Стадион

Владимир Петроковский: «Основная задача — сохранить русский костяк»

Директор БК “Енисей” о расставании с Драженом Анзуловичем и об итогах сезона.

Владимир Петроковский: «Основная задача — сохранить русский костяк»

Мужской “Енисей” остановился в шаге от плей-офф. Красноярцам не хватило одной победы, чтобы занять заветное восьмое место и побороться в матчах на вылет. При этом вторую часть сезона сибиряки провели очень хорошо, выиграв восемь игр из десяти. Женская команда, обошедшаяся в этом сезоне без легионеров, в плей-офф попала и едва не сотворила сенсацию в первом раунде. От исторической домашней победы над УГМК красноярок отделила всего одна четверть. При этом девушки продолжают играть в турнире за 5–8-е места. Директор клуба Владимир Петроковский подвёл итоги сезона и объяснил, что будет главным для клуба в это межсезонье.

— Вы сейчас с женской командой в Самаре. Насколько важен для “Енисея” этот утешительный турнир за 5–8-е места?

— Результат всегда важен. В силу определённых обстоятельств мы взяли перед сезоном игроков в женскую команду, большинство из которых на протяжении карьеры получали мало времени на площадке. И для них каждый матч, каждая победа очень важны в плане становления, веры в свои силы. Они понимают, что могут играть и побеждать, брать ответственность на себя, а не таскать рояль за легионерами. Дело даже не в итоговом месте, основную задачу на сезон мы уже выполнили — попали в плей-офф. И это для многих в баскетбольных кругах стало сюрпризом. И мужскую, и женскую команды мы нацеливаем не на какое-либо место, а на то, что самый важный матч состоится именно сегодня, и в нём обязательно нужно одержать победу. Главное — развитие игроков, раньше о многих из этих девушек мало кто знал, а сейчас они уже заявили о себе, прогрессируют. От этого получаешь удовлетворение. Откровенно говоря, за чемпионство нам бороться практически невозможно, но свою лепту в развитие игроков вносим. Девочки в нашей команде получают определённый стартап, а дальше всё зависит только от них.

— Во втором матче серии плей-офф с УГМК вы выигрывали у сильнейшей команды России на протяжении трёх четвертей. Для вас это стало неожиданностью?

— Если бы выиграли — это было бы просто фантастикой. У мужской команды подобное случалось, когда мы побеждали ЦСКА, и наши девушки были очень близки к чуду. Я думаю, каждый клуб Премьер-лиги мечтает взять верх над УГМК. Мы провели шикарную первую половину, что стало откровением для меня. Наверное, и для самих девчонок такая игра и результат стали сюрпризом. В третьей четверти держались. А потом будто напугались того, что можем выиграть. Где-то свои открытые броски не смогли реализовать, перенервничали. Нужно работать над собой в психологическом плане, верить в то, что невозможное возможно, если ты всё отдашь для достижения результата. Наши баскетболистки знают, что мы верим в них, делаем всё, чтобы они не отвлекались на различные мелочи, а только тренировались и играли. И с УГМК они бились не только за себя, но и за клуб, который всегда на их стороне и во всём поддерживает своих игроков.

— Женская команда провела этот сезон без легионеров из дальнего зарубежья. Что будет в следующем году? Иностранки появятся или ставка будет сделана на этот коллектив, уже закалившийся Премьер-лигой?

— Женские команды комплектуются в феврале — марте, и в прошлом году в начале весны началась истерика у агентов: дескать, иностранок в Красноярск подписать будет невозможно. Мы с главным тренером Ольгой Александровной Шунейкиной решили сыграть вдолгую. Сделали ставку на нераскрученных и мало кому известных российских баскетболисток, заключили с большинством из них долгосрочные соглашения. И этот сезон мы видели в первую очередь как этап для того, чтобы раскрыть девчонок, вывести их на новый уровень, создать определённый костяк в команде на будущее. Осознавали риски в плане результата. Могли не попасть в плей-офф, потому что не так много игроков имели полноценный опыт на уровне Премьер-лиги. Хотя нацеливали девочек с самого начала, что иностранок не будет и надо учиться быть лидерами, брать игру на себя и решать исходы поединков. Хотя уже в мае агенты стали предлагать множество вариантов по легионерам, но мы не стали менять концепцию построения команды. Планировали наиграть состав, а потом точечно усилить его иностранками, чтобы быть конкурентоспособными и в России, и в европейских кубках.

Сейчас понятно, что в Европе мы в следующем сезоне не будем, и на сегодняшний день команда практически сформирована. Осталось две вакансии. Мы рассматриваем на них именно российских игроков, предложения тем, кто нас интересует, сделаны. Понятно, что звёзд первой величины подписать не сможем. Но у “Енисея” есть определённые плюсы, которые играют в нашу пользу. Взять хотя бы факт, что за полтора года четыре наших баскетболистки были вызваны в сборную. У нас игроки развиваются. Знают, что клуб их не обманет, что у нас одна баскетбольная семья, в которой все друг за друга.

— Сезон у мужской команды получился неоднозначным. На втором этапе “Енисей” значительно прибавил и во второй шестёрке смотрелся прекрасно, но из-за неудачно проведённой первой части регулярки для выхода в плей-офф не хватило совсем немного. Почему так получилось? Команда специально готовилась выйти на пик именно во второй части сезона?

— Глобального анализа пока не было, поэтому выражу исключительно собственное мнение. Я, наверное, впервые в жизни столкнулся с тем, что в предсезонных играх команда выглядела гораздо лучше, чем в начале чемпионата. Обычно бывает наоборот. Со старта сезона начинаем прибавлять и вскоре входим в игровой ритм. А в этот раз на старте Единой лиги ВТБ мы выглядели хуже, чем в предсезонке. На то были объективные причины, не удалось подписать игрока, на которого мы очень рассчитывали. Плюс баскетбольный бог где-то от нас отвернулся. В стартовом поединке с “Нижним Новгородом” удача могла быть и на нашей стороне, но уступили после второго овертайма. Да и вообще по сезону мы в шести играх проиграли последним броском. Если бы всё сложилось иначе, уверенность у команды была бы на ином, более высоком уровне.

— Вы в начале чемпионата говорили, что ждёте значительного прогресса от Владислава Трушкина и Тимофея Герасимова. Надеетесь на них как на лидеров. Они оправдали эти надежды?

— Нельзя просто так проснуться и сказать: “Я — лидер”. Должен случиться какой-то переломный момент, чтобы игроки почувствовали себя таковыми. Со старта у ребят не сложилось, не ощущалось в них должной уверенности. Шла притирка внутри коллектива, распределение ролей. На сборах казалось, что эти процессы уже идут к завершению, но потребовалось больше времени. Трушкина нельзя назвать молодым игроком. Он уже имеет определённые имя и статус, но бремя лидера — тяжёлая и психологически затратная ноша. Какие-то ошибки могут повлиять на настроение и, как следствие, на игру. Хотя Влад психологически устойчивый человек. Что касается Герасимова, то он каждый год прогрессирует. Тимофея высоко ценят, на финише дозаявочного периода к нам обращались по его поводу сразу несколько клубов, планирующих вести борьбу за медали. Герасимов наилучшим образом показал себя на втором этапе. И мы увидели игрока, которого хотели наблюдать с самого начала чемпионата. Думаю, что в межсезонье Тимофей проведёт собственную работу над ошибками, прибавит в психологии и продолжит прогрессировать в следующем сезоне.

— Будет он это делать в “Енисее” или в другом клубе?

— Очень надеюсь, что в “Енисее”.

— А Трушкин?

— Аналогично. Это наша основная задача — сохранить русский костяк. Мы и в этом сезоне имели меньше всех иностранцев, опирались на отечественных баскетболистов, хочется эту тенденцию продолжать.

— Кто-то из россиян “Енисея” превзошёл ваши ожидания?

— Герасимов в концовке сезона. Прибавил Сергей Балашов. У него есть всё для прогресса. Руки хорошие, светлая голова. Не хватает, на мой взгляд, хорошей такой игроцкой наглости. Слишком воспитанный человек, чересчур мягкий. Надо ему научиться находить в себе спортивную злость, и тогда он способен громко заявить о себе. И этот сезон в некоторых моментах показал, как Балашов может играть. И в сборной он приятно удивил. Мне даже показалось, что в национальной команде Серёга порой играл лучше, чем в клубе.

— В “Енисее” в конкурентах у Балашова был Джеймс Томпсон, может, поэтому ему тяжело выйти на первые роли. Всё-таки американец в последних сезонах показал себя лидером и человеком, на которого всегда можно положиться.

— Чисто в игровом плане арсенал Балашова куда богаче. У него хороший средний бросок, может трёхочковый забить. У Томпсона такого нет, но Джеймс подкупает своим отношением, своей открытостью. Он боец, всегда сражается до конца и на тренировках, и в играх. Томпсон ограничен технически, в отличие от Балашова. Серёге надо поработать над характером, и тогда он сам удивится, на что будет способен. А в прогрессе Томпсона “Енисей” сыграл большую роль. Изначально мы его брали как узкоспециализированного игрока, чья основная задача — подбирать мячи и ставить заслоны. У нас же он стал пробовать обыгрывать один в один, в концовке сезона стал попадать средние броски. Джеймс прибавил значительно за эти сезоны в Красноярске.

— Почему не сложилось у Орландо Коулмэна? Опять же в начале сезона вы говорили, что возлагаете на него большие надежды, что он способен переворачивать игры. Но ничего подобного мы так и не увидели.

— Коулмэн очень сильный индивидуально, у него шикарные данные для баскетбола, и когда мы его брали, то понимали, что он находится как бы вне коллектива. Но при этом надеялись, что Орландо будет делать разницу и решать исходы матчей. Однако с самого начала Коулмэн как-то не попал в ритм. Он работал на тренировках, никаких проблем с ним не было, вроде бы слушал тренера, но не слышал. К Орландо были большие претензии по командному взаимодействию в защите. И Дражен Анзулович с ним разговаривал, и я сам много раз беседовал, но Коулмэн так и не понял до конца всех требований. Возможно, его индивидуализм всё-таки вышел на первый план и перевесил пользу, которую он приносил команде.

— В отличие от Коулмэна, с которым не угадали, Анджело Уорнер проявил себя достаточно неплохо.

— Дело даже не в том, что не угадали, просто возможное качество игроков на рынке для российских команд значительно снизилось. Раньше мы подписывали Каспера Уэйра, а теперь он в ЦСКА, это же о многом говорит. Уорнер в принципе оправдал ожидания и дал “Енисею” то, что мы и планировали.

— Уорнер и Томпсон остаются?

—Когда мы прощались перед отпуском, Анджело сказал, что ему всё понравилось в “Енисее”. “Если буду нужен, просто позвоните, всё обсудим”, — вот его слова. Он кайфовал в Единой лиге ВТБ. Получал удовольствие от игры и конкуренции, несмотря на долгие перелёты и прочее. Что касается Томпсона, то Джеймсу нравятся Красноярск и красноярцы. Но условия диктует рынок, поэтому сейчас трудно говорить, как будет. Самое главное — определиться с новым тренером. Это приоритетная задача на сегодняшний день. Селекция на новый сезон не принесёт ничего революционного. Мы будем стараться забить ростер российскими игроками, а если на какие-то позиции их не найдём, будем рассматривать легионеров. Сейчас по иностранцам тяжело планировать. Ясность появится через месяц-полтора. Повторюсь, что основная задача — не потерять ключевых игроков из этого состава. А уже потом попробовать его усилить.

— Дражен Анзулович провёл в Красноярске четыре года. Оставался в команде и во времена ковида, и в прошлом сезоне, когда вроде бы его уход выглядел решённым делом. И вдруг сейчас он отправился в “Самару”, которая оказалась ниже “Енисея” в турнирной таблице. Чья это инициатива: клуба, самого Дражена или такова жизнь?

— Это решение Анзуловича. И здесь не нужно смотреть в таблицу. У “Самары” бюджет больше нашего и возможности по селекции куда обширнее. Думаю, что Дражен психологически устал от ситуации, в которой он не всегда получает тех игроков, которых ему хочется. Анзулович, когда прощался с командой, сказал, что планировал провести здесь год, максимум два. Задержался на четыре. И эти сезоны, по его словам, пролетели незаметно, он испытывал удовольствие от работы в “Енисее”, которая стала самой длительной в карьере Дражена, даже в чемпионской “Цибоне” в Хорватии он провёл три сезона. Есть склад людей, которым периодически нужно что-то менять, и с его стороны всё это выглядит логично. А нам жаль терять такого специалиста. Считаю, что он один из самых сильных тренеров за всю историю “Енисея”. Дражен понимал наши проблемы, не психовал, а работал и делал всё на благо клуба. В общем, расстались по-доброму.

— По новому главному тренеру в приоритете российские специалисты или рассматриваете иностранцев?

— Есть список кандидатов на роль тренера “Енисея”. Там и известные всем имена российских специалистов, и те, кто не на слуху. Но мы рассматриваем и иностранных тренеров. Поиск идёт, собираем информацию, чтобы принять решение, которое устроит всех.

— Когда оно будет принято?

— Хотел бы этот вопрос закрыть ещё вчера. Работаем. Вскоре всё узнаете.

— На ваш взгляд, баскетбольный “Енисей” сейчас интересен красноярцам, популярность клуба растёт или наоборот?

— Пандемийное время, конечно, ударило по нам. Люди отвыкли ходить на баскетбол. И в этом сезоне мы бились за возвращение зрителя, придумали новую упаковку матчей, пытались развлекать болельщиков. Думаю, что о нашем клубе стало знать больше красноярцев. Другое дело, как вы правильно замечаете, за время, что мы в отечественной элите, зритель переформатировался. Ему недостаточно просто приходить и смотреть на игры с ведущими клубами страны, болельщикам нужны победы. Когда выигрываем две-три игры, количество людей на трибунах возрастает. Все привыкли, что мы каждый год пытаемся попасть в плей-офф. Порой это удаётся, порой — нет. Если команда в одном или двух сезонах попытается побороться за медали чемпионата, то ажиотаж возникнет, и даже если потом всё вернётся на круги своя, он никуда не денется. Мы благодарны учредителям, что бюджет на клуб не снижается, и стараемся сделать всё, чтобы большой баскетбол в Красноярске жил и привлекал на трибуны новые лица.

Досье

Владимир Петроковский

Красноярский баскетболист и тренер. Мастер спорта.

Дата и место рождения: 4 августа 1970 года, Красноярск.

Карьера: всю игровую карьеру провёл в “Енисее” (1986–2000 годы). Выступал за молодёжные сборные СССР и России.

С 2001 года и по сегодняшний день — директор БК “Енисей”. До 2008 года совмещал посты главного тренера мужской команды и директора клуба. В сезоне 2006/07 выиграл с “Енисеем” Суперлигу “Б”, впервые в истории выведя красноярский клуб в элиту отечественного баскетбола, а в сезоне 2012/13 женский “Енисей” впервые в истории завоевал право играть в Премьер-лиге.

Входил в тренерские штабы сборных команд России. В 2007 году работал ассистентом главного тренера на Всемирной летней универсиаде.

Фото предоставлено пресс-службой БК “Енисей”

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА