью, причём на одной и той же строительной площадке с перерывами в несколько дней грохнулись три башенных крана. Самое громкое ЧП произошло ровно год назад - в марте 2010 года. Тогда на перекрестке улиц 9 Мая и Водопьянова на проезжую часть упал башенный кран, принадлежащий компании «Омега», пять человек получили травмы, повреждены десять автомобилей. Следствие по факту последнего ЧП велось почти год. В феврале 2011 года были обнародованы результаты: «Причиной падения крана явилась недостаточная надёжность стальных конструкций, что обусловлено наличием производственных дефектов болтов, соединяющих крепёжные устройства фундамента». Также было установлено, что материалы болтов не соответствовали рекомендованной ГОСТом марке стали. По результатам экспертизы было возбуждено уже другое дело - в отношении руководителя экспертной группы Иркутской экспертизы, которая выдала заключение о промышленной безопасности крана.

Как говорит технический директор экспертной организации, проводившей исследование крана, упавшего в 2010 году, АО «Научно-технический прогресс» Михаил Сашко, прошлогодний кран оказался китайского производства, в теле конструкции присутствовали трещины и микротрещины, непровары. Всё это иркутские эксперты не могли не заметить, возможно, просто не захотели обнародовать. С краном, упавшим 10 марта 2011 года, другая ситуация. Это техника российского производства, но очень старая.

- Башенный кран уже достиг старости, - сказал «Городским новостям» руководитель отдела Ростехнадзора по Красноярскому краю Виктор Третьяков. - Нормативный срок работы такой техники десять лет.

Как считают специалисты, оптимальный срок службы башенного крана ориентировочно 15 лет, после чего наступает критический износ узлов и агрегатов, общая усталость металла. По словам Виктора Третьякова, возможность использования строительной техники старше 20 лет определяется по общему её состоянию.

Как считает Михаил Сашко, причина частого падения строительных кранов кроется всё же в собственниках техники и их отношении к технике безопасности. По информации эксперта, кран КБ-403А, упавший 10 марта на стройплощадке, был приобретён у военных строителей за бесценок.

- Военные распродавали имущество по дешёвке, - считает технический директор НТП. - Кран работал много лет, все сроки эксплуатации уже прошли. Это объект повышенной опасности, который каждые 18 лет должен проходить экспертизу промышленной безопасности. А этот кран не стоял на учёте в Ростехнадзоре, экспертное заключение на него сделала какая-то московская фирма.

По мнению специалиста, существует три варианта причин падения башенного крана в Покровском: техническое состояние конструкции (возможно, в теле подъёмной техники есть дефекты), нарушение правил монтажа (он должен вестись по проекту производства работ, разработанному и утверждённому лицензированной организацией), нарушение путей (10 марта - один из первых дней оттепели, и если пути крана были устроены на насыпном мёрзлом неутрамбованном грунте, запросто могли «поплыть»). Впрочем, не стоит пускать из виду и сильный ветер и ухудшение погоды, о котором утром 10 марта предупреждали специалисты главного управления по ГО, ЧС и ПБ администрации города. Ветровую нагрузку кран воспринимает, он на это рассчитан. Но монтаж подъёмной техники в непогоду вести категорически запрещается.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА