Добрый совет

Что такое карманные деньги и как приучать ребёнка к разумным тратам

По мере того как школьник взрослеет, родители постепенно перестают контролировать его расходы.

Что такое карманные деньги и как приучать ребёнка к разумным тратам

Давать или нет ребёнку деньги на карманные расходы? А если да, то сколько, и нужно ли контролировать траты? В каждой семье своё решение этих вопросов. Но большинство родителей и эксперты сходятся в одном: собственные деньги и планирование трат помогают ребёнку на практике осваивать финансовую грамотность.

Чем старше, тем больше

Только пять процентов красноярских родителей старшеклассников выдают ребёнку на карманные расходы более трёх тысяч рублей в неделю. Почти половина — 47 процентов взрослых респондентов не контролируют расход карманных денег детьми-подростками. Таковы данные опроса, проведённого сервисом по поиску работы SuperJob. В исследовании приняли участие родители детей от семи до семнадцати лет из Красноярска.

Опрос показал, что деньги на карманные расходы дают своим детям 69 процентов родителей младшеклассников и девять из десяти родителей подростков старше 11 лет. По мере того, как школьник взрослеет, родители постепенно перестают контролировать его расходы.

Чем старше ребёнок, тем, как правило, больше денег выделяют ему на карманные расходы. Так, школьникам семи — десяти лет чаще всего дают на эти цели до 500 рублей в неделю: о такой практике сообщили 75 процентов родителей. Ребятам постарше — от пятисот до тысячи. Больше всего на карманные расходы получают старшеклассники. Разумеется, суммы прежде всего зависят от уровня благосостояния семьи. Иногда на этой почве могут возникать конфликты: ребёнок, глядя на более обеспеченных сверстников, недоволен количеством “недельных” денег, родителям не нравится, на что он их тратит. Достичь компромисса позволяет как раз та самая финансовая грамотность, которой стоит обучать ребёнка уже с младшего школьного возраста.

Александр Меркулов, директор центра профориентации, педагог по финансовой грамотности, рекомендует начинать разговаривать с детьми о деньгах и для чего они нужны лет с трёх-четырёх. В этом возрасте малыш уже понимает, что на деньги можно что-то купить. Тогда и уместен первый разговор на доступном ребёнку языке о том, что есть ограничения и нужно расставлять приоритеты.

Учёба и уборка — это обязанность

Планируя с ребёнком его собственный бюджет, родителям следует чётко определить, что же такое вообще карманные деньги и какие у них источники. Не стоит платить ребёнку за хорошие оценки и выполнение домашних или других обязанностей. Если внук регулярно моет у собственной бабушки посуду и полы за пятьсот рублей, он не поймёт, что такое помощь, участие, сочувствие, поддержка близких. А учёба — это прямая обязанность ребёнка, платить за которую родители не должны.

По оценке педагога, примерно восемьдесят процентов школьников сегодня имеют собственные деньги. В основном они получают их от родителей и родственников. Поводы разные: это могут быть и оговоренные суммы на неделю, и подарки к каким-то датам и событиям.

Примерно треть ребят тратят деньги сразу, но большинство детей всё-таки пытаются откладывать.

— Карманные деньги — это то, что ребёнок может потратить на своё усмотрение, — поясняет Александр Меркулов. — Родительский контроль необходим, но не стоит пытаться влиять на выбор, за исключением случаев, когда дети намерены купить что-то вредное для себя.

Наблюдение последних двух лет: после пандемии в среднем суммы карманных денег уменьшились. Вероятно, причиной этому стало ухудшившееся материальное состояние семей, родителям пришлось урезать некоторые статьи расходов. Ещё одна укрепившаяся тенденция — переход на безналичный расчёт. Однако детям лучше давать наличными, поскольку так школьники лучше осознают траты. Карточки, мобильные банки и у ребят, и у взрослых могут создавать иллюзию бесконечности денег.

— У нас есть такой неудачный опыт планирования расходов карманных денег, — рассказала красноярка Ирина, мама одиннадцатилетней Миланы. — Летом мы оформили дочери детскую карту для покупки различных мелочей. Но деньги очень быстро заканчивались, по отчёту в мобильном банке я поняла, что траты были в основном в продуктовом магазине. Выяснилось, что дочь покупала соки, печенье, шоколадки многочисленным друзьям. Милана не хотела выглядеть жадиной и от души угощала друзей. Кстати, без взаимности. Одна из девочек даже стала капризно требовать, чтобы ей покупали сок. Пришлось объяснять дочери, чем плоха излишняя щедрость. Карту всё же пришлось заблокировать. Теперь дочь копит наличными, недавно с подарочных денег на день рождения от семьи и друзей купила себе новый телефон.

На что же чаще всего детям и подросткам требуются карманные деньги? В основном школьники хотят купить одежду и аксессуары определённых модных в их среде брендов. Также дети нередко копят суммы на покупку различных электронных устройств — наушников, смартфонов, часов. Младшие школьники любят тратить деньги на различную канцелярию, сладости, чипсы и прочую не слишком полезную еду.

На что копим?

Как поясняет Александр Меркулов, карманные деньги, как и другие средства, нуждаются в грамотном подходе. Ребёнка нужно учить управлять собственным бюджетом.

Если речь идёт о накоплении, то необходимо определить цель и необходимую сумму. Далее — разбить процесс на этапы и достигать их постепенно. Ребёнку нужно объяснить, что ради большой цели, например, нового телефона, иногда стоит отказаться от каких-то ненужных трат.

— После четырнадцати лет уже можно найти подработку, — говорит Александр Меркулов. — Знаю немало примеров, когда пятнадцатилетние ребята успешны в какой-то деятельности и получают за это деньги. Но подработка не должна отнимать время от основной учёбы, хорошее образование — необходимость.

Старшеклассники находят разные способы заработать. Кто-то помогает родителям и знакомым семьи в какой-то профессиональной сфере. Также ребята используют уже имеющиеся навыки работы на 3D-принтерах, программирования, знание иностранных языков. Есть школьники, увлечённые хенд-мейдом и уже сумевшие это монетизировать.

Акцент

Поощряя желание ребёнка заработать собственные деньги, родителям необходимо контролировать то, чем занимается подросток, и предупреждать его о возможных рисках.

Напомните детям о том, что нельзя никому без ведома родителей сообщать персональные данные. Нельзя совершать финансовые операции на подозрительных ресурсах и соглашаться на сомнительные предложения заработка. Обещания получить большие суммы за короткий срок или за выполнение несложных действий также должны вызывать настороженность.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА