Проспект культуры

Как Василий Суриков повлиял на творчество красноярских живописцев

Школа в искусстве — это длительное художественное единство, преемственность принципов и методов.

Как Василий Суриков повлиял на творчество красноярских живописцев

О влиянии творчества Василия Сурикова на живопись красноярских художников в своей лекции рассказала недавно Лидия Дадыко, старший научный сотрудник Красноярского художественного музея. Был рассмотрен период от XIX века до наших дней и отмечены самые яркие представители творческой профессии.

Наше всё

К. С. Войнов. Закон тундры. 2018 г.

Талантливых художников в Красноярске много, но именно Василий Суриков стал первопроходцем.

— Он первым перешагнул стереотип “где родился, там и пригодился” и добился успеха в непопулярном для Сибири занятии, — отметила лектор. — Но если говорить о суриковских традициях, подразумевая определённую школу, то важно помнить, что Василий учеников не брал никогда, был “одиночкой”. Однако сумел повлиять на многие поколения живописцев, передав им свой секрет успеха — воспевать красоту и мощь родных мест.

Рисунки, наброски, этюды — в работах знаменитого земляка красноярцы могут узнать родные места, например, долину реки Базаихи напротив Студгородка, Такмак. Они вдохновляли художника с раннего детства, и даже когда Василий Иванович учился в академии, то несколько раз возвращался в Красноярск, потому что сибирская природа напитывала его силой и сподвигала на новые работы.

— Суриков писал в стиле реализма, в котором можно было максимально передать мощь родных мест. Все работы были на историческую тематику, многофигурные, где у каждого персонажа — своя яркая черта, поэтому картины можно рассматривать долгое время, — добавила Лидия Дадыко.

Обращался Василий Иванович и к национальным мотивам: путешествуя по Хакасии, рисовал представителей разных народов в аутентичных нарядах.

XIX век: лёд тронулся

Д. И. Каратанов. Станок Ангутиха. В чуме. 1940 г.

Дмитрий Каратанов (1874–1952), в честь которого названа улица в Красноярске, стал первым профессиональным художником, который пошёл по стопам Василия Ивановича. Они были знакомы — Каратанову было 14 лет, когда Суриков, уже будучи состоявшимся художником, приезжал в город. Василий Иванович помог Каратанову поступить в Академию художеств в Санкт-Петербурге. Однако из-за высокой стоимости обучения Дмитрий бросил академию и получил художественное образование уже в Москве.

В 1896 году Дмитрий Каратанов вернулся в Красноярск, и именно ему город обязан появлением первой художественной школы в 1910 году. Он сыграл большую роль в становлении профессиональной школы — Каратанов стал центром притяжения для красноярских живописцев того времени.

— Он так же, как и Василий Иванович, проявлял интерес к народам Севера — наиболее ярко это передано в работах “Зима” и “Станок Ангутиха”. Посёлок Ангутиха был расположен в 1 558 километрах от Красноярска и в 50 километрах от Туруханска. На картине изображён мужчина в чуме, раскуривающий трубку перед небольшим очагом. Каратанов любил отображать реальную жизнь.

XX век: агитация и мирная жизнь

Б. Я. Ряузов. Тундра. Прибрежный залив. 1965 г.

— Во время Великой Отечественной войны многие начинающие художники ушли на фронт и не смогли завершить профессионального образования. После Победы мастера стали возвращаться домой. В Красноярске появилась целая плеяда художников, — отметила лектор.

Один из них — Борис Ряузов. В 1939 году он поступил в Омское художественное училище, но отучился всего пару курсов.

— Можно сказать, что это первый художник-самоучка, который получил звание народного и был действительным членом академии художеств СССР, — отметила Лидия. — После войны все силы были направлены на создание мирной радостной жизни, и государство поддерживало искусство, делая заказы мастерам. Но художники не всегда могли перестроить своё творчество под реализацию конкретной задачи “сверху”. Ряузов нашёл альтернативу, совмещая заказ и свои желания. Интересуясь Севером, он начал писать места ссылки Сталина, его дом-музей в Курейке. Художник разрабатывал и свои темы — например, пейзажи, в которых всегда ощущается присутствие человека.

Ещё одним ярким представителем того времени стал Тойво Ряннель (1921–2012). Он, как и Ряузов, не доучился в Омском училище.

— Ряннель и Ряузов стали ядром красноярского Союза художников того времени. В 1959 году Тойво Васильевич завершил работу над картиной “Горные кедры”. Три могучих дерева вызывают ассоциации с богатырской мощью сибирской природы, со стойкостью людей, которые не страшатся трудностей. Считается, что это лучшая работа художника, — отметила Лидия Дадыко.

В 1970-е были особо популярны заказы на картины, отображающие быт рабочего человека. Отражением времени стали работы Тойво Ряннеля “Строительство ГЭС в Саянах. Левобережный котлован” и “Перекрытие Енисея в Саянах”.

— Искусство помогало передать дух времени, поэтому было много художников, была активная творческая жизнь. На масштабные стройки приезжали живописцы из Москвы, Ленинграда, других городов, — отметила лектор.

Вторая половина XX века: “прекрасное далёко”

А. А. Клюев. Красное озеро. 2000-е гг.

В 1950-х годах в Красноярске на проспекте Мира, 56 был достроен Дом художника. Появились выставочные залы, мастерские. В 1958 году открылось Красноярское художественное училище имени В. Сурикова — у художников появилась возможность получить в городе профессиональное среднее образование после окончания художественной школы.

В художественном училище с 1962 года преподавал Валерьян Сергин. Он родился в Красноярске, окончил местную художественную школу, а затем — Иркутское училище.

— Его работы разительно отличаются от тех, что созданы Ряузовым и Раннелем, которые начинали обучение в Омске, — подчёркивает Лидия Дадыко. — У них картины очень реалистичны и приближены к классическому изображению, в то время как у Сергина совершенно другой стиль. Иркутская школа больше нацелена на монументальную живопись, предполагающую мозаики, росписи крупных форматов, что проявилось в работах Сергина — широкие мазки, напоминающие стиль импрессионизма. В этой манере художник пишет всю жизнь.

В конце 1980-х годов открылся Красноярский художественный институт, где живописцы могли получить уже высшее образование. Это дало толчок дальнейшему развитию красноярской живописи.

В городе появилось множество художников, которые преподавали в вузе. Одним из таких мастеров стал Анатолий Знак (1939–2002), родившийся в посёлке Козулька. Завершив обучение в Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Репина, он вернулся в Красноярск. Его работы отличают угловатые формы персонажей, резкие переходы от одного цвета к другому — сохраняется школа Евсея Моисеенко, в мастерской которого учился Анатолий. Однако со временем его манера исполнения стала мягче.

В 1987 году в Красноярске открылось Сибирско-Дальневосточное отделение художеств СССР. При нём появились творческие мастерские живописи, скульптуры и графики, где художники с высшим образованием могли работать в течение трёх лет под началом своих руководителей.

Первым главой живописной мастерской был Анатолий Левитин (1922–2018), народный художник и академик, который более 30 лет посвятил работе с молодыми художниками.

— Работа “Тёплый день” 1956 года принесла ему известность, за неё Левитин получил бронзовую медаль на международной выставке в Брюсселе, — рассказала лектор. — Работа написана в 1950-е годы, стране нужны были оптимистичные картины — видно, что девушка начала уборку в новом жилье, залитом солнечным светом. Она смотрит в окно, куда-то вдаль, в “прекрасное далёко”.

В 1979 году Левитин написал “Вечер в саянских Черёмушках”. Показан двор в посёлке гидростроителей, находящемся возле Саяно-Шушенской ГЭС. В работе мастер передал круговорот жизни в одном дворе: здесь и младенец в коляске, и посиделки под гитару, и свадьба, и скорая помощь у подъезда.

XIX век: симбиоз школ

А. П. Левитин. В саянских Черемушках. 1979 г.

Константин Войнов (1960) прошёл все этапы красноярского художественного образования, учился у Анатолия Знака и в мастерской Анатолия Левитина. В творчестве чувствуется влияние Знака — переливы цвета, контрасты, при этом мастер работает в манере реализма, показывая красоту сибирской природы. Пример — “В краю дивных гор” (вид с набережной Дивногорска) и “Берег большой реки” (вид на Енисей с Академгородка).

— В 2018 году Войнов закончил работу над картиной “Закон тундры”, — приводит ещё один пример лектор. — Двое лосей-самцов встретились и склонили головы в предчувствии битвы на алом ягелевом поле. Ситуация динамичная: олени собираются выяснить, кто сильнее. Настроение передают краски, контрастность чёрного, белого и кроваво-красного.

Александр Клюев (1954) родился в Ужуре и по окончании обучения в Москве стал творить и преподавать в Красноярске.

“Заметна другая школа живописи в работах — более спокойные сюжеты и передача цвета”, — отмечает Лидия Дадыко.

Анатолия Левитина сменил Вадим Иванкин (1961), новосибирский художник. Сейчас он руководит мастерской творческой живописи в академии.

— В работах сразу чувствуется другая школа, другое восприятие и другие традиции — авангардизм. Но, несмотря на манеру кисти, его ученики ищут собственный стиль. Например, Александр Имедеев (1984) начал обучение в Иркутске, окончив училище и институт, после приехал в Красноярск на стажировку в мастерской Иванкина. Как и у Сергина, главное в работах — цвет, — подчёркивает лектор. — “На Млечном пути” — очень реалистичная монументальная пейзажная работа, написанная множеством оттенков синего: от бледно-голубого до иссиня-чёрного.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА