Наука и образование

Валерия Марачковская: «Это сложно: здесь оценки ставят тебе»

Валерия Марачковская — о любви к предмету, мотивации учеников и участии в конкурсах.

Валерия Марачковская: «Это сложно: здесь оценки ставят тебе»

Дмитрий Шабалин

Валерия Марачковская хотела быть учителем математики. Но обстоятельства сложились так, что путь к мечте занял больше двух десятилетий. Победа в профессиональном конкурсе в очередной раз подтвердила: всё было не зря. Преподаватель математики гимназии № 16 Валерия Ивановна заняла первое место в муниципальном конкурсе “Учитель года — 2023”. Сейчас она успешно участвует в краевом состязании.

Поняла: надо рисковать

— Я выросла в Игарке, окончила там школу. Но по семейным обстоятельствам у меня не получилось сразу переехать в Красноярск, чтобы учиться здесь. Поэтому я поступила в местное педагогическое училище. Через два года, накопив стипендию, приехала в краевой центр.

Изначально собиралась поступать в пединститут, быть учителем математики. Но за это время веру в свои знания по математике потеряла. Думала, что уже всё подзабыла и не сдам вступительные экзамены. А у меня амбиции такие: или хорошо, или никак. Поэтому подала документы в техникум физической культуры. Тем более что занималась баскетболом. Отучилась, пришла работать в эту школу. Параллельно получила высшее образование — заочно окончила Омскую государственную академию физкультуры и спорта.

Пока работала учителем физкультуры, постоянно общалась с нашими математиками. Что-то обсуждали, где-то я объясняла. Всё вертелось рядом с этим предметом, и моя любовь к нему не проходила. Получилось, что однажды мне пришлось заменять учителя: вести математику у моих ребят, я была классным руководителем. Поняла, что владею школьной программой, надо рисковать. Прошла переподготовку и получила диплом о втором высшем образовании. Пятый год преподаю математику, до этого двадцать три года отработала учителем физкультуры.

— Откуда у вас любовь к математике и, в принципе, к педагогике?

— Математика — наука наук. И подумать можно, и порешать, и покреативить, и логику показать. В принципе, математика всю жизнь сопровождает каждого из нас, без знания этого предмета тяжело. Да, может быть, среднестатистическому человеку синусы и косинусы не пригодятся, но различными расчётами, вычислениями пользуются все. И многие современные технологии базируются на математических знаниях. Кстати, я изначально, будучи школьницей, выбирала между программированием и математикой.

— Не жалеете, что не выбрали первый вариант? Может быть, получите третье образование?

— Иногда жалею, когда вижу, каких успехов добились в этой сфере мои одноклассники. Но если бы я решила получать третье образование, возможно, выбрала бы такой предмет, как география. Он мне очень нравится. В принципе, считаю, что у грамотного человека должен быть широкий кругозор.

Если вернуться к теме педагогики, моя бабушка получила педагогическое образование. Но работала не учителем, а воспитателем в детском саду в Игарке. Когда я была маленькой, много времени проводила с бабушкой. Она и мама всегда говорили: учиться надо хорошо и с интересом. Кроме того, у меня три младших брата, постоянно с ними нянчилась. Так что будущая профессия “возникла” сама собой.

Должен быть азарт

— Как педагогу заинтересовать ребёнка своим предметом?

— Прежде всего, у самого учителя должен быть азарт. Педагог должен любить свой предмет, чтобы подзудить ребёнка, разжечь огонёк интереса. Одного на слабо взять, другого убедить, что без этого предмета не получится выучить то, что нравится ученику. Ведь существует такое понятие, как предмет в предмете. В результате и у детей должен появиться азарт.

— Насколько современные школьники мотивированы на учёбу?

— Мне кажется, дети всегда одинаковые. Просто сейчас они больше времени проводят с гаджетами, используют их как источник информации. Найти что-то в интернете гораздо быстрее, чем раньше — перечитывая книги. Педагогу увлечение учеников гаджетами и помогает, и мешает. С одной стороны, современные технологии можно использовать, чтобы облегчить учебный процесс. В жизни всё равно ребята постоянно сидят в гаджетах, пусть научатся извлекать из них пользу. С другой стороны, плохо, когда ребёнок, например, таблицу умножения постоянно смотрит в телефоне. Наизусть не знает.

На самом деле, в пятом, шестом классе дети хорошо мотивированы на учёбу. Чем младше школьник, тем больше он настроен на учебную деятельность. И дома его ещё родители подстёгивают, и самому интересно. Важно не упустить этот момент, продолжать поддерживать интерес. Где-то упражнения на логику даёшь, где-то — олимпиадные задачки, которые подразумевают разные решения. И неизвестно, какое правильное, может быть, именно твоё — нестандартное. Чтобы не думали, что все решения одинаковые. Даёшь детям некоторую свободу, возможность экспериментировать. Этим пытаешься увлечь.

— Приводите конкретные примеры, как математика присутствует в обычной жизни?

— Конечно. Например, проходим десятичные дроби, даю им домашнее задание: найдите их примеры в магазине. Или пропорции изучаем, обсуждаем, где они могут в жизни пригодиться. Кто-то быстро находит аналогии, некоторые даже не понимают, как математика в их жизни присутствует. Показал, объяснил, глядишь — и интерес проснулся. Может быть, ребёнок и не собирался связывать будущее с математикой. А за интересом ниточка потянулась — эта наука понравилась. Какие-то базовые моменты хромают, которые в начале упущены были? Не беда: если есть желание и интерес, всё можно подтянуть.

У меня есть три выпускника девятого класса, которые поступили в физико-математическую школу СФУ. Одну девочку после успешного выступления на городской олимпиаде пригласили в инженерный класс гимназии “Универс”. Она перешла туда, следом выиграла ещё одну олимпиаду.

— Вы не согласны с мнением, что мальчикам точные науки даются легче, чем девочкам?

— Нет. Девочкам сложнее в другом плане. Точные науки быстро двигаются вперёд. А женщинам зачастую много времени приходится уделять семье и детям. В эти жизненные периоды наука может ускакать. Поэтому и сложилось такое обывательское мнение: женщины в науке не сильны. На самом деле, если женщина упрётся, она большего, чем мужчина, может достигнуть. Вопреки всему.

— Как вы относитесь к ЕГЭ и ОГЭ как вариантам проверки знаний?

— Неоднозначно. Какие-то точные предметы таким образом можно проверить: решил, написал ответ. Но только там, где не может быть иного варианта. Даже по второй части ОГЭ и ЕГЭ по математике у меня есть сомнения. Есть ребята, которые в уме всё решают, но не любят оформлять по шаблонам, решать по одной схеме. В результате такие ответы им не засчитывают. У меня были подобные истории в личной практике. Дети, которые поступили в школу СФУ, вторую часть ОГЭ выполнили, но им её не засчитали. Один ученик подал на апелляцию. Ему пояснили: ты неправильно оформил решение. Да, таких детей немного, я называю их гениями.

— Вы разрешаете ученикам переписывать неудачные работы, исправлять плохие оценки?

— В большинстве случаев разрешаю. Есть ряд оценок, которые не даю исправить принципиально. Те, которые получены из-за лени, из-за того, что ребёнок просто что-то не сделал. В остальных ситуациях — пожалуйста, приходи, переделывай. Ты же в этот момент решаешь другой вариант, разбираешься с темой.

— Сейчас у вас есть классное руководство? И какой вы руководитель?

— Да, у меня девятый класс. Коллектив сложился дружный, и родители ответственные. Если мама и папа в учёбе не помогают, педагогу в одиночку не справиться. И с воспитанием то же самое. Мне наши родители нравятся тем, что они заинтересованы в учёбе своих детей.

Я демократичный классный. Могу поругать детей, повысить голос только в крайнем случае, если совсем меня выведут. Но в целом мы больше как друзья. Мои ребята — взрослые люди, большинству уже по шестнадцать лет. У каждого — свои мнения, амбиции, мировоззрение. Это нужно учитывать. Мы с классом постоянно куда-то выезжаем, ходим. Вне школы ребята больше проявляют себя, свои симпатии, антипатии, интересы. В школе ребёнок молчит, а тут оказывается, что он замечательный собеседник.

В принципе, атмосфера в коллективе влияет на успеваемость. Если в классе один вредитель появится, за ним по цепочке — другие маленькие вредители. В итоге формируется комок недовольства, что мешает остальным. Это плохо в любом коллективе. Поэтому надо сразу принимать меры, разговаривать с ребёнком, его классным руководителем, родителями. Выяснять, что происходит с учеником, почему он так себя ведёт. Иногда проблемная ситуация быстро решается, иногда вернуть комфортную атмосферу трудноисполнимо.

Здесь оценки ставят тебе

— Почему вы приняли решение участвовать в конкурсе “Учитель года”?

— Я и до этого, если появлялись возможности, участвовала в разных состязаниях. Кто-то считает, что конкурсы — лишние сложности. Моё мнение: это вариант для профессионального роста. Ты попадаешь в некомфортную атмосферу. Будучи учителем, ты оцениваешь, а здесь оценки ставят тебе. Это сложно. Но когда совсем затухаешь на работе, в чём-то таком поучаствовать полезно.

Для этого конкурса мы готовили медиавизитку, где рассказывали о себе всю правду. В том числе и о том, почему решили принимать участие в состязании. В прошлом году моя пятилетняя крестница выиграла в конкурсе чтецов. Она была счастлива, похвасталась передо мной: “У меня грамота есть, а у тебя нет”. Я ответила: “Ну ладно, значит — будет”.

Ещё в июне сказала директору гимназии, что готова участвовать, если будет возможность. Самым сложным этапом для меня оказался сбор документов, грамот, оформление бумаг. Потом всё пошло по накатанной. Мне очень помогали наш директор Светлана Викторовна Савченко и завуч Елена Васильевна Кислова. Она настраивала меня: всё сможем.

— Был момент, когда вы поняли, что победили? Или интрига сохранялась до последнего?

— Целью было получить удовольствие от всех этапов конкурса. После каждого Елена Васильевна спрашивала меня: “Кайф словила?” Да. Значит, уже выиграла, идём дальше.

Последним этапом был профессиональный разговор. После него я вышла с мыслью, что мы выиграли. Потом, когда на церемонии начали объявлять имена лучших, паника охватывала, но я успокаивала себя: всё хорошо, мы точно победим.

— У вас есть профессиональная мечта?

— Поехать на всероссийский конкурс в Москву. Хотелось бы добиться максимума. Но не знаю, как получится. Первый этап краевого конкурса прошёл, задача минимум сделана: я попала в двадцатку из 48 участников. Полуфинал, финал пройдут с 17 по 21 апреля. Буду стараться.

Нюанс

В 1963 году директором школы № 11 (тогда так называлась гимназия № 16) стала Нина Превер. В начале 1970-х годов под её руководством в учреждении были созданы специализированные физико-математические классы. Тогда о таком профильном обучении никто ничего не слышал. Открыть эти классы школе помогли родители учеников, известные красноярские учёные. Чтобы попасть сюда, нужно было пройти настоящий конкурс. Его проводили сначала среди учеников школы, потом — всего Красноярска.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА