Новости

Проспект Рабочий

Проспект Рабочий

Проспект РабочийУже для нескольких поколений красноярцев этот проспект остается не просто одной из главных городских улиц, широкой и удобной транспортной артерией, а чем-то значительно большим.
Для многих жителей правобережья, чьи детство, юность, взрослые годы прошли именно здесь или неподалеку, проспект Красноярский рабочий успел стать, без всякого славословия, частью их малой родины.

Вовсе не на пустом месте выпало залечь этому проспекту. Когда-то именно здесь проходил знаменитый Московский тракт, строительство которого по распоряжению Сената началось в далеком 1733 году. В 30-х годах теперь уже прошлого, но до сих пор памятного для красноярских старожилов, века на правобережье Енисея приступили к строительству огромного завода, нынешнего “Красмаша”. С его появлением, с закладкой других промышленных предприятий, появившихся по соседству с “Красмашем”, и началась история самого протяженного проспекта Красноярска.

Три городских района, словно стрела, пущенная вдоль Енисея, пересекают проспект — Ленинский, Кировский, Свердловский, но отсчет его истории начался все же в Ленинском. Району в этом году исполняется 67 лет, а его главная магистральная улица — проспект Красноярский рабочий — готовится встретить свое 55-летие.

— Первым, еще перед вой-ной, здесь, вдоль будущего Красраба, начал строить капитальное жилье завод им. Ворошилова, сегодняшний “Красмаш”, — вспоминает Людмила Тимофеевна Супруненко, член районного совета ветеранов. — Три четырехэтажных дома, огромное жилое здание с аркой и шестиэтажка — эти первые на правобережье кирпичные дома получили название, которое сразу же и прочно за ними закрепилось — Каменный квартал.

Строительство разрасталось, становясь все более масштабным, правда, большей частью оставаясь поначалу деревянным. Росли целые поселки — Постоянный, Технический, а вот названий улиц у них не было, только номера домов. Вплоть до начала 50-х огромный жилой массив, включавший в себя несколько рабочих поселков, например, именовался просто — 4-е почтовое отделение.

Вдоль широкого грунтового шоссе, которое в то время и представлял из себя будущий проспект, пролегала колея знаменитой мотани — рабочего поезда, состоявшего из паровоза и двух, иногда четырех вагонов, трижды в сутки привозивших рабочих на Ворошиловский завод, ТЭЦ-1. Здесь, на ТЭЦ, мотаня разворачивалась и шла обратно, забрав тех, кто отработал свою смену.

— Вечерами ее было видно издалека — искры из паровозной трубы летели, словно фейерверк, — вспоминает Анна Дмитриевна Кульга, председатель совета ветеранов ЦБК. — Была она для нас бедой и выручкой. Частушки даже про нее пели: “Не сама мотаня ходит, машинист мотаню водит”. Откуда пошло это название — “мотаня”? Потому что моталась она с одного конца правобережья на другой. А чтобы переправиться на левобережье, приходилось пользоваться понтонным мостом, переброшенным через Енисей, который в 10 вечера разводили. В общем, жили мы, почти как в Ленинграде.

— Сегодня, шагая по проспекту, частенько ловишь себя на воспоминаниях: а ведь прежде-то здесь все было совсем иначе, — признается Валентина Алексеевна Сизихина, председатель совета ветеранов завода синтетического каучука. — Вот тут, на месте нынешнего Восточного базара, когда-то стояли сплошные бараки, а вот здесь и домов-то никаких не было, лишь песчаные пустыри. Уж чем-чем, а своими песчаными барханами наш правый берег славился. Помню, даже в песне, сочиненной про наш завод, была строчка: “Среди песка построили СК”. Да и сам наш Красраб в то время был, пусть широкой, но обычной, грунтовой дорогой. Промышленная стройка на правобережье шла грандиозная — строились завод синтетического каучука, химволокна, аффинажный, химкомбинат “Енисей”, ЦБК, другие предприятия. Машины с бетоном, стройматериалами сновали без конца, пыль не оседала. Если ветер, то и разговаривать невозможно — песок набивается в рот, уши, глаза.

— Помню, до чего же мы были рады, когда одну часть грунтовой проспектной дороги наконец-то заасфальтировали, — продолжает Анна Дмитриевна Кульга. — Это сейчас горожанина асфальтом не удивишь, а тогда, в 54—55-м годах, его появление было для нас самым настоящим праздником. Вечерами, когда рабочий день заканчивался и машины переставали сновать по шоссе, мы все выходили на прогулку — на асфальт, по которому можно было пройтись на каблучках: ровно, гладко, это тебе не грунтовка, это блаженство!

В 57-м отслужившую свое старушку-мотаню заменил пущенный по проспекту трамвай, курсировавший до Предмостной, которая, правда, в ту пору Предмостной еще не именовалась, — проект Коммунального моста через Енисей только обсуждался. Проспект Красноярский рабочий и поныне остается главной магистралью движения городских трамваев, внешний вид которых за эти десятилетия очень изменился.

— Неузнаваемо изменилось многое, — признает Валентина Алексеевна Сизихина. — Посмотрите, каким нарядным и уютным стал сам наш проспект. Какими ухоженными и праздничными выглядят его дома, сколько любимых мест для отдыха появилось у жителей!

Восточные ворота городского правобережья — проспект Красноярский рабочий — готовится к юбилею. Как показало время, годы его только красят, делая привлекательней и уютней.

— У каждого района Красноярска свой облик и своя судьба, — рассуждает глава администрации Ленинского района Сергей Михайленко. — Красивый современный Ленинский район славен своей индустриальной мощью и замечательными традициями. Это район с богатейшей историей, в которой немало героических страниц. Наш район создавался в нелегкие военные годы и взял на свои плечи тяжелый груз тыловой жизни. И люди, которые приехали сюда более полувека назад, чтобы трудиться на предприятиях на благо Родины, были свидетелями того, как простая грунтовая дорога превратилась в красивейший проспект города, а вместо бараков выросли дома, уникальные по своей архитектуре. Ветераны района — его основоположники, а проспект Красноярский рабочий — неотъемлемая часть становления промышленного центра столицы Сибири. Это как артерия, с которой начиналась история района и которая по сей день — наша визитная карточка. Мы стараемся сохранить исторический облик района, но в то же время хотим, чтобы он становился год от года красивее. Признание ветеранов, старожилов района, что жизнь становится комфортнее, район красивее — для нас главная благодарность. Для этого мы и работаем.


НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА