ЖКХ и благоустройство
Как утеплить квартиру и сэкономить на отоплении?
Инструкция для тех, кто мёрзнет.
Цены на тепло взлетели этой зимой до небес, отдавать за этот ресурс приходится значительную часть дохода. Но при этом в квартире очень холодно. Жаловалась в управляющую компанию и энергетикам, говорят, что я должна самостоятельно утеплить квартиру. Расскажите, как это сделать, с чего начать. / Тамара Михайловна
Проблема холода в квартире возникла этой зимой не только у Тамары Михайловны, но и у многих других красноярцев. Для таких горожан, которые платят за тепло, но всё равно мёрзнут в собственных домах, подробную инструкцию подготовили специалисты Сибирской генерирующей компании (СГК) — главного поставщика отопления в краевом центре. Они разобрали наиболее частые проблемы, с которыми сталкиваются жители.
Дует от окон и балконов
Самый распространённый источник теплопотерь в доме — негерметичные окна и балконные блоки. В СГК считают, что в первую очередь нужно проверить проёмы. Для этого можно использовать пламя свечи. “Обводим окно или балконную дверь по высоте и ширине зажжённой свечой — там, где пламя будет колыхаться, там и дует, — советуют в СГК. Есть ещё один верный способ: посмотрите внимательно на откосы, где они грязнее, там и сквозит”.
Проблемы с дырявым остеклением можно решить с помощью сотрудников оконных фирм или самостоятельно: заменить изношенную резинку, отрегулировать окно или дверь, запенить откос, щель под подоконником. Специалиста лучше всего вызвать из той компании, которая устанавливала окна. А если изделие на гарантии, то фирма должна устранить дефекты за свой счёт. Кстати, в случае, если гарантия на окно или балконный блок ещё не закончилась, стоит вообще отказаться от самодеятельности. Вмешательство в недавно купленную конструкцию может стать поводом к тому, что фирма в дальнейшем откажется бесплатно обслуживать своё изделие.
В ресурсоснабжающей организации отмечают, что деревянные окна с двойными рамами, даже очень качественные, уступают по своим теплосберегающим свойствам современным стеклопакетам. Разница в теплопотерях будет как минимум десять процентов на каждое окно.
Тепло уходит через стены или пол
Ледяной пол и промерзающие углы — особенно часто на это жалуются жители панельных домов и те, чьи квартиры на первых этажах. В СГК рекомендуют в качестве временной меры утеплить пол ковром или уложить современные изоляционные полимерные материалы. Но параллельно необходимо обязательно исследовать недвижимость — узнать, почему уходит тепло. Причиной могут быть дефекты в межпанельных швах или отсутствие отопления в помещении, которое находится этажом ниже. Для решения вопроса нужно обратиться в управляющую компанию или ТСЖ, вызвать специалиста, который проведёт обследование и составит акт.
В СГК советуют проверку проводить с помощью тепловизора, который с лёгкостью найдёт утечку тепла, но делать это лучше всего в морозные дни. В течение десяти рабочих дней после заявки сотрудники УК должны провести исследование бесплатно: собственным прибором или оплатить наёмного специалиста. Тепловизионное исследование также помогает выявить утечки тепла на чердаках и в подвалах.
Если сквозит из швов, квартиру должны поставить в план на утепление. Услуга выполняется за счёт сметы на текущий ремонт. Это прописано в постановлении № 170 “Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда”. Стены в многоквартирном доме входят в состав общего имущества собственников помещений, и за их надлежащее состояние и ремонт отвечает управляющая организация. Ремонтировать швы допускается в любое время года, но качественно утеплить их можно только летом. Ремонт можно сделать и самостоятельно, но только после согласования с УК, иначе получить компенсацию за понесённые расходы будет проблематично.
Хрущёвский холодильник
На кухнях некоторых старых квартир сохранились подоконные холодильники, их ещё называют хрущёвскими, так как дома строились во времена правления Никиты Сергеевича. Они работают за счёт тонкой наружной стенки. Нередко в нише на задней стене есть вентиляционное отверстие, которое запускает внутрь холодный воздух. Удобно иметь такой бесплатный холодильник, но морозный зимний воздух из него легко попадает в квартиру. Особенно некомфортно в таких квартирах в ветреную погоду. Стоит подумать, нужен ли такой похититель тепла, или лучше демонтировать холодильник, а, может быть, хотя бы сделать дверки хрущёвской ниши герметичными.
Воздух в батареях
Холодные или неравномерно прогретые батареи — ещё одна из причин, по которой температура в квартире недостаточно комфортная. Почему радиаторы не греют, должны выяснить специалисты управляющей компании. В СГК отмечают, что, если не прогревается нижняя часть отопительного прибора, скорее всего, случился засор, недостаточно открыты или и вовсе неисправны вентили. В этом случае замену батареи производит хозяин квартиры (сам радиатор и вентили являются собственностью владельца квартиры). Если нет тепла от верхней части батареи, то, возможно, образовалась воздушная пробка. Когда не работает последняя секция, причина, вероятно, заключается в недостаточном давлении в системе. Эти неисправности должен устранять слесарь УК.
Бывает, что батареи холодные не в одной, а в нескольких квартирах по стояку. Поэтому ещё до прихода слесаря стоит поговорить с соседями. Если недостаточно тепла у всех, значит, нет циркуляции по стояку. Представитель УК должен провести развоздушивание всей общей трубы, убедиться в исправности вентиля на ней и в случае неисправности заменить. Стояки — это общедомовое имущество, поэтому их ремонт и замена должны выполняться за счёт управляющей компании.
Право на перерасчёт
Если холодно во всём доме — это повод проверить, соответствуют ли нормативам параметры теплоносителя (горячей воды в отопительной системе). В этом случае о проблеме нужно уведомить управляющую организацию — позвонить в аварийно-диспетчерскую службу. Специалисты УК должны замерить температуру и давление воды на входе и на выходе в доме. Если подозрение на снижение параметров подтвердится, управляющая компания вызовет экспертов СГК для проведения совместной проверки. При выявлении нарушений составляется акт о некачественно оказанной услуге, который подписывают представители УК или ТСЖ, ресурсоснабжающей организации и обратившийся с жалобой житель. Такой акт — основание для получения перерасчёта, корректировки платы за тепло. Это право закреплено в постановлении правительства РФ № 354.
В новых домах, которые находятся на гарантии, ответственность за дефекты швов несёт застройщик, даже если многоэтажка уже сдана в эксплуатацию. В соответствии с 214-ФЗ “Об участии в долевом строительстве”, гарантийный срок на конструктивные элементы (фундамент, стены, перекрытия, крышу, лестницы и так далее) составляет не менее пяти лет. В отношении технологического и инженерного оборудования (водопровод, отопительные системы, электрика, канализация, вентиляция) установлен гарантийный срок не менее трёх лет с момента передачи по акту первого помещения в доме.
Важно
Как составить акт о некачественном отоплении? При выявлении любой проблемы в первую очередь нужно обращаться в аварийно-диспетчерскую службу управляющей организации. Если диспетчер уже в курсе ситуации, он обязан проинформировать жителя о том, что случилось и когда проблема будет решена. Если о причинах подачи некачественных услуг неизвестно, УК должна провести проверку. Специалисты организации могут прийти в квартиру в согласованное с жителем время для составления акта. В этом документе указываются:
дата и время проведения проверки;
место в квартире, где проводится проверка;
выявленные нарушения;
инструменты и методы, с помощью которых проводится исследование, номер прибора и срок поверки;
вывод: факт некачественной услуги подтвердился (в этом случае дата составления акта будет датой начала предоставления некачественной услуги) или факт некачественной услуги не подтвердился.
Акты составляются по количеству лиц, которые участвую в проверке.
Если сотрудник УК не пришёл, акт можно составить аналогичным образом без него, пригласив для подписания документа двух независимых лиц, например, соседей или председателя совета МКД.